Никакого проклятия не было!

Празднование столетия Камерного театра Александра Таирова и Алисы Коонен – продолжается!

В Третьяковке на Крымском Валу не сегодня-завтра закроется выставка работ Георгия Якулова – «Мастер разноцветных солнц». Конечно, услышав об этой выставке, я немедленно туда побежала. Увидела оригиналы картин, эскизов декораций и костюмов к спектаклям различных театров.

Георгий Якулов – художник и сценограф, его представляют авангардистом, близким к имажинистам. Имажинизм – от слова «image» – образ. Коней изображал похоже на двинскую народную прикладную роспись – как на прялках и проч.

Плоское изображение, обратная перспектива, цветовые пятна, выделяющие какую-то область изображения, – как на иконах. Кстати, икона – образ, похоже на игру этих понятий.

Он дружил с Сергеем Есениным, Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем, Рюриком Ивневым, иллюстрировал их книги, рисовал их портреты. «Лик Есенина» – бесплотное такое существо не от мира сего, а рядом – карандашный рисунок, изображающий поэта в привычном нам виде.

Я впервые услышала эту фамилию в связи со сценографией Камерного театра. В спектакле-посвящении «Камерный театр. 100 лет» его представлял нам артист Алексей Рахманов.

В 1920 г. Георгий Якулов работал над сценографией «Принцессы Брамбиллы» в Камерном театре Александра Таирова.

В спектакле-посвящении театра имени Пушкина «Камерный театр. 100 лет» режиссёр Евгений Писарев и драматург Елена Гремина рассказали нам о том, что Таиров предложил даже запирать Г.Якулова в театре на ночь, чтобы он успел сделать эскизы к спектаклю. Но запирать не пришлось – художник работал очень увлечённо.

Чистые, ясные, однотонные цвета задников в спектаклях Таирова (как мы видели в спектакле-посвящении театра имени Пушкина), похоже, шли от сценографии Якулова. Якулов был примерно ровесником Александра Таирова и Алисы Коонен, он 1884 года рождения.

Эскиз к спектаклю «Принцесса Брамбилла» имеет фантасмагорическую композицию, что так нередко у Якулова: коричневые, зелёные, тёмно-синие пятна задника, а на их фоне белым, светло-жёлтым, светло-голубым обозначены фигуры людей. Костюмы и маски – как во сне Татьяны у Пушкина. Головные уборы, носы, хвосты приделаны. Негритята на страусах скачут. Чувствуются по эскизам черты комедии дель арте.

Впрочем, мы же видели нашу шестёрку (В.Жеребцов, А.Урсуляк, А.Арсентьев, В.Исакова, А.Заводюк, В.Воронкова) в масках итальянской комедии…

В 1922 г. – эскизы к спектаклю «Жирофле-Жирофля» в Камерном театре, режиссёр бессменно А.Таиров. Видела эскиз театральной программки: все четыре стороны в рисунках, разноцветно, ярко, фантасмагорично.

Спектакль «Синьор Формика» поставлен в том же году тоже Таировым. Фиолетовый костюм, кудрявый аббат с пером в голове. Музыка, что интересно, написана А.Н.Александровым.

Портрет Алисы Коонен – самый потрясающий экспонат этой выставки. Написан в 1920 году, когда Якулов сотрудничал с Камерным театром Александра Таирова. Актриса изображена перед зеркалом, в руке закрытый веер. Розовая фигура на тёмном зеленоватом фоне. К зрителю обращён её затылок в модной шляпе с широкими полями и высокой тульей, а лицо её мы видим в отражении.
 
По правде говоря, и портретного сходства с примой Камерного театра в нём нет. Алиса Коонен говорила художнику: «Вы зачем изобразили меня шатенкой?» На самом-то деле она была брюнеткой. Якулов сослался на требования общего колорита картины и на театральную условность. Вы актриса, сказал он, поэтому вам приходится бывать то брюнеткой, то шатенкой, то рыжей в зависимости от роли, которую играете.

Жаль, что, как обыкновенно, никакие репродукции не передают сути картины, её энергетики, да и просто цветового решения, колорита.

Я долго не могла отойти от этого портрета. Глядя на него, я поняла, что никакого проклятия театру артистка не посылала. Проклятие могли придумать те, кто не хотел или не умел сделать нормальный театр.

Коонен на портрете, кажется, хранит тот дух, который и поныне царит в театре имени Пушкина, то, что есть в наших современных артистах, в худруке Евгении Писареве! Они так же, как Коонен и Таиров, ищут в искусстве театра прекрасное.

Картина находится в Москве в частном собрании. Если бы Алиса Георгиевна хотя бы на этом полотне вернулась в свой театр, было бы здорово!


Рецензии