Альфред Хейдок. Одержимые. Дурной глаз

                ОДЕРЖИМЫЕ

                1

      Заключенные его не любили. Может быть потому, что про него говорили, что был он на оккупированной немцами территории и в городе Гомеле, будучи начальником полиции, руководил массовыми расстрелами евреев. И еще говорили, что временами на него "находит", почему он, несмотря на свою молодость, оказался в инвалидном лагере.

      Я в то время, даже в стужу и ветер, мерил шагами пространство, отделявшее один барак от другого среди отгороженного колючей проволокой участка, совершал бесконечные круги, глотая живительную силу воздуха, - ибо решил выжить во что бы то ни стало, так как бешено люблю жизнь... А в промежутках заводил разговоры с сектантами, базарными жуликами, бывшими власть имущими... И одинокая фигура молчальника Г. зажгла мое любопытство. Он довольно быстро "подтаял" и рассказал, что он брошенный ребенок, которого подобрали киргизы. Он с любовью вспоминал свое детство в степи и спел мне киргизскую песенку, с которой они весною отправлялись на кочевье. Потом был мобилизован на войну, взят в плен немцами и не "устоял": стал им служить. Может быть, он рассказал бы мне и больше, но на него "нашло". Произошло это так.

      В нашей секции барака, заполненной двухэтажными нарами, где целый день стоял гул голосов сотен людей, вдруг раздалось пение. Это было неслыханно – нам не позволяли петь, да и кому придет в голову вольнолюбивая песнь в мертвящей тоске лагеря?

      Пел Г. стоя, окруженный уставившимися на него любопытными; он пел сосредоточенным голосом, глядя невидящими глазами на толпу. Но он пел на непонятном мне языке, странном и непривычном, хотя один раз с особым ударением произнес по-русски "паровоз". Думаю, что почти все народы Советского Союза были представлены в нашей секции, в особенности среднеазиатские, и ко всем я приставал с одним и тем же вопросом: "Понимаете ли Вы, что он поет?" И все отвечали: "Нет, мы не знаем этого языка".

А Г. продолжал петь, не останавливаясь, весь остаток дня. Под вечер он охрип и, по-видимому, силился прекратить пение, но не мог - чужая воля распоряжалась, его голосовыми связками. Хриплые, булькающие звуки вырывались из его глотки и ночью, не давали нам спать. Он был окончательно обессилен, жалок, но все пытался петь. На другой день его куда-то увезли. Говорили, что в другой лагпункт, где имелось психиатрическое отделение.

      На полярном круге, в том же лагере. Ленинградский врач М. И. Б. подходит ко мне и взволнованно говорит: "Знаете, вот случай! Я только что шел с И. (он назвал фамилию пресвитера баптистов). Мы остановились у доски объявлений, и тут И. минут пять произносил речь на немецком языке, весьма плавно и с интонациями, хотя никогда не учил этого языка и, может быть, всего-то знает какую-то полдюжину случайно нахватанных слов".



                ДУРНОЙ ГЛАЗ
                (Рассказала учительница)

...Трудно человеку представить, что каждое его дыхание, каждая его мысль меняет окружение его... Взгляд развитого человека действует на сущности... малые сущности начинают беспокоиться и ощущать токи глаз. Не есть ли это зачаток живого и мертвого глаза?
   Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. II, § 365

      Это было ещё до революции. Я только что окончила училище. Место учительницы получила в казачьей станице. Отвели мне квартиру. Кругом у всех соседей полно домашней 'птицы - я тоже завела хозяйство: приобрела куриц, посадила наседок на яйца. И вывелись цыплята желтенькие пухленькие комочки. И нравилось мне с ними возиться. Возьмешь такого малыша в горсть и слышишь, как сердце его бьется... Так вот, в один день была я во дворе, возилась со своими курами, как вдруг приходит сторож из станичного правления и зовет меня туда ¬чего-то я понадобилась станичному атаману. Прежде чем пойти, зашла в квартиру приодеться, а когда вышла, увидела, как мои цыпляточки так и валятся на землю, ножками подрыгивают и издыхают. Когда вернулась из правления, спрашиваю соседок:

- Что же это такое? С чего же мои цыплята подохли?
А они спрашивают:
- А сторож из станичного правления к тебе не заходил?
- Заходил.
- Ну так это у него глаз такой. Как взглянет, так и дохнут. А ты навяжи своим цыплятам на шею какие-нибудь яркие тряпочки, чтоб ему в глаза бросались, тогда вред к тряпочкам и пристанет - а им-то что сделается? Ты как думаешь - почему мы своим ребятишкам яркие ленточки в волосы вплетаем? От глазу это!

      Я так и сделала, но решила опыт произвести: половине цыплят от другой наседки навязала на шею яркую пряжу, а другой половине - нет. А сторож опять приходил, и что вы думаете? Та половина, которой не навязала, сдохла, а другая - уцелела.

      Человек обладает психической энергией, о присутствии которой в себе обычно не подозревает. Особенно сильно эту энергию излучают глаза. Поэтому взоры, в зависимости от доброй или злобной сущности человека и от его мыслей, могут быть как убийственными, так и благодетельными.

      Дурной глаз – жизненный факт.

       В прошлом веке французский крестьянин Жак Пелисье взглядом убивал птиц и превратил свою способность в источник дохода. На Востоке хорошо знают "смертный глаз".


                ТЕЛЕКИНЕЗ

- Один мальчик моей группы какой-то удивительный фокус показывает. Те, кто видели, говорят, что он оживляет картонную фигурку, - сказала мне одна воспитательница.

- Пошлите его ко мне, - ответил я. Разговор происходил в библиотеке 31-го строительного училища (теперь оно переименовано в ГПТУ №... то ли в 1963, то ли в 1964 году - точно не помню) в городе Балхаше.

      Училище было типа закрытого интерната, "мальчиками" назывались юноши, которым было от 16 до 20 лет. Были и "девочки" такого же возраста. В калейдоскопе моей жизни, где чередовались всевозможные должности: то взлет до лектора университета, то спуск до ночного сторожа, - это был сравнительно тихий период, когда я работал библиотекарем, устраивал читательские конференции и водил питомцев училища в новогоднем карнавале... Я там тесно соприкасался с молодежью и с некоторыми крепко подружился...

- Вы меня звали?

       Передо мною стоял шестнадцатилетний парень, русоволосый, с веселыми смышлеными глазами.

- Да! Да! У нас разговор будет. Садись-ка сюда! Люди видят 'и слышат немало удивительного, необычного, но из боязни, что их высокомерно просмеют, назовут суеверами, - молчат.

      Чтобы разбить это молчание, нужно такому человеку показать, что ты сам принадлежишь к категории высмеиваемых "суеверных", что ты сам знаешь удивительные случаи...

      Я с этого и начал. Вскоре парнишка проникся ко мне доверием и признался, что он может заставить картонную фигурку плясать. К этому признанию необыкновенно авторитетным тоном он добавил:
- И все это только гипноз.

      Но стоило задать ему вопрос, как он понимает слово "гипноз", как оказалось, что у него самые смутные представления о нем и что он пользуется этим словом как научным термином - маской, которой можно прикрыть все необычное, не боясь, что тебя привлекут к ответу...

      Он обещал продемонстрировать предо мной свое искусство и попросил картона, чтобы сделать новую фигурку "плясуна" - старая уже пришла в негодность.
На другой день (дело было под вечер) в библиотеке находились я, воспитательница, две-три девочки и Геннадий, мой постоянный добровольный помощник. Пришел наш чародей и принес изготовленную им фигурку, которую сейчас же передал нам, чтоб мы могли убедиться, что в ней никаких хитроумных приспособлений нет, что она, одним словом, "без обману"...

      Фигурка представляла собою человека высотой сантиметров 30, а вернее, это был "чертик", так как на голове у него красовались двое рожек. Руки и ноги с локтями и голенями были вырезаны отдельно и потом прикреплены к соответствующим местам. В общем, она напоминала те картонные фигурки, которые, если дергать за нить, совершают однообразные движения, одновременно поднимая руки и ноги. Разница была лишь в том, что в фигурке нашего чародея не было той нитки, за которую можно было дергать. Руки и ноги были привязаны нитью, которая тут же была коротко обрезана. Никакой соединяющей нити не было. Фигурка действительно безо "всякого обмана".

- Ну, какой же я буду волшебник, если у меня не будет волшебного жезла! Дайте какую-нибудь палочку! - воскликнул чародей.

Палочки не было. Была тоненькая дощечка, какими ящики заколачивают. Чудодей ударом продольно о край стола отломил от нее длинную щепку и решил: "Сойдет".
Бросил (без всяких приготовлений) фигурку на пол. Сел на пол и сам, широко развернув ноги так, что фигурка пришлась между ног. Затем он начал чертить концом щепки широкие круги вокруг фигурки, дул на нее, напевая при этом песенку на мотив "Эх вы, сени, мои сени" и покрикивал: "Вставай!".

      И вдруг фигурка, представляющая на полу, вследствие своих свободно болтающихся конечностей, довольно-таки бесформенную кучу, - потянулась кверху и тут же бессильно упала обратно на пол. Но спустя несколько мгновений она вскочила и начала плясать. Нет! Это не был механизм, совершающий запрограммированные движения! Это было живое существо, которое творчески варьировало пляс, било руками по голяшкам, быстро вертелось - никакой механизм не проделал бы этого. Кроме того, где же спрятан этот механизм? На голой картонке?

      Пляс внезапно прервался - "плясун" упал. Мы думали, что это конец представлению, но нашему артисту этого показалось мало: он снова стал напевать, и фигурка еще раз вскочила, поплясала и упала.

- Ну, все! - сказал чудодей, и тем закончилось. На другой день юноша-чудодей мне кратко сообщил, что родом он из окрестностей Алма-Аты, каких-нибудь 40 км от города... Воспитывал его отчим, обладающий от природы необычными способностями. К отчиму приходили курильщики и пьяницы, желающие избавиться от своей дурной привычки, и если отчим им помогал, они действительно переставали и пить, и курить. Отчим многое может - он от природы такой. Его даже вызывали в Москву в какой-то институт и предложили там остаться. Он не захотел и вернулся домой. Раньше отчим работал бухгалтером, а теперь перешел в сторожа во фруктоводческом совхозе. И ему это очень выгодно: другие сторожа берут на ночь под охрану по три гектара, а он - целых двенадцать, и никто у него яблока не украдет.

- А почему не украдет? - спросил я.

- Да зайти-то на участок вор может и яблок тоже может нарвать, но уйти ему никак невозможно.

- Как так - невозможно?

- Да очень просто: он видит перед собою ямы и пропасти и боится шагу ступить. А тут отчим подходит и говорит: "Вытряхивай!".

      Далее он сообщил, что умению заставлять фигурку плясать обучил его отчим. Три месяца в подполье упражнялся. Потом захотел блеснуть ¬выступил на сцене местного клуба. Сделал две фигуры - по метру каждая - и заставил их вальс танцевать. Это было трудно, и отчим сидел среди зрителей и помогал. Так публика ошалела, пришла в дикий восторг, схватили его...

- Они меня чуть не разорвали, - припоминал он боязливо.

      Адрес отчима я записал, но след юноши, фамилии которого я не называю, потерялся... Но если какой-либо институт им заинтересуется, найти, думаю, можно. А теперь я расскажу мой первый, можно сказать, "детский" опыт "столоверчения".


                СТОЛОВЕРЧЕНИЕ
                (Мой первый психофизический опыт)

      Пропагандисты невежественны, несмотря на свои профессорские и другие ученые степени... Они объясняют движения столов на спиритических сеансах непроизвольными движениями рук участников, производящих неосознанные надавливания на стол, и называют это идеомоторными движениями.

      Но как можно объяснить идеомоторными движениями пляску стола, которого не касается ни одна рука, чему я сам был свидетель? Факты упрямая вещь! Автор Латвия. Приблизительно - 1908 год. Суббота. Зимний вечер в домике с пристроенною кузницею. В сотне шагов от домика - корчма. На улице не очень-то холодно, не очень темно. Прибалтийское небо первой половины зимы затянуто серыми облаками. В комнате горит керосиновая лампа уютно, тепло.

      И вот - открывается дверь, входит отец, и в руках у него столик ¬желтенький, легонький, на трех ножках, вот такой формы.

- От соседей принес, - пояснил он, - в нем нет ни одного гвоздя. Будем спиритический сеанс устраивать.

      Поставили столик посреди комнаты. Вокруг него сели отец, мать, мой старший брат, я и еще позвали подмастерье Вилиса, который работал в кузнице. Все положили руки ладонями на стол, сидели и ждали. О том, что нужно образовать так называемую "цепь", то есть держать руки так, чтобы они соприкасались с руками соседа, мы ничего не знали, и, как увидите, тем не менее получилось... Время от времени задавали вопрос:

- Дух, ты здесь? Если здесь - стукни один раз. Сидели долго без результата. Но потом, после очередного вопроса, столик медленно наклонился и стукнул приподнятой ножкой. У большинства из нас вырвалось тихое "ах!". Потом стали задавать столику различные вопросы, примерно так:

- Дух, сколько лет Вилису, который сидит за этим столиком?

      И столик правильно отстукивал - 21. Когда требовался ответ, выраженный числом, "разговаривать" со столиком было легко - надо было просто сосчитать ответные стуки. Но когда требовались ответы другого рода, то
разговор происходил примерно так:

- Заберут ли меня в этом году в солдаты? - спрашивал Вилис. - Если да - стукни один раз, если нет - стукни два раза.

      И столик отчетливо стукнул два раза. Вилис просиял...

      Вопросы сыпались самые разнообразные, и столик все больше и больше оживлялся; стуки его становились громче... Так длилось довольно долго, но, наконец, больше спрашивать было нечего. Сеанс прекратили, и столик прислонили в уголку.

      В воскресное утро сеанс повторили, но уже в другом составе - пришли соседи, которым тоже хотелось посмотреть на это диво. Меня не допустили. Да мне и некогда было - ко мне пришли друзья, мальчики, жившие за лесом, приблизительно в километре от нас. Старшему из них было 14 лет, мне 13.

      Когда взрослые свой сеанс закончили и, немного взбудораженные, ушли в корчму "освежиться" полдюжиной пива, мы, четверо мальчишек, взяли еще не остывший от множества рук столик и положили на него свои ладони. Не прошло и четверти часа, как он стал отвечать на наши вопросы.

- Столик, можешь ли ты вызвать дух Пушкина? И столик стучал утвердительно.

- Пушкин, ты здесь?

      После утвердительного ответа Пушкину задавались вопросы не по части литературы, а чисто бытовые. И это потому, что великий поэт должен быть честным и поэтому... не соврет.

      Но самое главное впереди. Когда нам уже нечего было больше спрашивать, то одному из нас (не помню кому, возможно, что это был я) пришла в голову гениальная мысль - надо сделать опыт: что будет, если мы, четверо мальчишек, одновременно снимем руки со стола, засунем их в карманы брюк, сделаем шаг назад и тогда, когда ни одна рука не касается стола, скажем ему: "Пляши!", - будет ли он плясать или нет?

      Сказано - сделано. Мы все снимаем руки, отступаем от столика на шаг и говорим: "Пляши!".

      И столик заплясал. В чём выражалась его пляска? Как обычно при стуках, он, опираясь на две ножки, приподнимал третью и однообразно ею стукал. Вот тут уж мы действительно смотрели на него как зачарованные - ведь это был кусочек сказки, ставшей явью... До тех пор, пока чьи-то руки касались столика, оставалась почва для подозрения, что кто-то из участников, может быть, нажимает или что-то другое умышленно делает... Но тут, отделенный от нас пространством, неживой предмет плясал по нашему приказу. Неживой ли? Ведь он понял приказ и выполняет!..

      Потом нам показалось, что наш приказ выполняется не так, как следует: разве это пляска - притопывать одною ногою?

      Из всех названий танцев того времени я вспомнил только одно и крикнул столику: "Танцуй крейцпольку!".

      Я сам не имел понятия, как танцуют именно этот старинный танец, но столик послушно начал танцевать по-другому. Опираясь на одну ножку, он приподнимал две и, балансируя, с трудом (как мне казалось) поворачивался - ведь в любой польке надо вертеться...

      Опыт, казалось, был завершен. Я подхватил столик и сунул его в прежний угол. Но он имел свое продолжение. Сеансы взрослых с моим участием и без меня повторялись. Прислушиваясь к ответам столика, я убедился, что он не всеведущ и иногда врал. Один за другим у меня накапливались факты, из которых я сделал два вывода: 1) столик знает не больше, чем сидящие за ним люди; 2) он отвечает так, как хочет большинство присутствующих. В этом в особенности убедил меня такой факт. У моей тетки украли лошадь. Была поднята на ноги полиция, производились поиски. Тетка, услышав, что есть столик, через который "духи" отвечают людям, примчалась к нам, и мы сели за столик вопрошать: удастся ли тетке вернуть украденного коня или нет? Ясно, что все мы сочувствовали тетке, и нам очень хотелось, чтобы конь отыскался. И столик подтвердил наши чаяния звонко отстуканным "Да". И соврал, никогда больше тетка не увидела своего коня...

      Какая сила действовала в данном случае? Что оживило неодушевленный предмет?

      В основе явления лежала власть мыслящего человеческого сознания ¬власть творить, создавать мощные мысли независимо от того, знает ли сам человек о своем творчестве или нет. Коллективная сосредоточенная мысль сидящих за столом создала в мертвом куске дерева отдельно" существующее сознание - существо, невидимое обычному зрению, но реальное. Руки, покоящиеся на поверхности стола, насытили это существо своей жизненной силой, магнетизмом, психической энергией - назовите как хотите... И это существо, которое оккультисты назвали бы искусственным элементалем, творило волю своих создателей, отвечало так, как хотелось большинству.

      Но, как говорят англичане, "существует не один, а несколько способов, чтобы убить кота". Это не единственное объяснение движения предметов без прикосновения. Так, например,, в китайском способе, где вместо столика подвешивается к потолку на нити заостренная палочка так, чтобы она нижним концом касалась усыпанной слоем песка поверхности стола, после чего сжигается заранее заговоренное, написанное на бумаге заклинание, - участвуют другие силы, которые этою подвешенною палочкою пишут на песке сообщения, а иногда даже прекрасные стихи.

      Можете представить, какое впечатление, после того что я видел, произвела на меня брошюра некоего ученого, который стуки стола приписывал неосознанным мускульным движениям участников сеанса. Он даже дал весьма звучное "научное" название этим движениям, назвав их "идеомоторными".

      Что это - поверхностный подход? Невежество? Или желание во что бы то ни стало навязать заплесневевшее отрицание прошлого века явлениям, громко требующим истинно научного беспристрастного изучения? В таком случае он не обогащает науку, а, наоборот, наносит ей огромный вред.

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 18 июля 2015 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии