Война Хантов

  На фото: опергруппа ОГПУ проводившая карательную операцию. (Март 1934г.) 

                Война Хантов.

       Казымское восстание (1930-1934), развернулось в пределах Казымского туземного совета Берёзовского района Остяко-Вогульского округа (на территории проживания казымских хантов). В 1933-34 гг. центр восстания переместился в район святого озера Нумто. Союзниками казымских хантов стала группа местных ненцев. В декабре 1933 - январе 1934 события едва не захватили хантов Полноватского туземного совета, уже готовых к выступлению.
Восстание проходило в 2 этапа: с марта 1930 по март 1933 и с марта 1933 по июль 1934. Первый можно назвать «холодной войной» в отношениях с советской властью, а второй -- «самоедской войной с русскими» (так называли события сами коренные жители).
Цивилизаторские устремления власти стали подрывать традиционный уклад жизни коренного населения. События в Приказымье приобрели серьёзный характер, когда за организацию сопротивления взялся И. Ерныхов. В своё время он был представитель тузРИКа в Полновате и приобрёл на этом поприще опыт общения с русскими и уважение соплеменников. Сыграв на первом этапе восстания активную роль, Ерныхов не имел в нём самостоятельного значения, а был выдвинут шаманами, и в первую очередь наиболее авторитетным среди них -- Н.Н.Молдановым -- как выразителем интересов всего казымского общества.
На одном из тайных собраний влиятельных людей в конце 1931 г. Ерныхов добился коллективного решения: собрать весь казымский народ и сообща двинуться на культбазу, чтобы предъявить свои требования русским. Впервые на данном собрании были сформулированы эти единые требования. Важнейшие из них: восстановить в правах «кулаков», закрыть школу, отменить твёрдые задания, убрать с Казыма культбазу, переизбрать туземный совет.
После этого собрания были устроены «поры», на которых было объявлено, что лунх (бог) одобрил принятые решения и повелел: «русским подчиняться не надо». Для аборигенов решение, объявленное на «порах», является законом, поэтому все были готовы идти до конца. Заручившись поддержкой обских и куноватских ханты, около 50 казымцев двинулись из Хуллора на культбазу, забрали своих детей из школы и потребовали её закрытия. Остальные группой более 100 чел. направились в Полноват, чтобы объединиться с обскими и куноватскими хантами, а затем потребовать удовлетворения требований.
Однако запланированного объединения не произошло: отряд встретился в пути с 4 ответственными работниками из Берёзово и округа, они уговорили Ерныхова отправиться на культбазу и там разрешить все вопросы. 8 января 1932 г. в Амне состоялось собрание с участием представителей власти, где им были предъявлены сформулированные ранее требования. Часть из них была удовлетворена (переизбран туземный совет), другие требования обещали рассмотреть позже.
Но после отъезда бригады аборигены вновь собрались и дали наказ туземному совету исполнить свои решения. В июле 1932 г. руководство культбазы было сменено, её возглавил А. Д. Шершнев. По его настоянию в марте -- апреле 1933 г. были арестованы 4 активных участника событий.
После ареста этих авторитетных среди коренного населения людей период «холодной войны» закончился и уступил место «самоедской войне с русскими» -- началась подготовка к вооружёному столкновению. Ханты убедились, что тактика давления на русских не принесла им успеха. В события вмешались лесные ненцы во главе с Выллой Атлета, который состоял в родстве с казымским ханты М. В. Молдановым. Вмешательство лесных ненцев придало событиям конфронтационный характер, подняло угасший боевой дух казымцев.
Поводом для обострения ситуации стало решение властей о начале промышленного облова оз. Нумто. 22 апреля 1933 г. ненцы потребовали прекратить такой облов, а также (солидарно с ханты) настаивали на освобождении арестованных ранее «лучших людей». Летом 1933 г. большую активность проявили шаманы Молдановы (Большой и Хромой). В ноябре 1933 г. в 40-50 км. к юго-востоку от оз. Нумто ханты и ненцы объединились. По предложению ненцев Вылла Енкух и Вылла Атлета вождём избрали главного шамана Казыма Е.С. Вандымова.
Было решено захватить бригаду «русских», прибывшую на оз. Нумто в конце ноября, и обменять их на своих лидеров, арестованных весной 1933 г. Бригаду возглавлял председатель Берёзовского райисполкома Астраханцев. В её составе были уполномоченный Уральского обкома ВКП(б) Шнейдер, помощник Берёзовского райуполномоченного ОГПУ Посохов, помощник заведующего Казымской культбазой Смирнов, заведующий Амнинским интегральным товариществом Нестеров и 2 ханты-переводчика. Утром 4 декабря 1933 г. члены бригады были связаны, обезоружены и избиты.
Властям были переданы требования восставших: недовольство хозяйственной политикой, тем, что детей забирали в школу, арестом 4 человек, которых требовали вернуть в течение месяца, оставляя членов бригады Астраханцева в качестве заложников. Ночь с 4 на 5 декабря 1933 г.стала кульминационной в Казымском восстании. Все 5 заложников были задушены. Расправу решили сохранить в тайне от «русских».
К разрешению кризисной ситуации после исчезновения бригады Астраханцева подключилось Уральское областное руководство. Ответственными за подавление восстания были назначены председатель Уральского областного суда Чудновский и руководитель оперативной группы ОГПУ по Уралу Булатов. Через 2 недели восставшим привезли письмо Чудновского с требованием освободить членов бригады. Е.С. Вандымов ответил, что это будет сделано только после того, как вернут 4 арестованных казымцев, что восставшие готовы с оружием в руках воевать с властями до полного удовлетворения своих требований.
Но через неделю в лагере повстанцев наступил раскол по этническому признаку: от ханты откололись лесные ненцы. Вылла Атлета, почувствовав первые признаки разложения, увёл своих людей в сторону р. Казым. После ухода ненцев ханты Полноватского туземного совета в январе 1934 г. отказались от запланированного выступления. В январе 1934 г. небольшими группами казымцы стали рассеиваться по тундре.
В ходе восстания было арестовано 83 чел., часть туземцев оказала вооруженное сопротивление и была уничтожена, имелись жертвы и со стороны карательных отрядов. Часть арестованных была затем отпущена, 3 чел. умерли в заключении. В суде, который проходил с 25 июня по 25 июля 1934 г., предъявлено 52 обвинения: 33 -- казымским ханты, 14 -- полноватским и 5 -- лесным ненцам. 11 человек были приговорены к расстрелу, 3 оправданы, остальные получили различные сроки тюремного заключения. 25 декабря 1993 прокуратура Тюменской области рассмотрела дело о Казымском восстании, отказав 49 его участникам в реабилитации.
Казымское восстание явилось выступлением всех категорий туземного общества против мероприятий советской власти за сохранение традиционного образа жизни. Оно было спровоцировано официальной политикой, не учитывавшей национальную специфику.

Казымское восстание  — это вооруженное сопротивление коренных народов приобской тундры - хантов и ненцев - политике советского правительства по ликвидации традиционной социально-экономической структуры этих народов и аккультурации их в пространстве складывающегося советского общества.
……………………………………………………………………………………………………..

                Предыстория.

10 декабря 1931 года Постановлением ЦИК СССР образован Остяко-Вогульский Национальный округ. Центром округа стал поселок Остяко-Вогульск (ныне г. Ханты-Мансийск). По решению Комитета Севера при ВЦИК СССР в Амнинских юртах (на р. Казым) завершено строительство культбазы. В ее задачи входило "поднятие культурно-политического уровня отсталых туземных народностей, повышение их материального экономического состояния, внедрение советизации в тундре, работа с беднотой по отрыву ее от кулацко-шаманского влияния и экономической зависимости".

                Хронология событий.

декабрь 1931 г.

Бывшим председателем Полноватского туземного совета И.Ерныховым в устье р.Вош-юган созван сход остяков и ненцев Казымской тундры. Собралось более 40 человек. И.Ерныхов, взяв первое слово на сходе, заявил, что "с тех пор, как на Казыме построили культбазу, туземцам стало жить невозможно, ... русские стали туземцев притеснять: отбирать оленей, насильно заставлять заготовлять и сдавать пушнину и рыбу, возить лес, чего раньше не было"; "нас, богатых и почетных людей, ... лишили избирательных прав и стали не допускать на собрания"; "детей стали отбирать в школу для того, чтобы лишить возможности отцов промышлять пушнину и зарабатывать себе хлеб". В заключение он призвал собравшихся "добиваться, чтобы убрать культбазу и выжить всех русских из тундры". Заключительной частью схода стал обряд поры, на котором в жертву лунхам (духам) было принесено 15 оленей. Шаманы братья Молдановы совершили камлание и объявили собравшимся: "Бог наше решение одобрил. Русским подчиняться не надо, а кто будет делать то, что велят русские, будет наказан".

28 декабря 1931 г.

150 вооруженных туземцев выступили из Хуллора двумя группами: первая, числом 50 человек, направилась в Амню, забрала с культбазы детей и предъявила требование немедленно закрыть школу. Вторая, насчитывавшая свыше 100 человек, двинулась к Полновату для соединения с отрядами обских и куноватских остяков. В 20 км от Полновата казымский отряд был встречен четырьмя советскими работниками из г.Березов. Районные чиновники сумели убедить остяков отправиться на культбазу и там "разрешить все вопросы".

8 января 1932 г.

Переговоры восставших остяков с советскими властями на Казымской культбазе. Туземцы потребовали немедленного проведения собрания и роспуска прежнего состава нацсовета (его председатель О.Ерныхов был обвинен в потворстве советской власти и невнимании к интересам туземцев). Новым председателем тузсовета был избран П.Спиридонов. Представители Березовского РИКа были вынуждены не только поладить с выдвиженцем-подкулачником, но и пойти на ряд других уступок и обещаний, например, отмену твердых заданий по заготовкам промысловой продукции.

12 января 1932 г.

Остяки и ненцы - участники Казымского выступления, разъехались по стойбищам, одержав частичную и временную победу над советскими властями.

начало 1933 г.

В начале 1933 г. И.Ерныхов и еще 10 кулаков - участников выступления, опасаясь преследования ОГПУ, бежали с Кызыма. Четырем кулакам скрыться не удалось: П.Тарлин, М.Каксин. И.Молданов и Т.Молданов были арестованы.

23 марта 1933 г.

Свердловск. Доклад Остяко-Вогульского окружкома на секретариате Уральского обкома ВПК(б) о состоянии партийно-массовой работы в округе. События на Казымской культбазе с 28 декабря 1931 г. по 12 января 1932 г. были квалифицированы как "открытое выступление казымских туземцев, организованное местным кулачеством и шаманами против мероприятий, проводимых тузсоветом и культбазой"; "кулачеству и шаманам удалось переизбрать... Казымский нацсовет, где по настоящее время председателем сельсовета работает ставленник кулаков Спиридонов, авторитетный 62-летний подкулачник".

весна 1933 г.

Весной 1933 г. по инициативе культбазы из Казымского интегрального товарищества была организована рыбацкая бригада из остяков и русских и послана на оз. Нум-То на лов рыбы. Работники культбазы не учли, что на озере имеется святой остров ненцев...

июнь 1933 г.

Березов. Получена телеграмма с Казымской культбазы, что ненцы прогоняют бригаду рыбаков с оз.Нум-То, угрожают сжечь культбазу и требуют освобождения четырех остяцких кулаков, арестованных ОГПУ в связи с казымскими событиями зимы 1931-1932 г.

лето 1933 г.

В середине лета в стойбище И.Тарлина на р.Лямин, шаманы объявили, что "сверху" скоро подойдут пароходы белой армии и красные отступят.

осень 1933 г.

Осенью в святилище Лунх-Хот, съехалось более 30 казымских остяков. Камлание шаманов Молдановых принесло от лунха весть, что скоро на смену советской власти снова придет власть царская; а пока лунх велит всему народу откочевать в глубинную тундру и объединиться с самоедами. Тут же шаману Андрею Молданову-Хромому "казымский мир" поручил оповестить самоедов о предстоящем всеобщем сходе в верховьях р.Казым.

ноябрь 1933 г.

Антисоветское выступление 80 семей остяков и самоедов. На сходе у святилища Тор-Хон-юх-пай принято решение "ловить русских и связывать", а затем предложить пленников советским властям в обмен на четырех ранее арестованных кулаков. Следовало также запретить русским ловить рыбу в святом оз.Нум-то и закрыть все лавки, за исключением одной в д.Амня. Весь казымский мир сошелся на том, что русских, разъезжающих по тундре, надо ловить и вязать. А если их приедет слишком много, то "воевать с ними до смерти". Восставшими был избран новый вождь "всего остяцкого и самоедского народа" Е.Вандымов.

3 декабря 1933 г.

На переговоры с восставшими остяками в стойбище шести чумов (в 80 км к юго-востоку от оз.Нум-то) прибыла группа советских работников во главе с председателем Березовского райисполкома т. Астраханцевым, включавшая уполномоченного Уралобкома т. Шнейдер, сотрудника Березовского ОГПУ т. Посохова, помзав. Казымской культбазы т.Смирнова, зав. Амнинским интегральным товариществом т. Нестерова, а также переводчиков П. Лозямова и Н. Каксина.

4 декабря 1933 г.

Восставшими остяками в стойбище "Шесть чумов" схвачены и избиты советские работники (Астраханцев, Посохов, Смирнов, Нестеров и Шнейдер). В этот же вечер по приказу шамана М. Молданова все они были убиты - задушены веревками. Два остяка-переводчика остались у мятежников в качестве заложников.

18 декабря 1933 г.

Мятежные остяки приняли решение идти на Нум-то, разграбить базу Уралпушнины и сжечь все хозпостройки, дабы впредь воспрепятствовать русским ловить здесь рыбу. Их остановил приезд П. Спиридонова с известием, что на Казымскую культбазу прибыла опергруппа ОГПУ. В лагере шести чумов началось брожение. К тому же иссякли запасы провизии. Мятежники приняли решение разделиться: одна часть возвращалась в свои юрты, другая уходила в отдаленную Надымскую тундру.

вторая половина декабря 1933 г.

В декабре началось повстанческое движение среди обских остяков. Вокруг Полновата организовывались вооруженные отряды, велась усиленная агитация против советской власти, поддерживалась связь с казымскими мятежниками. Однако после раскола в лагере "Шести чумов" и прибытия из г.Свердловск опергруппы войск ОГПУ, председатель Казымского тузсовета П. Спиридонов отдал приказ всем полноватским туземцам "вернуться по своим урманам".

февраль 1934 г.

Опергруппой ОГПУ в феврале-марте 1934 г. в Казымском и Полноватском тузсоветах было арестовано 88 человек. Короткий бой между туземцами и опергруппой ОГПУ состоялся лишь однажды: остяк Г.Сенгепов с женой затеяли перестрелку с карательным отрядом, в результате чего погибли сами и застрелили трех бойцов опергруппы (Кибардина, Дуркина и Соловьева).

13 марта 1934 г.

Постановление бюро Остяко-Вогульского окружкома ВКП(б) "О ликвидации контрреволюционного кулацкого восстания на Казыме".


                Следствие

26 апреля 1934 г.
В тюрьме в ходе следствия умер вдохновитель Казымского восстания И.Ерныхов. Он скончался "от расстройства деятельности сердца и крупозного воспаления легких".
10 июня 1934 г.
Обвинительное заключение по делу N 2/49 "О Контрреволюционном выступлении против советской власти туземцев Казымской тундры".
25 июня 1934 г.
Остяко-Вогульск. Выездная сессия Обско-Иртышского областного суда вынесла приговор 49 обвиняемым по делу Казымского антисоветского восстания (ноябрь 1933-март 1934 гг).

                Реабилитация

29 декабря 1993 года прокуратура Тюменской области рассмотрела дело о Казымском восстании 1933-1934 гг. В реабилитации 49 его участникам было отказано.
…………………………………………………………………………………………………..

Литература:  Ерныхова, О. Д. «Казымский мятеж»
Леэте Арт    «Казымская война»
Е. Айпин     «Божья матерь в кровавых снегах»

Фильмы:  «Красный лёд. Сага о хантах» 

 «Ангелы революции» (2014)   http://www.youtube.com/watch?v=78CdJ_4c3aQ


Рецензии