Фильм Храни меня, мой талисман

Такое кино называли в СССР интеллигентским. Такие фильмы, как картина Романа Балаяна «Храни меня, мой талисман» не пользовались широким успехом у широкой публики. Однако, своего зрителя такое кино находило. В фильме все действие происходит в Болдино. Картина очень настроенческая. И в ней есть очень хорошая мысль. В фильме показан наш современник, который не способен на активные действия. В данном случае на дуэль с оскорбившем его жену обидчика. Этот герой говорит красивые слова. Он очень умный и приятный человек. Наверняка, он преуспевает. Но как только дело доходит до активных действий, он падает в обморок. Он способен начать активные действия. Но не способен их закончить. И в этом отличии нашего времени от времени пушкинского. Точнее, уже и не нашего времени, потому что в картине действие происходит в середине восьмидесятых годов, то есть, тридцать лет тому назад.  Но и нашу эпоху тоже можно сравнить с эпохой Пушкина. И тоже, не в пользу нашей эпохи. Этот фильм буквально пропитан атмосферой эпохи Пушкина. И одним из героев картины является именно великий русский поэт. Пусть он и не разу не появляется в кадре. Но он полностью растворен в своем имении Болдино, и в своих стихах, которые стали песнями, и вошли в плоть и кровь русского народа. Воистину, национальный поэт. О Пушкине все разговоры героев фильма. В картине вообще много документальных кадров. Например, в картине действует реальный Булат Окуджава и актер Михаил Козаков. И они показаны не вглянце и при параде, а просто обычными людьми, которые могут за чаем говорить о Пушкине, и о его значении в нашей жизни. И Пушкин – этот кто вдохновляет их по жизни. Тот, кто является их незримым талисманом. В картине не так уж много действия. В ней больше размышлений. Это немного импрессионисткая картина. И этот импрессионизм растворен буквально в осенних красках. Осень и природа становятся действующими лицами картины. В этом и огромная заслуга режиссера в том, что он заставил действовать незримых персонажей: поэта, его усадьбу и природу вокруг нее. А также русский народ. Но и главные действующие лица достойно представлены. Это Олег Иванович Янковский в роли журналиста. Александр Гаврилович Абдулов в роли его антагониста. И  Александр Збруев в роли хранителя музея. Все трое товарищи по жизни, члены одного театрального коллектива. Они умеют играть и на пустом месте. А тут – достойный материал, на основе которого актеры создают достойные роли. Героиня Друбич здесь тоже на месте. Хотя, видно, что она никакая не актриса, а просто типаж. Благо, Друбич так и не получила никакого актерского образования. Хронометраж картины очень невелик – всего лишь час с небольшим. В этом, может быть, ее и главный минус. Хочется, что бы удовольствие продлилось побольше. Не с первого раза я посмотрел эту картину. Но вот посмотрел, и остаюсь под впечатлением от нее. Большая удача для всей съемочной группы, и для всего нашего кино. И уже не важно, что сейчас это кино украинское. Но это уже совсем другая проблема…   


Рецензии