Религия древних индоевропейцев-2

Продолжение. Начало см. "Религия древних индоевропейцев"
http://www.proza.ru/2015/07/11/541


На фото:

Святой Георгий поражает дракона;
Бог Сурья в древнеиндийской мифологии;
Бог Ра убивает змея Апопа




                3. Свержение Змея.


Переход от присваивающей экономики к производящей вызвал возрастание экономической роли мужчины в семье и обществе  и соответствующее снижение роли женщины.  По традиции, в земледельческих обществах  ещё длительное время совместно с культом мужчины соблюдался и культ женщины. Но в скотоводческих племенах смена  ролей произошла значительно быстрее.

Вместе с женщиной была свергнута с пьедестала и змея. Змея стала изображаться с женской головой, символизируя искушение, зло, грех, половую страсть.
   
Теперь Змей стал воплощением отрицательного начала, вселенского зла. Это и древнееврейский Велиафан, ввергнутый в пучину; и греческая  лернейская гидра – чудовище с телом змеи и девятью головами дракона; и Медуза Горгона со  змеями на голове; это и змеи, задушившие Лаокоона и его детей; и славянский Змей Горыныч; и библейский змей, совративший Еву как в переносном, так и прямом смысле этого слова (в связи с фаллической символикой змеи); это и славянский ящер – древний  владыка подземно-подводного мира.

В Иране змея - одна из ипостасей Аримана или Ангра-Майну, Змея Тьмы, Лжеца. В Персии змея Ази-Дахак - это «душитель», враг бога Солнца. В Древнем Египте змей Апоп олицетворяет силы зла и мрака; его изображение встречается на саркофагах.

В представлениях древних египтян, он выпивает из подземного Нила всю воду и противостоит богу солнца Ра, который каждую ночь борется с ним и побеждает его. В облике змеи Урей египетское прабожество Атум вернется в конце мира в хаос, из которого оно возникло.
 
В скандинавской мифологии возник образ мирового змея Ёрмунганда («великанский посох», или Мидгардсормр «срединный червь»). Это хтоническое животное, порождение злобного бога Локи, которое «бросили в море, окружающее землю, и там он вырос такой огромный, что и теперь окружает землю, кусая свой хвост» («Младшая Эдда»).

В германской мифологии змея («червь») среднего мира как главное воплощение космического зла играет основную роль в предстоящей гибели мира. Сходным образом в египетской эсхатологии прабожество Атум в конце мира должно вернуться в виде злой змеи Урей в хаос, из которого оно некогда возникло.   
   
Борьба бога со змееподобным или морским монстром является, как известно, весьма распространенным мифическим сюжетом.

Центральный миф об Индре, который к тому же является важнейшим мифом "Ригведы", рассказывает о его победоносном сражении с Вритрой, гигантским драконом, который удерживал воды в «горной расщелине». Подкреплённый сомой, Индра убивает змея своей ваджрой (yajra – «молния»), выкованной Тваштаром, раскалывает его череп и освобождает воды, которые низвергаются к морю, «как мычащие коровы».

Можно вспомнить борьбу между Ра и Апопом, между шумерским богом Нинуртой и Асагом, Мардуком и Тиамат, между хеттским богом грозы и змеем Иллуянкой, между Зевсом и Тифоном, иранским героем Траэтаоной и трехглавым драконом Ажи-Дахака.

В развитых моделях мира (типа шумерской, индоевропейской и исторически связанных с ней древнегерманской, индоиранской, славянской) космический змей приурочен к низу в противопоставлении верха и низа: шумерский змей у корней мирового дерева, древнеиндийский «змей глубин», тождественный по происхождению и названию греческому Пифону и славянскому бадняку.


                4. Прочие боги индоевропейцев.

         
Помимо основных богов – Неба и Земли – наши предки поклонялись и другим богам.
Поскольку небесные и атмосферные явления в жизни земледельцев и скотоводов играли очень важную роль,  не удивительно, что у индоевропейцев существовало божество грома и боевой дружины (хеттский Пирва, индийский Парджанья, литовский Перкунас, славянский Перун, исландская Фьёргун).

Возможно, что уже в индоевропейскую эпоху бог Неба, высший бог, начал уступать место богу грозы. Известно имя основного противника бога-громовержца: славянский Велес, литовский Велняс, индийские Вала и Вритра..
 
С противником богов связан и ряд ассоциирующихся с водой персонажей, чьи имена включают корень dhon (от которого происходят названия рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай) — в Индии богиня Дану и данавы, в Ирландии племена богини Дану, осетинский Донбеттыр.

Точно так. же и огню, вызванному молнией, приписывалось небесное происхождение. Культ огня – характерный элемент индоевропейских религий; имя одного из главнейших ведийских богов – Агни - повторяется в латинском ignis, литовском ugnis, старославянском огнь.
       
Равным образом можно предположить, что солнечный бог занимал главное место в пантеоне еще с доисторических времен (ср.: ведийск. Сурья, греч. Гелиос, древнегерманский sauil, старославянское солнце).
 
 Так, с солнцем, как небесным огнём, оказываются связаны Сурья, Савитар, Агни, Митра, Пушан, Ушас и др.
Сурья, Савитар, Агни, Митра, Пушан, Ушас -  богиня зари.
Солнечная повозка (Зеландия, XVII в. до н. э.) отражает свойственное индоевропейцам поверье в то, что Солнце движется по небу на колеснице.

Крылатая ипостась древнеегипетского бога Ра, утреннее его воплощение, Солнце-Птах явно соответствует русскому петуху: стоит изменить огласовку «ПТХ» -  и читается русское слово, этимологически соответствующе египетскому имени Птаха.

Ра, в образе Птаха-петуха, каждое утро борется со змеем Наком, олицетворяющем ночь, и побеждает его - наступает день. Так и в русских сказках силы тьмы и ночи имеют власть до прихода рассвета, до третьих петухов. Петух, утренняя птица, оповещает мир о том, что ночь умерла и пришел день. Точно так же, как в Египте, петух  - символ солнца: золотой, огненный.

Птах  - огненный символ Ра. Петух в России до сих пор бывает красным, когда его «пускают» - пылают дома и амбары недобрых соседей и насоливших общине крестьян.

Не случайно сатанисты всех мастей и различных тёмных культов используют солнечную птицу для жертвоприношений. Ритуальное заклание петуха символизирует победу ночи и сил тьмы над Солнцем (Ра), над привержанцами солнечной религии.

Другой космический элемент, Ветер, обожествлен в образе литовского Вейопатиса  («Владыки Ветра»), иранского Вайю и индийского Ваю. Два последних божества, в особенности иранский Вайю, наделены характерными чертами верховных богов.

Среди других божеств общеиндоевропейского пантеона особенно отчётливо выделяется богиня зари и лета: в греческой традиции — Эос, в римской — Аврора, в ведической — Ушас, в балтийской — Аушра, в кельтской — Эзус, в германской — Асы, в авестийской — Ахура и в славянской — Яро.

      
Продолжение см.
http://www.proza.ru/2015/07/27/695


Рецензии