Люди и звери

В день этнографа Леонид Сунгоркин  опубликовал в фейсбуке сообщение, в котором очередной раз высказал свое мнение по поводу  нанайской деревни, сооруженной в зоосаде им. Сысоева. Местные хабаровские СМИ никак не реагируют на это явление – нанайская деревня в зоосаде – или высказывают одну точку зрения.  В Хабаровском крае нет СМИ и журналистов, которые отражали бы точку зрения коренных малочисленных народов, поэтому остаются социальные сети и наша газета «Пост Хабаровка» и журнал «Aborigen». Однако  на критику со стороны Леонида Сунгоркина  и на него самого постоянно идут нападки, приходится тратить время и силы, чтобы бороться с подобными расистскими выходками. Ответчики не стесняются в выражениях и оскорблениях.  И на этот раз произошло то же самое. Правда, есть и положительный момент - наконец-то обозначился автор нанайской деревни в зоосаде – это Мария Степко. И она не оригинальна, в своем письме тоже переходит на личности. Проявились и ее «единомышленники», которые, по сути, являются провокаторами. Цель этих людей нам ясна и понятна. Поэтому их мнения и высказывания в данном комментарии не берутся во внимание. Но они есть в фейсбуке и каждый желающий может с ними ознакомиться.  Леонид Сунгоркин посчитал своим долгом  тщательным образом ответить на все вопросы автора проекта в зоосаде. Проблема-то остается.
Ответ на это письмо Марии Степко – это еще один сигнал краевой власти, а также всем тем, кто реализует в крае национальную политику, если таковая вообще имеется.
 Мы опубликуем этот материал в газете «Пост Хабаровка»,  которая на сегодня  является единственным этническим СМИ в Хабаровском крае. 
Хабаровск. 19 июля 2015 г.


Мария Степко, хочу ответить Вам на Ваши вопросы. Вы спрашиваете «Случалось ли, чтобы в радости или печали хорошее о ком-нибудь сказали?» Я так понимаю, что этой вопрос адресован мне, поэтому я Вам отвечу.  Если Вы и Вам подобные люди  не слышали от меня добрых и хороших слов, то это не значит, что другие люди, которых я уважаю и с которыми работаю, кто по  праву является моим другом, соратником, единомышленником не слышат от меня добрых слов. Смею заметить, я очень ценю помощь тех людей, которые в отличие от Вас, смотрят  на национальный вопрос немножко с другой стороны, не переходя на личности. А, подобные Вашим, высказывания не вызывают у меня ни раздражения, ни удивления, ни каких-либо других эмоций. Но, как общественник, я все-таки  должен реагировать на подобные письма и объяснять своим читателям в фейсбуке, так сказать, отстаивать свою точку зрения,  и еще раз показать всем, что национальная политика в отношении коренных малочисленных народов в Хабаровском  крае приобрела форму,  напоминающую то, что Вы сделали в зоосаде. Я благодарен Вам за то, что Вы написали письмо и обозначились как автор данного проекта. И теперь можно говорить о том, на- сколько Ваш проект соответствует идеям сохранения и развития культуры, традиций и языка коренных малочисленных народов Приамурья. А чтобы читатель понял все, мне хотелось бы поподробнее разобрать Ваше письмо.

Вы задаете второй вопрос «Что Вам мешает построить эталонный нанайский дом?» и тут же добавляете «Только не говорите, что Вам не помогают». Вопрос «Что вам мешает?»  мне часто задают люди, которые ничего не смыслят в национальной культуре коренных народов Приамурья, но хотят показаться умными.  На него я традиционно отвечаю: « Мне лично ничего не мешает». И в добавление я говорю: « А что Вам мешает быть красивой и умной?» Вот если Вы мне ответите на этот вопрос, тогда мы будем говорить о том, что действительно мешает не только мне, но и всем нам, быть немного толерантнее. И если я высказываю свою точку зрения в начале поста, что у меня, как у коренного жителя ваш проект вызывает отвращение, то это мое личное мнение, основанное на моем мироощущении. И при этом я нигде не говорю, что эту «картонную дурилку» соорудила Мария Степко. И что благодаря ее таланту, а так же усилиям местной администрации и других заинтересованных лиц , культура коренных малочисленных народов Приамурья катится под откос истории. А все Ваши жалкие потуги и попытки вызывают у образованных и культурных людей лишь смешанные чувства. Но все близкие мне люди, кто видел Ваше творение, однозначно сошлись на том, что делать подобное даже не стоило. Так как это не имеет никакой культурной и научной ценности, и  уж тем более не несет в себе этнического смысла, так как коренное население широко не принимало  участия в этом проекте и уж тем более не считает его чем-то родным и близким. Я Вам сразу могу сказать, что аборигены просто смеются над Вашим детищем. Покойный Миклухо-Маклай тоже переворачивается в гробу. Только в больном воображении можно было совместить зоосад и коренные малочисленные народы. Ничего подобного  в России я еще не встречал. Есть, конечно, комплексы, где живут аборигены и ведут традиционное хозяйство, в том числе выращивают скот. Но это не называется зоосадом.   Подобные этно-культурные комплексы, в первую очередь, нацелены на то, чтобы коренные малочисленные народы там жили, работали, зарабатывали, культивировали и пропагандировали свою культуру, а не являлись бы посмешищем в тех местах, куда люди идут посмотреть на диких зверей, а заодно, между прочим, увидеть мертвое стойбище, или на то, что Вы там сделали.  Но, как коренной житель, который родился в Хабаровске  и вырос в селе Воронежское-3, я могу лишь сказать то, что я сказал в начале, что у меня все это вызывает отвращение во всех смыслах. И Вы и другие меня не переубедят.

Про эталонный нанайский дом. В свое время я жил в таком доме, который стоял на берегу Амура в селе Воронежское – 3. Это была глинобитная мазанка,  в народе  - фанза. Так же рядом с домом росло дерево, куда мои родственники, нанайцы, ходили совершать ритуальные обряды. И все это называлось моим домом. И что бы там ни происходило со временем,  что бы там ни менялось,  это место для меня и для моих потомков  навсегда останется тем духовным, сакральным местом.  И где, как бы сами собой, без принуждения, стилизации и забот со стороны власти, сохранялась национальная культура в том виде, в котором она существовала многие тысячелетия. Но именно это место подверглось земельному захвату со стороны администрации Мичуринского сельского поселения. Сначала путем нехитрых манипуляций была отнята земля, чудным образом повалено родовое дерево, оборвано электропитание и в заключение ко всему этому не был подведен газ, в то время как к каждому участку в селе он был подведен. То есть  мы видим следующее, что при содействии власти, а также с молчаливого согласия губернатора Хабаровского края, а также его заместителей, идет планомерное уничтожение историко- культурного наследия коренных малочисленных народов Приамурья, проживающих в селе Воронежское Хабаровского края. Отнимая землю у коренных жителей,  аборигенов вынуждают покинуть её.  Для несведущих людей, которые не ставят себе задачи разобраться в истинной причине происходящего  уничтожения национальной культуры нанайцев в селе Воронежское, и создается проект с кодовым названием «Зоосад». И Вы, Мария, беретесь за его реализацию, получив за это деньги.  Тем самым Вы не только не сохраняете культуру коренных народов Приамурья, но становитесь частью преступной группы, цель которой  - под любым предлогом стереть любое упоминание о коренных жителях,  проживающих в селе Воронежское 3.   Дабы продолжать строить там коттеджи  для «сильных мира сего».   Я не буду перечислять всех, кто там поселился за последние 20 лет.  Но то, что там их предки не жили, я могу заявить со стопроцентной уверенностью. И отвечая на Ваше высказывание «Только не говорите, что  Вам не помогают» я бы хотел спросить лично у Вас: «Вы и Ваши друзья хоть чем-то помогли нашей организации «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья»? Нашему театру коренных малочисленных народов Приамурья «Бури» Вы помогли? Молодежному пресс-центру «ЭтноВосток» Вы помогли?»                               
Ведь мы знаем, что  в зоосаде платный вход. Но Вы же используете как бы национальный нанайский элемент для привлечения новых туристов, чтобы водить туда туристов. Соответственно извлекаете коммерческую выгоду. Так назовите один проект, который был направлен на поддержку коренных народов, который был реализован Вами лично. А заглядывать на землю моих предков, смотреть на  фундамент и рассуждать о перспективах и этнических традициях я бы Вам не советовал. Так как деньги, которые были потрачены на фундамент, не являлись чьей-либо помощью со стороны власти либо частных лиц. Это было простое человеческое желание  - построить обычный дом, чтобы жить на своей родной земле и дальше.  Но в нынешней сложившейся ситуации это остается мечтой для многих коренных жителей - жить в хорошем благоустроенном доме, в комфорте воспитывать  своих детей и вести традиционное хозяйство. И мне тем более непонятно, с чего  это Вы решили, что там будет  эталонный нанайский дом, ведь об этом я не заявлял. Мне очень жаль, что в современной истории коренные жители живут в неблагоустроенных условиях не только в селе Воронежское - 3, но и в других селах, а все уверения власти в предоставлении льгот и жилья, ровным счетом остаются  на бумаге.  Но Вам, Мария Степко, этого не понять, ведь Вы далеки от национальной политики и более того  Вы недостаточно глубоко  знаете тему, чтобы сейчас пытаться мне что-либо объяснить. Тем самым выставляете себя на всеобщее обозрение как  человека невежественного, но с большими амбициями.

Вы пишете  «Так что будьте спокойны, это не власть строит, а небезразличные люди. И жить там никому не предлагают». Вот это Ваше «так что будьте спокойны», конечно, говорит  о том, что Вы сейчас не меня успокаиваете, а пытаетесь усыпить праведный голос общественности в моем лице. И Вы и Ваши «небезразличные люди»  отчетливо понимаете, что если завтра  мы  группой наших аборигенов выйдем на Комсомольскую площадь с плакатами «Долой нанайскую деревню в Зоосаде!», «Требуем сохранения культуры коренных народов, а не стилизации!»  и обратимся в  Федеральное агентство по делам национальностей, Общественную палату Российской Федерации, Минвостокразвития, Министерство культуры Российской Федерации  и  Прокуратуру Российской Федерации обратить внимание  на те безобразия,  что творятся в селе Воронежское, а виновных привлечь к ответственности, тогда,  думаю, Вам и Вашим «небезразличным людям» не поздоровится. Подобный зоосад  с нанайским колоритом у настоящего аборигена вызывает  чувства, способные разжечь межнациональную рознь. И более того мы, наверное, сделаем это в ближайшее время, и вовсе не из чувства превосходства какой-либо этнической группы, как Вы говорите, а просто движимые идеей справедливости.  Так что будьте спокойны, это не власть будет делать, а мы, небезразличные люди.
Вы пишите «Кстати, я к Вам обращалась, когда начинала проект делать. Но Вы тогда православными делами, судя по фотографиям, заняты были». Мне, как православному аборигену, не понятен Ваш этот выпад  в сторону православия. Если Вы пишете об этом, то напишите, какими делами я был занят, что так помешало нам с Вами встретиться. Если Вы бы действительно хотели со мной встретиться и пообщаться, Вы бы это сделали, как сотни других граждан, в том числе и тех, кому интересна культура коренных малочисленных народов Приамурья. И мне непонятно, при чем тут православие, моя вера и Вы со своим проектом. Но когда Вы делаете подобное заявление,  Вы переходите все границы. Тем самым Вы говорите:  «Сунгоркин  православный абориген, а, значит, ему и дела нет до сохранения своей культуры». Вот только смею заметить, что православие не мешает мне сохранять  культуру, оно является частью аборигенной культуры на территории Дальнего Востока, о чем Вы, судя по Вашему высказыванию,  не имеете ни малейшего представления. И это еще раз говорит о том, что Вы человек невежественный, бескультурный, малообразованный и… обиженный. В том числе и на меня, на человека, с которым Вы ни разу не виделись  и не говорили. Думаю,  и Митрополит  Хабаровский и Приамурский Игнатий согласится со мной, и Патриарх  Московский и всея Руси Кирилл тоже  согласится со мной. И вся православная общественность тоже согласится со мной. Сохранение культуры православных аборигенов - это не строительство  «дурилок картонных» под нанайским брендом в зоосаде. Установленные Вами чудища и прочие сооружения как бы религиозного культа не несут ни нанайской духовной культуры, ни православной.  Нацелены они  лишь на одно – демонизацию, одурманивание нашего общества. Вы, по сути, не сделали ничего хорошего. Вы построили стойбище имени Марии Степко.  И все, что Вы там сделали - это отражение Вашего духовного мира. Думаю, Вы понимаете, что я хотел сказать.

Вы пишете «И еще вот что интересно, зоосад внес в план мероприятий празднование дня коренных народов  мира». Зоосад может внести в свой план все, что ему угодно. Построить, как сейчас предлагают наши читатели, еще 148 деревень народов, которые проживают в Хабаровском крае, и, кстати, эту идею уже попытались озвучить  губернатору  Хабаровского края Шпорту. Построить на Воронеже всемирный зоосад национальной культуры народов Хабаровского края. Но ни я, ни наша общественная организация принимать участия в мероприятиях, которые будет  проводить зоосад, не планирует, так как считает ниже своего достоинства пропагандировать свою национальную культуру в зверинце.                                Это я пытался сказать в самом начале, как только открылась эта пародия на национальный быт коренных народов. И Вы и Ваши «небезразличные люди» в курсе этого. Но Вы продолжали гнуть свою линию. И рассматривать коренные народы, как исключительно  источник дополнительного дохода. И все ваши праздники не имеют никакого отношения к тем праздникам, которые действительно  имеются у коренных народов. Также наша организация не считает для себя праздником международный день коренных народов мира, дабы не мешать другой организации - Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края - проводить эти праздники с вами в зоосаде, в платинум-арене, в парке Муравьева-Амурского. Пожалуйста, пропагандируйте западные  ценности  и поддерживайте западную культуру. Бог вам в помощь!

Вы пишете «А еще домик экскурсовода отдали представителям коренных, чтобы сувениры продавали». Вы тем самым себе ставите в заслугу, что отдали домик под продажу сувениров в зоосаде, тем самым Вы облагодетельствовали  всех национальных  мастеров. Про домик мне даже противно читать, но это еще раз подчеркивает глубину Вашего «колоссального» проекта.
И тут же вы пишете, что когда Вы приехали с детьми, аборигены там пьют водку и матерятся. И это  у Вас вызвало самые неприятные эмоции. Так вот что я могу сказать по этому поводу, Мария Степко, Вы создали монстра и заселили его монстрами, хотя бы на время в том домике, что, конечно, говорит о том, что этот объект не является культурным.  Для того, чтобы он стал таковым, нужно проделать колоссальную работу, но Вам этого не понять, Вы привыкли эксплуатировать национальную культуру коренных народов, и Ваше удивление как раз это подчеркивает. А чтобы было понятно, я переведу Ваши эмоции на простой русский язык: «Как же так! Мы столько для них сделали,  а они все равно - сволочи неблагодарные!»  Именно так на сегодня в крае строится вся национальная политика. И Ваше стойбище - это отражение национальной политики в отношении коренных народов в Хабаровском крае. Поэтому мы до сих пор не можем  навести порядок на петроглифах  в  Сикачи-Аляне, так как привыкли только брать от народов и при удобном случае обвинять коренных в бескультурье. И у меня к Вам вопрос: «Вы не пьете, не материтесь, Вы святая?»  Я думаю, у Вас тоже есть грехи,  за которые Вам очень стыдно, но Вы молчите. И мне стыдно за тех нанайцев, которые ведут себя не отменным образом, но такими их сделала система. Они стали шутами, продавая собственную культуру за копейки.  Но я верю, что рано или поздно настанет время, когда великий нанайский народ с его уникальной культурой и многовековой цивилизацией пробудится, сбросит с себя все эти ложные ценности, навязанные, в том числе, и Вами в зоосаде. И будет требовать справедливости и честного отношения к себе.  Но именно этого Вы и Ваши «небезразличные люди»  не хотят, потому как боятся, что праведный гнев обрушится  в первую очередь на ваши головы. Вы пишете, словно как бы ставя точку, «видите ли, критиковать можно все, что угодно, для этого ума много не надо». Я Вам хочу ответить, что как раз–таки критика и требует взвешенного подхода и без ума здесь не обойтись, а писать подобные письма, здесь-то как раз много ума и  не надо. Все Ваши высказывания, вопросы, умозаключения, намеки на отсутствие у меня ума - это типичные расистские выпады, и читатели наши должны об этом знать, и делать свои критические выводы, руководствуясь своим умом.

Также Вы пишете, что «а вообще самый адекватный отзыв на восстановление деревни был у хабаровского экскурсовода, не помню его имени, но человек образованный, в возрасте», так вот, Мария Степко,  о каком восстановлении деревни Вы говорите? Вы что-то путаете, в зоосаде никогда не было нанайской деревни, а, соответственно, и восстанавливать там было нечего. А вот в селе Воронежское жили нанайцы, но их быт и традиции были уничтожены.   Об это мы и  говорим. Но, конечно же, когда Вы публикуете сообщение в защиту собственного стойбища, говоря о безымянном хабаровском экскурсоводе и ссылаясь на его «авторитетное» высказывание, Вы должны в первую очередь не полениться и указать имя и фамилию этого экскурсовода.  Иначе, может показаться, что этот экскурсовод живет в Вашем воображении и не более того. Также Вы пишете «а вот постоянное возмущение с Вашим участием, которое как-то попадает на мою страницу, вызывает желание дистанцироваться». Создается такое впечатление, что Вы не умеете пользоваться социальной сетью фейсбук. А желание дистанцироваться естественно у таких людей, как Вы. Так же от моей критики дистанцировался и бывший министр культуры Хабаровского края Федосов, который наверняка, в свою бытность одобрил Ваш проект.
Я буду рад, если в моей жизни таких людей, как Мария Степко, не будет. Я никогда не был Вашим другом, чтобы дорожить какими-то отношениями и пр. Вы можете дистанцироваться от меня здесь, в социальной сети, но когда Вы будете приезжать в свое стойбище, волей или неволей Вы будете вспоминать меня. И это  будет преследовать Вас все время, так как на земле моих предков  камни, деревья и великий Амур-Мангбо будут шептать Вам: «Вы, Мария Степко, совершили большой грех, когда начали ваять нанайских идолов без благословения шамана».
И в конце Вы пишете «а исторической справедливости ради – и до нанайцев здесь жили люди». Так говоря об исторической справедливости, Вы опять же волей или неволей пытаетесь ввергнуть народы, которые здесь живут в межнациональный конфликт. Вы как бы говорит всем нам, что эта земля уже не нанайская, а чья-то, возможно, китайская. Ведь именно китайцы со своим желанием освоить российский Дальний Восток, и пытаются, и делают все для того, чтобы внушить всем нам, что здесь жили не только нанайцы, а, в первую очередь, они и их далекие предки.
Вы в конце призываете сохранять природу и традиции. Так вот поднимитесь на второй Воронеж, в двух километрах от зоосада есть несанкционированная мусорная свалка, ее сделали не нанайцы, она появилась благодаря общим усилиям, в том числе и администрации Мичуринского сельского поселения, начните сохранять природу оттуда, проведите субботник с сотрудниками зоосада, и , возможно, это станет Вашей хорошей традицией бережного отношения к тем местам, где Вы живете.
А нашим читателям я хочу пожелать набраться терпения, и тем, кто действительно сохраняет культуру и делает для этого все возможное, не отмалчиваться в надежде, что кто-то за кого-то скажет или напишет, а дать свои взвешенные комментарии по сложившейся ситуации.   Ибо от этого зависит будущее не только коренных народов, проживающих на территории Хабаровского края, но и всех остальных.

Всю переписку можно прочитать здесь:


Рецензии