Естественность и этикет
Как-то дочь писала рассказ «Ласточкино гнездо», навеянный впечатлением от живописной картины, название которой переводится как «Дневной и ламповый свет». Меня же от названия картины обуревали философские размышления. Дневной свет - это естественность, открытость, искренность, простота – все то, что мы хотели бы ценить в других людях. Ламповый – это искусственность, этикет, ложь и лицемерие. Первое – это как бы «плюс», а второе – «минус». Почему же мы часто ежимся от чьей-то «положительной» искренности. А бывает – страдаем. В народе говорят, что простота хуже глупости. А глупая искренность – это уже садизм. Кроме того, естественность может выпустить на волю своего «зверя», живущего в каждом из нас. «Хорошо быть кисою, хорошо – собакою: где хочу пописаю, где хочу покакаю» - пусть не так грубо, но все-таки «дети природы» порой заставляют краснеть за них людей лампового света. Недаром люди придумали кодекс поведения – этикет. «Искренность среднего человека отвратительнее притворства». / Вл.Микушевич/ «С годами мы начинаем понимать, что люди напрасно смеются над некоторыми правилами, условностями. Порою невольно думаешь, что установлены они были теми, кто прочел книгу жизни целиком, а вот судят о них люди пусть умные, но прочитавшие в этой книге всего несколько страниц» /Никола Шамфор/ «Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены» /Жан Жак Руссо/ «Поведение человека должно быть подобно его одежде: не слишком стеснять его и не быть слишком изысканной, но обеспечивать свободу движений и действия». /Фрэнсис Бэкон/
Против любого «стеснения» ратует Ницше : «Приручение животного достигается причинением животному вреда, точно также нравственный человек не есть улучшенный человек, а только ослабленный». «Всякая здоровая мораль подчиняется инстинкту жизни. Противоестественная мораль направлена против инстинктов жизни – она является то тайным, то явным и дерзким осуждением этих инстинктов». «Мораль – это тщеславие человека перед природой». «Общая заповедь всех обычаев и моралей гласит: будь осторожен и бойся, владей собой и притворяйся».
Но и он сам сомневается в провозглашаемом им имморализме: « Об имморализме легко говорить, но как его выдержать»
© Copyright:
Любовь Бабкинд, 2015
Свидетельство о публикации №215071901874
Рецензии