О сновидениях

Сновидения являются неотъемлемой частью жизни человека. Как полагают исследователи, в течение одной ночи мы видим от четырёх до семи сновидений, что в сумме занимает от получаса до двух часов.

Выяснено, что сновидящий человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность. Это верно: всё, что происходит во сне, воспринимаешь за чистую монету и бываешь убеждён в том, что это происходит с тобой на самом деле.

Но иногда человек осознаёт, что он спит, и даже пытается управлять сновидением. У меня иногда было такое состояние, когда я понимал, что это — сон, и если он был интересным, я “заказывал” его продолжение.

Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым людям вспоминаются сны тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив — яркими и насыщенными.

Считается, что красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Мне в своей жизни несколько раз приходилось видеть цветные сны — они запоминаются намного лучше, чем обесцвеченные. В основном, такие сны создают положительный, радостный настрой.

Учёные утверждают: персонажи наших снов - реальные люди, которых мы когда-то видели; мы, якобы, не в состоянии сами придумать неизвестное нам лицо. Довольно удивительно: однажды во время сна в период болезни мне чудились такие физиономии, что не приведи Господь! Неужели я, действительно, когда-то видел этих людей? Может быть, в фильмах ужасов?..

Мне не приходилось “слышать” сны — все они происходили безмолвно; речь других людей я воспринимал без звука и без участия органов слуха. А вот обонять, осязать и чувствовать вкус во снах удавалось.

Я не помню, чтобы когда-то во сне меня называли по имени или персонажи сна как-то называли себя. Этот факт я включил в данную статью. И, как нарочно, в последнее время я стал видеть сны, в которых их персонажи называли по имени и меня, и себя, и других лиц (к примеру, “это Коля Мурашов”). Может быть, сон был недостаточно глубок?

Также во сне я не представлял своего возраста — многие события, увиденные во сне, могли происходить со мной только многие десятилетия назад, но никак не в моём сегодняшнем возрасте; в сновидениях я часто общался со своими бывшими друзьями и одноклассниками, и нам было не более, чем лет по 16 - 17.

Кроме этого, во сне я не мог считать; бывало, стою у прилавка магазина, считаю деньги, но сколько их, и хватит ли их мне для покупки, мне никогда не удавалось определить. Так и просыпался в расстройстве, что из-за своей невнимательности и безалаберности не сумел ничего купить.

Отсюда могу сделать вывод, что во сне не участвуют (или слабо задействованы) те участки коры головного мозга, которые занимаются вычислениями, а также хранят прочую сложную информацию — скорее всего, эти участки мозга ночью отдыхают.

Исследователи считают: для того, чтобы исключить непроизвольные физические движения тела, подсознание буквально парализует его на время. Поэтому во сне мы часто тщетно пытаемся убежать от какой-либо опасности, но ноги нас не слушаются, становятся как ватные, и нередко человек просыпается в ужасе и страхе.

Вообще, самой частой эмоцией, переживаемой во сне, является тоска или отчаяние, и, в целом, негативные эмоции в сновидениях превалируют над позитивными. И это не случайно — многие миллионы и десятки миллионов лет наши предки жили на природе, ничем не защищённые от окружающей их враждебной среды, и испытывали массу стрессов.

Но нередко приходилось видеть и приятные сны. Так, самым последним был довольно интересный сон, в котором происходили различные действия. Из всех них запомнилось лишь то, что на первом этапе сна я пробежал километров 5 - 10 и на втором — километров 10 - 15. Причём, бег доставлял мне огромное удовольствие — тело радовалось физической нагрузке и получаемым от неё приятным ощущениям.

Также в этом году раза два видел сны, в которых мне удавалось найти время для лыжных пробежек по довольно живописной местности — заснеженное холмистое поле с перелесками. Впечатление от 10-километровых лыжных пробежек было самым приятным!

А несколько лет назад я видел себя во сне в водном бассейне. Бассейн был огромным, не менее тысячи кубометров воды, и я в нём нырял и плавал свободно, как рыба или дельфин, испытывая при этом громадное наслаждение. Не случайно, наверное, я видел это сон несколько раз!

Конечно, во снах отражаются и текущие заботы. Не зря в возрасте от 30 до 40 лет во сне я строил гаражи, овощные погреба, занимался техникой... Видел и производственные сны со сложными промышленными машинами, с которыми мне приходилось взаимодействовать на работе.

Согласно результатам исследований, многие опрошенные хотя бы раз в жизни видели сон-предсказание. Я дважды видел такие сны. Ничего удивительного: о чём думаешь и беспокоишься, чего подсознательно ожидаешь (и нередко — опасаешься), то чаще всего и случается.

Раз, ещё в юности, я во сне поссорился со своим родным дядькой, а потом этот сон сбылся. И это было вполне ожидаемо. В жизни, в реальности он послал меня в магазин за водкой, и я отказался — ну, не “шестёрка” я ему! Добро бы, за полезным делом... Хочешь выпить - иди сам, я так думаю. И он начал ругаться... Да ладно, давно этого дядьки нет на свете...

Два раза во сне я видел двух недавно умерших знакомых. Они разговаривали и действовали, как живые. Во время сна я понимал, что эти люди умерли, но ничуть не удивлялся этому, считал это явление вполне естественным. Может быть, это их души навещали меня? Ведь в обоих случаях не проходило и девяти дней с момента их смерти...

Но чаще всего я во сне летал! Начиная с детского возраста и заканчивая более чем 50-летним. Паришь над землёй на высоте до ста метров, не прилагая к этому никаких усилий, и по желанию направляешь себя в ту или иную сторону. Правда, часто досаждали провода линий электропередач, в которых боишься запутаться...

Тем не менее, это были самые частые и самые приятные сны!

Что касается жизни после смерти... Я, хотя и писал про души, всё же материалист и считаю, что человек — это, в основном, его мозг (помимо всего остального тела, разумеется). Умирает человек — умирает и его мозг.

В связи с этим вспоминается одна история. Некий зарубежный учёный очень интересовался данным вопросом и однажды пообещал своим ученикам, что после кончины постарается найти способ как-то дать знать о себе "с того света".
Учёный давно умер, но ни один из учеников никаких сигналов из потустороннего мира не получил.

Когда останавливается сердце, головной мозг испытывает острый недостаток кислорода, вследствие чего выдаёт бурный всплеск электрических сигналов, которые умирающий человек ощущает в виде неких видений.

Они хорошо описаны в литературе: некий тоннель, существо в белой одежде в конце его, а также родные и близкие...

Но мне всё это кажется личными ощущениями человека, получившего последние сигналы от своего мыслительного органа. Последние сигналы затухающей мини-электростанции... Далее — ничего; вечные покой и тишина... Но жизнь отнюдь не умерла — она продолжается в других людях, животных и растениях!




Продолжение см.
http://www.proza.ru/2015/08/23/464


Рецензии
Здравствуйте! Вы написали замечательный трактат о сновидениях. Мне было интересно его читать. Как сказал один из советских сомнологов - Я.Левин: тот, кто разгадает, что такое сон, получит Нобелевскую премию.
Что такое сон - тайна. Но зато уже написано много книг об их расшифровке - это "Сонники; в них то, что Вы назвали предсказанием. Занимательное чтиво; на все случаи жизни.
Не помню фамилию зарубежного писателя, который записывал свои длинные и сюжетные сны и затем писал книги - на их основе. А, может, он просто придумывал свои сны и это был своеобразный режиссёрский ход - для привлечения внимания читателей.
Сны - как вторая наша жизнь. Чего только Её Величество Природа не придумает! И всё для одного - чтобы людям не было скучно.
Удач!

Василиса Фед   18.07.2015 18:02     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Василиса!
Это всего лишь маленькая зарисовка. Я не касался расшифровки снов, поскольку на этой ниве уже потрудилось немало людей, написавших различные "Сонники".
Что касается моих снов, где я занимаюсь спортом, то они явно вызваны недостатком физической нагрузки. Три года назад я уволился по возрасту, нагрузки резко снизились, и организм требует! Хожу пешком, но этого, видно, мало, не хватает. Да и физические возможности уже не те, что раньше.
Спасибо за пожелание! И Вам здоровья и удачи!
С уважением - Сергей.

Сергей Вахрин   18.07.2015 18:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Тайви, за подсказку! Статью найду, хочется иметь её у себя. Ставить её сюда, я думаю, не нужно, поскольку здесь не разрешается повторно ставить удаленную статью, за это удаляют с сайта.
Что касается моих сбывшихся снов, то это легко объяснить: то, о чём думал, чего опасался, оно и сбылось, поскольку всё к этому шло. Примерно так же Д. И. Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, поскольку постоянно думал о ней.

Сергей Вахрин   23.07.2015 20:07   Заявить о нарушении