Сёма Рубинчик

                - У вас в роду были евреи?
                - Нет, я первый!

В школе у меня был закадычный дружок Сёма Рубинчик по прозвищу Рубильничек.

Почему его так называли? Тому может быть два объяснения. Первое - это, как производное от его фамилии. Второе - это благодаря его лицу. Точнее говоря - из-за его носика. Он, его носик, начинался где-то от самой челки и опускался до самого подбородка. Он, Сёмин носик, был так велик, что стоило только удивляться, как там, на его лице, ещё смогли уместиться глаза, рот и щёки? И при таком-то украшении на лице, Сёмка был невысокого росточка и очень худ.
Но главное, чем поражал Сёма всех, и ребят и взрослых, так это постоянным желанием спорить. Спорить на любые темы и доказывать убедительно свою правоту. Причина спора была ему не важна. И нужно сказать, что он действительно часто оказывался прав. Сёмка много читал и имел уникальную память. Но, если даже бывал он и не прав, то после длительного спора, люди с ним всё равно соглашались или делали вид, что согласны, чтобы уже закончить спор. Можно сказать, что он брал своего противника измором.

Учился наш Сёма неплохо, но больше всего он любил историю. Однажды, это было в 5 классе, "историчка", рассказывая на уроке о древней Греции, напутала что-то с именами и датами. Да, собственно, всем ребятам в классе это было пофиг, но только не Сёме. Он сидел и молча возмущался, раздувая щёки.
- Но если ты, Рубинчик, знаешь лучше меня про древний Рим, тогда может ты и расскажешь нам.
- Да.
Сёма вышел и рассказал об этом так, словно он там и сейчас живёт и только заехал к нам, чтобы это рассказать.

А ещё, у Рубильничка была любимая присказка - "А, давай-ка, заскочим по дороге, на минуточку...".  Вот вам случай, для примера. Утром он заскочил ко мне в гости и узнав, что меня мама посылает в аптеку, решает пойти со мной. Но, выйдя на улицу, он мгновенно предлагает:
- А давай-ка, по дороге, на минуточку, заскочим в зоомагазин.

И все мои аргументы, что аптека-то находится через дорогу от нашего дома, а в зоомагазин нужно ехать на трамвае несколько остановок, на него не действуют. И я, чтобы не спорить, еду и в зоомагазин, и потом ещё на птичий рынок, и ещё куда - то. И только вернувшись домой, вспоминаю, что забыл заскочить в аптеку...

Прошли десятилетия. Жизнь разбросала нас по разным странам и разным континентам. И вот, я в гостях у Сёмы Рубинчика в его доме под Нью-Йорком. Он так же невысок, но уже не худ.
Всю первую ночь после моего к нему прилёта, пьём и разговариваем, пьём и разговариваем. На утро, Сёма везёт меня в Нью-Йорк, показывать небоскрёбы. Но при этом он произносит знакомую мне из детства фразу:
- А давай-ка заскочим, по дороге, на минуточку, на Брайтон Бич. Там живут только наши, тебе интересно и мне польза.В Америке, я тебе скажу, делают слабые очки. Я вчера сел на свои,  так оправа сломалась, и одно очко вываливается. Я их отвёз в мастерскую, где их делали, с претензией к качеству. Так, раз уже мы всё равно туда, то я и заскочу на минуточку, заберу очки из ремонта.

Я вам не стану рассказывать, что такое Брайтон Бич. Но если вкратце, то это смесь Ленинграда, Одессы, Ростова и, немножечко, Киева, в какие-нибудь шестидесятые годы.

И так, мы заходим ровно в три, в мастерскую с названием над входной дверью - "Очковая мастерская Фишман и Сыновья. Здесь вы можете заказать за умеренную плату любые очки себе на лицо."

В небольшой комнатке мы подошли к высокой стойке, за которым стоял очень пожилой мужчина брайтенбичевской внешности и, слегка картавя, произносит, распахнув широко руки, словно желая нас обнять.

- Господин Рубинчик, ваш заказ, с моим удовольствием, исполнен! Вот, пожалуйста!

Сёма, делая недовольное лицо, беря в руки очки, проиносит:
- Господин Фишман, я уже второй раз приезжаю сегодня за этими очками.

- Как второй раз? Я же вам даже написал на бумажечке, чтобы Вы, господин Рубинчик, приехали у в три часа.

- Таки затруднитесь господин Фишман и посмотрите который теперь час. А вот и ваша бумажка. И что вы себе теперь думаете?

- Так же ещё три минуты после три. Точнее пятнадцать часов и три минуты.
Вы хотите, господин Рубинчик, мне сейчас сказать, что вы приезжали за своими поломанными очками в три часа ночи?

- Мы же с Вами интеллигентные люди - если мне уважаемая фирма "Фишман и Сыновья" написала на бумажечке в три, так это значит действительно в три.

- Ну хорошо, это моя ошибка и я беру с вас теперь только пол оговоренной суммы. Я думаю, что с этим-то вы, господин Рубинчик, спорить не будете?

Сёма, поворачиваясь ко мне, говорит с сомнением в голосе:
- Как ты думаешь, мы можем сказать моему соседу Зяме, к которому приехала тёща из самого Бердичева, который хочет на весь Бердичев назаказывать очков, чтобы он уже бросил заказывать их у этого американца, а приехал сюда. Только в "Фишман и Сыновья" работают порядочные люди.

Не дожидаясь моего ответа, он повернулся опять к мастеру:
- Да, я ПОЧТИ согласен с Вами и с названной вами суммой.

- Ну, хорошо, только из-за вашего соседа Зямы и его тёщи, я скину вам ещё 1 процент. Но давайте уже, господин Рубинчик, расплатимся, иначе я боюсь, что следующий ваш довод будет, что у вас выпала только одно очко и тогда уже не Вы мне, а я Вам стану должен за мой ремонт, Ваших очков.

Я уже не в состоянии был сдержать смех, и, не прощаясь, вылетел из мастерской...

Ни нос, ни характер Сёмы Рубильничка не изменили ни годы, ни страна ...


Рецензии
Прекрасный, колоритный рассказ!

Ольга Анисимова 2   14.11.2021 12:51     Заявить о нарушении
Спасибо Оля!

Эгрант   14.11.2021 14:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.