По заветам Тараса

Из очерка "Малороссийские мотивы"


«Место могилы Тараса прекрасное и вполне поэтическое, вид на Днепр отсюда – широкий, вольный и вдохновительный, и простые души, которые так понимал и горячо любил Шевченко, влекутся сюда неодолимою потребностью «посумовати с батьком».

Поднявшись сюда прошлым летом с братом моим Михаилом Лесковым,…мы встретили здесь редкостной красоты молодую малороссийскую девушку с грудным ребёнком. Она имела вид очень убитый, и мы с нею заговорили, сказав прежде себе: «Вот и Катря!».

Оказалось, что встреченная нами красавица и в самом деле называется Катерина, и что у неё такое же самое горе, какое было у воспетой Шевченкой Катри. То есть горе это был ребёнок, спавший на её руках, «покинута дитына». Разница в положениях заключалась только в том, что эта живая Катря «не з москалём покохалася», а «служила наймычкой у вдового попа»…Мы ей дали, что могли, и оставили её плакать на Тарасовой могиле».
(Лесков Н.С., «Статьи. Воспоминания», 1895)

Разница в положениях двух Катерин, замеченная Лесковым, слишком очевидна: если в стихотворении у Шевченки малороссийскую девушку обрюхатил и бросил русский офицер, то на могилу Тараса пришла погрустить такая же малороссийская девушка, но заимевшая ребёнка от малороссийского попа. Тонкий намёк Лескова на толстые обстоятельства – хуторская психология Тараса даёт сбой – оказывается, не во всём виноваты москали.

Лесков, лично знакомый с Тарасом Шевченко, мягко поправил малороссийского поэта своим рассказом о встрече с Катериной на Тарасовой могиле. Но кто нынче на Украине читает публицистику москаля Лескова? То ли дело пляски в вышиванках вокруг памятника Шевченко.

Не все литераторы деликатничали в отношении к творчеству автора «Кобзаря». Нашлись уже в наши дни отважные, критично настроенные ребята, исследовавшие творчество южнорусского поэта и показавшие его в неожиданных ракурсах.

В сети попалась случайно на глаза электронная версия книги под названием «Тарас Шевченко – крестный отец украинского национализма». Авторы – Греков, Деревянко, Бобров. Если верны хотя бы половина тех фактов и выводов, что приводят авторы, то заголовком книги сказано всё – малороссийский поэт Тарас Григорьевич Шевченко и есть создатель универсального тезиса: во всех бедах украинского народа виноваты москали. Только в бедах. Всеми достоинствами и достижениями малороссы обязаны только самим себе, и никому больше. Ну, может быть, немного обязаны Америке и Европе.

Кстати, в книге трёх авторов моральный облик Тараса Григорьевича выглядит ну очень уж отвратительно, даже писать о нём здесь неохота.

И всё же три основных направления, чётко проявленных в поэзии Шевченко, я бы выделил в книге трёх украинских интеллигентов. Применительно к нашим дням они звучат как боевой клич, вполне уместный на жовто-блакитных знамёнах.

К главным врагам Украины Тарас относит «москалевi…та нiмоту» (немцев). В числе друзей часто упоминаются польские паны.

Антисемитизм Тараса тоже звучит громко, ни с чем не спутаешь:
Отак уранцi жид поганий
Над козаком коверзував. (1841)

Непримиримость Тараса к врагам Украины и их детям ясно звучит в строке: «Хай гинуть у ворога дiти…». Нынче такую надпись пишут на каждом снаряде доблестные украинские вояци и лупят без промаха по большому городу Донецку. Думать им не надо – Тарас благословил, детей убивать можно. Слава Украине! Героям тоже будет слава...

    Ребята-кобзарята живут по заветам Тараса. Один английский поэт сказал, что поэзия "ничем не оборачивается", что это "просто эмоциональное сотрясение воздуха". У славян не так. Пушкин надеялся, что "чувства добрые (он) лирой пробуждал", а Тарас Шевченко в поэтической форме призывал убивать вражьих детей. И главных врагов указал... В Малороссии этот завет приняли близко к своим жестоким сердцам и охотно его исполняют. 

За год боевых действий в Донбассе погибли более 70 детей. Спасибо товарищу Шевченко за их жестоко оборванное детство!

    Полагаю, что «хуторская психология» на южнорусских просторах сформировалась и развивалась задолго до рождения Тараса. А он уверенной рукой подхватил идею, добавил свой личный опыт и авторитет, систематизировал и облёк в гневную националистическую форму.

Выражаясь поэтическим языком, Шевченко приделал крылья этой русофобской идее и пустил её в свободный полёт над Европой. Но крепче всех эта идея причепылась к сердцам вольнолюбивых хуторян Малороссии.   


 И вот вам готов тезис на все случаи жизни: во всём виноваты кляты москали. Даже если хохол у хохла козу украдёт, то всё равно виноваты москали – от них честные украинцы воровство переняли.

    Как дети малые. Что Тарас, что его почитатели. Жестокие дети дьявола.

Надо сказать, что у неистового Тараса, в малороссийском образованном обществе, и при жизни было много противников, не принимавших его русофобских устремлений. Среди них самая заметная личность – Гоголь Николай Васильевич. Он признавал поэтический талант Шевченко, но добавлял при этом, что у того слишком «много дегтя» в творчестве.


Рецензии