Для чего Ад?

Только тогда появится подлинный человек («сверхчеловек»), когда рассудочный человек настолько в себе развинет «моральное чувство», что его разум даст возможность сознанию представить себе и оценить полностью противоположную страдательную сторону насилия и уничтожения человеческой жизни, живо представить себя на месте жертвы и отреагировать на это единственно возможным человеческим образом, а именно – содрогнуться за двоих, за себя и одновременно за жертву.

Возникает вопрос не только о том, каким образом придет это «осознание», но и как «проснется» истинный человек – и не только в «жертве» («диффузном», «обычном» человеке), но и в суггесторе, «хищнике», когда произойдет трансформация «человека рассудочного» в «человека разумного»?

Только тогда, когда вместо отчужденности, неподлинности, иллюзии, имитации о-существиться прикосновение к настоящему, реальному, собственному.

«… Вот для этого осознания и потребуется столь крайнее средство: воздействие некоего Сверхстрадания. Его приход необходим для того, чтобы всем, наконец, стало ясным, что к чему… » [Диденко Б.А. Цивилизация канибалов. – М. : МП «Китеж», 1996. – 160 с.  // http://ufo.metrocom.ru/win/cannybal.htm].

Это не просто «Конец Света и Страшный Суд», не «Рухнувшие Небеса и Вторжение», это именно то, что еще Ф.М. Достоевский устами старца Зосимы говорил: «Рассуждаю так: страдание от того, что нельзя более любить».

Это – Ад с неугасимым огнем, Геенна Огненная (Исайя 66:24; Второзакон 32:22; 2 Царств 22:6; Псалом 9:18, 17:6, 114:3; Иов 26:6; Матф.5:22; Марк. 9:47-48), где человек полностью губит, разрушает и тело, и душу (Иов 26:6; Матф.10:28),  где горестно осознанно и вечно существует (Отк. 20:15), где нет ни работы, ни замыслов, ни знания, ни мудрости (Эккл. 9:5,10).

Преподобный Исаак Сирин писал: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, будто грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь... дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучает грешников... и веселит собою исполнивших долг свой».

Но не все так обреченно.

Ведь Сошествие Христа в ад — акт вневременной. Христос стал доступен всем туда сходящим. Потому и перед теми, которые по объективным причинам не смогли в своей земной жизни уверовать в пришедшего Христа и принять здесь таинства крещения, открывается, как видим, возможность войти в Церковь путём ветхозаветного человечества, путём, как осторожно высказался святитель Григорий Богослов, «огненного крещения». Он писал: «… они будут там крещены огнём — этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха» [Свт. Григорий Богослов. Творения: в 2-х томах. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – Т. 1. – С. 543].

Как указывает известный профессор богословия А.И. Осипов [Осипов А.И. Зачем Христос нисходил во ад? // Мгарский колокол. – http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2163], творения святителей Григория Нисского и Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста, святых Ефрема Сирина, Исаака Сирина (как и высказывания в том же духе целого ряда других Святых Отцов), а также бесчисленные богослужебные тексты (особенно пасхальные и воскресные, например, в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим...»), прямо говорящие о полном и окончательном уничтожении смерти и ада Воскресением Христовым, приняты всей Церковью, а воззрения Святых Отцов (то есть учение самой Церкви) имеют полное единство и согласие в том, что вечная участь каждого человека будет наилучшей, исходя из его духовного состояния, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4; 8).


Рецензии