Несколько слов о разуме человеческом

                (из записок вредного человека.)
«Факт обыденного явления случаен и разрознен. Факт научный упорядочен и поддается в отличие от обыденного факта верификации». М. Мамардашвили «Необходимость себя».

Друг у меня живет рядом, буквально под боком на нём и обкатываю свои статьи еще в черновом варианте. Из шахтеров. Человек удивительной трезвости мышления – полнейшая противоположность мне. Не любит книг по фантастике и ничему не верит, кроме того, что в руках держит и глазами своими видит.
Так вот прочел он заголовок и сразу по своему обыкновению сказал, как отрубил:
- Вроде ты не дурак, а вопросами задаешься особенно в последние годы, дурацкими.
На моё предложение прочитать все-таки статью хмыкнул и пробурчал:
- Видишь ли, я тебя последнее время не понимаю. Слова вроде мне известные, а смысл… Смысла не улавливаю. Прочту. От напряжения голова заболит, а понять о чем ты пишешь все равно не пойму. Ты вроде как на Луне сидишь. Ты на землю опустись и погляди чем и как человек живет. Об этом и пиши. Тебя понимать будут.
- Я конечно хочу чтобы меня понимали, но не любой ценой.
- Цена?  Да ты и так бесплатно молотишь.

                * * *
Вот во всех учебниках написано, что человек разумное существо, а я господа мои совершенно не верю в этот учебник!
Да и с какой стати мне верить? Вот он я - есть человек. И что разве ж я разумный? Разве я себя не знаю? Еще как знаю, господа мои! С самой неразумной стороны и знаю.
Люди, окончившие философские факультеты тот час встанут на дыбы и заявят, что  имеет смысл употреблять термин "человеческий разум", как нечто, что свойственно всем, и в чем все могут быть как-то объединены или быть одинаковы.
Но вот именно «как-то»! То есть для удобства, для формального отличия коровы от человека и уж тем более от вороны. На самом то деле люди совершенно не одинаковы!
Конечно начать бы надо с того как я понимаю разум, а то ведь получится так что я вам про Фому рассказываю, а Вы все время меня понимаете так, как будто я говорю про Ерему.
Так вот в моем понимании разум – это то, что отвечает в человеке за рациональные, с точки зрения – полезности для человека, действия.
Конечно Вы со мной затеете дискуссию насчет того что считать полезным и, уверяю вас всех, дальше известной поговорки, что «лучше быть богатым да здоровым, чем бедным и больным» вы не продвинетесь.
Проверено это и не раз! Да и целые горы книжек написано о том, что бытие, в смысле достатка и здоровья, определяет сознание!
Конечно, если человек неизлечимо болен раком то уж конечно его сознание не платоновской, или кантовской философией будет занято!
Так-то оно так, но чем? То есть когда я спрашиваю «чем?» то понятное дело, я речь веду о форме его сознания. Ведь какую-то форму оно должно приобрести? Ведь даже обычный вопль или стон обретает форму звука, а тут речь идет о сознании, да еще и не просто так, а о разумном сознании! Чего, на мой взгляд, в человеке то и нет! И особенно его нет именно в описанном выше примере!
Весь клубок чувств есть, а разума – нет! Боль, голосящая и страх смерти – вот и все чем полон такой человек. Где же тут место разуму? Нет ему здесь места, господа мои.
Так что весь  тезис и все требования такого социалиста сведутся к тому, что подавай ему вначале идеальное бытие, а уж потом требуй от человека разумного, иногда говорят – «сознательного поведения», словно он все время живет в бессознанке! Оно может и так, то есть не разумно живет. Но так об этом  я и речь повел.
Конечно, вначале всего идет обдумывание,  а уж потом и действия. А думаем мы, господа мои, исключительно словами.
И вот тут-то огромная собака порылась!
Потому как  слово бывает обыденное – это то, на котором мы говорим постоянно, но есть и математическое слово (точнее сказать – язык). Есть язык общей физики, а есть язык квантовой физики и это все разные языки и в них одно и то же наше обыденное слово, будет иметь разное значение и, следовательно, вызывать разное понимание того, что сказано.
Но и это не всё. Помимо выше перечисленных языков есть язык философии, есть язык поэзии – шире литературы!
Есть язык живописи и так далее.
Иногда очень забавно бывает услышать ответ человека на философский вопрос, скажем, Сократ сказал – «Я знаю, что ни чего не знаю». Что он этим сказал?
  -  Да как что? Этот тот, что нос картошкой и борода из мрамора? Поди ж ты как врёт! Не краснеет только потому, что уже помер. Ну, к примеру, вот как он мог не знать, что Солнце вокруг него крутится? Ну не вокруг него, а вокруг Земли, на которой он стоит. Вот возьми ты меня вместо него. Утром вижу солнце над Петровым домом, в обед прямо надо мной, только чуть-чуть на соседнюю улицу наезжает, а вечером за Иваном прячется. И как тут не увидеть, что оно вокруг тебя крутится, только что не прямо, а чуть криво. Орбита называется. Это потому, что Земля круглая. Хамло твой Сократ потому что, рисуется, за быдло всех держит.  Умным хочет показать себя. Вот и ты тоже себя умным выставляешь, а глянешь, так дурак дураком!
Дальше спрашивать расхотелось, а на языке вертелся еще один вопрос:  что значит философская фраза «Познай себя»?
Думаю, и тут ответ будет ничуть не лучше.
Так вот рассматривая себя как особь человеческую, и припоминая все свои поступки, должен сказать, что только малая часть из них была  разумной. Да и то если поглядеть на себя снисходительно.
Чтобы уж не ударяться в бесчисленные мелочи, возьмем нечто присущее большинству мужчин. Итак, я рано начал курить и пить спиртное. Очевидно, что такие мои действия нельзя назвать разумными потому, что и курение, и выпивка были во вред моему организму.
И кто только не говорил мне о вреде этих привычек, но более того – вот и говори после этого о разумность – я сам знал, что привычки эти вредят мне.
О социальных последствиях  упоминать не буду.
- Разума у подростка нет, – скажут мне.
Очевидно, что и у взрослого тоже нет. И взрослый человек, вполне осознавая пагубность пристрастия к табаку, и к спиртному все равно употребляет и то и другое. Добавим к этому наркотики.
И тут я слышу голос моего оппонента.
- Батенька мой! Да неужели Вы и вправду считаете, что у человека нет разума? Вы перечислили дурные привычки, но причем же здесь разум? Вон оглянитесь! Разве не разумом произведены эти дома, машины, самолеты? Разве не разум дал в руки человеку и тебе лично компьютер? Что ты бредишь и наводишь тень на плетень? Тебе писать не о чем что ли?
И пошел и пошел меня частить!  Вот я и  предупреждал в самом начале, господа мои, что заведи я этот разговор, как я образно назвал его о Фоме, то мне будут тыкать в нос Ерему.
С Еремой я согласен, человек -  умелый, изобретательный, хитрый до невозможности, лживый до бескорыстия, просто ради красного словца солжет и не покраснеет. Более того иной начнет настаивать на «святой неправде своей». И поди проверь – святая она или нет?
Даже вдруг удивительное происходит. Курил  несколько десятков лет, а потом, ни с того ни  сего, бросил.
Конечно, человек обязательно объяснит спрашивающему его, почему он бросил курить? Да так все обставит, что сам в этот рассказ и поверит.
Часто ведь у человека случается соврать, а потом в собственное вранье поверить, да так крепко, что ни какими аргументами из него эту веру не вышибешь. На костер пойдет, но не отречется.

Нет, господа мои, я много чего могу сказать о человеке положительного с этой стороны, то есть со стороны Еремы, но я хотел бы продолжить свою линию – от Фомы. Да и какой толк говорить о положительной стороне? К хорошему и прибавить нечего, если оно и на самом деле хорошо.

И чего только о себе разлюбезном человек не наговорил. Начиная с того, что он есть образ, и подобие Бога - суть которого есть любовь.
И то же время скажет, что отданы человеку все земные существа в бессрочное владение. Владеть же существами в понимании человека, либо их поедать, либо приневоливать к разным тяжким работам.

Неужели для этого разум нужен? Не довольно ли  хитрости и смекалки?
Итак, разумного в человеке  настолько мало, настолько спонтанно это малое проявляется, что впору говорить, о неких феноменах разумности в поступках человека, о некой таинственности  её проявления.
Опять же слышу голос моего оппонента.
- Путаешь ты, вечный путаник, ибо хитрость и смекалка и есть достояния разума, а не только, как ты утверждаешь – рациональное отношение к себе. Оно может и самое что ни на есть иррациональное действие, а на поверку выходит самым разумным. Не согласен?

Да где ж здесь не согласиться! Ежели разум трактовать расширенно то и нет в человеке ничего такого, чего бы не включало в себя понятие -  «разум». Тогда и мышление – категория разума, интуиция тоже сюда, сообразительность – это само собой! В эту «сумку» можно всё втолкать, всего человека со всеми его рефлексами.
Но я господа мои все же возвращаюсь к своему «Фоме» потому что считаю по прежнему признаком наличия разума – рациональное отношение к себе и к окружающему миру.
Разум не присутствует в человеке как печень, как сердце; он исчезает и появляется. Он сродни совести то она есть, то её нет. Можно даже сказать, что обстоятельства вызывают к жизни разум. Он вспыхнет и погаснет. Надолго его не хватает. Надолго – это нужно образование, то есть нужен процесс становления человека. Проще сказать очеловечивание того, в ком совесть и разум спят.

Вот так господа мои. Как видите, я пошел на компромисс и сказал, что разум есть в человеке, но он спит.

И вот что господа мои, если допустить этот компромисс и для совести, то ведь получается полнейшая библейская история о человеке.

Бог создал человека с разумом и совестливого, то есть любящего всё и вся. Совесть ведь и показывает и подсказывает о делах любви, если конечно исключить гормональный фактор и оставить чистую платоническую любовь.
А потом  произошло то, что произошло, человек захотел жить по собственной воле, как знающий, что такое хорошо и что такое плохо для него. Возомнил так сказать, что он все знает!

Но вот парадокс: не только вещи могут быть непонятны, но и знания могут быть непонятны. Знание мы понимаем, а вещи – исследуем.

Вначале Адам был разумным – он и без знаний, парадоксальным образом понимал мир рая, в котором жил, всё.
А когда разум, и совесть уснули в нем, придавленные самомнением, о знании – он потерял их.

И очеловечивание есть возвращение к первоначальному образу, то есть к Адаму,  имевшему не знание, а не дремлющий разум и такую же бодрствующую совесть.
И каждый из нас стоит на лестнице восхождения к этому образу, либо опускается в еще большее состояние скотскости. Ибо тело человека взято из праха земного, то есть, как всё порождено землей! Точнее -эволюцией материи из которой состоит земля.
«…природа каким-то путем последовательно восходила к совершенству…» (Григ. Нисский).
Господь облагородил его, соединив душу, то есть ту субстанцию которая присуща жизни вообще, с Духом Святым. Иначе говоря, соединил с собой. В этом библейский смысл образа и подобия.
И вот этот образ и подобие уснули, спят в человеке.
Мой тезис таков: женщина рожает звереныша, но с задатками стать человеком. Задатки эти у разных младенцев разные.
Понятие человек, то есть человеческое в человеке - это лестница в небо с увеличивающейся крутизной и высотой ступенек.
Традиционные общества имеют представление об идеальном человеке и вся жизнь – это образование человека из заготовки, то есть из младенца по идеальному образцу.
Сам мир культуры был изобретен человеком как такой мир, через который человек становится человеком. Я подчеркиваю слова "через который", поскольку человек не есть естественная данность, как например: чайка, жираф, кошка, или лошадь.
И последний мой тезис заключается в том, что положение человека на этой лестнице не стабильно. Иначе сказать, возможны и взлеты, и падения. Более того, думаю - такие качели с той или иной амплитудой и есть подлинный человек в его бытие.
А разума как видим в человеке нет.

ПРИМЕЧАНИЯ  НЕ  ВОШЕДШИЕ  В  ТЕКСТ,

Обыденный язык – это язык буквального понимания всего, потому что наш язык по определению – предметен. Всякое слово имплицирует существование его эквивалента; и даже слова, обозначающие душевные явления, имеют инерцию, навевающую нам мысль о том, что чувства существуют так же, как существуют предметы, что мысль существует подобно существованию особых духовных существ и т.д.
( М.Мамардашвили.)

Кант предупреждал, что «мы можем высказывать объективные суждения только в той мере, в какой в природе не допускается существования своевольных, самовольных существ». Но тогда как же быть с обществом? С человечеством? Ведь это сплошь своевольные существа и самоволие – главное отличительное свойство человека.
Так вот, господа мои найти в человеке разум так же трудно, как обнаружить местоположение души. Все говорят: душа, душевный человек, душа болит, а спроси прямо самого распрекрасного профессора, а покажи мне, такой сякой, душу?
Не покажет ведь. Наплетет семь коробов, а души не покажет.
Не подумайте, господа мои, что я отрицаю, наличие души у человека – отнюдь нет! Феномен такой есть и  когда тяжко, (ну вот опять - тавтология получается!), на душе, то мы так и говорим: «на душе тяжко». И все прекрасно понимаем, что сказано. Хотя не знаем где душа, и какого она вида и свойства. Ну, разве что христиане говорят - бессмертная!
Такое же положение и с разумом. Разумно поступил. Не разумные действия, а где он разум? А разума то, как раз и нет! Есть феномены, которые мы относим к разуму, ну вот как физики некоторые феномены квантового мира называют: электрон, протон, нейтрон, нейтрино и так далее. А есть – что-то, не то сгустки энергии какой-то, не то пучки волн, не то частицы – феномены словом.
Да и нужды особой нет в наглядном представлении, то есть в переводе на обыденный язык.  Физики знают квантовый язык на котором описывается поведение этих феноменов в тех или иных обстоятельствах и этого достаточно для практических нужд.
Владеющий языком – владеет в своем сознании  идеей феномена, относящегося к этому языку.


Рецензии
ФИЛОСОФИЯ --- есть интеллектуальное брожение в мозгу на окружающее человека; неизвестное и непонятное, но внушающее....., и внушающее основательно!!!
Короче.
Всякий мудак -- философ!
Но, не всякий философ -- мудак!

"А разума как видим в человеке нет."

Разум, если вдуматься как следует!, это своеобразная форма его отсутствия.

Бабуин.

Эдгарт Литау   19.07.2015 16:06     Заявить о нарушении
Как всегда очень интересный взгляд. С мудаком только подкачал малость. Даже бабуин если не кастрирован, то мудак.

Михаил Анохин   19.07.2015 16:50   Заявить о нарушении
Конечно просто Филя и есть мудрость народная. Об этом и речь в статье. Просто Филя говорит на простом предметном языке. Для него значок логарифма, или знак бесконечности обыкновенная закорючка, а произнесенное - просто бессмысленный звук.
Если для него это не так и он знает философский язык он уже не просто Филя, а Филя - философ, Филя - математик, Филя - лингвист и так далее.

Михаил Анохин   19.07.2015 17:01   Заявить о нарушении
Можете меня считать мудаком - и это будет правильно!
Минимум половину своей жизни мы живём не своими мозгами.

Можете считать меня животным, естественно более продвинутым.
И это тоже будет правильно и, что очень важно - честно!

Эта та точка в системе координат, с которой весь сыр-бор и начинается.

Б-н.

Эдгарт Литау   19.07.2015 17:03   Заявить о нарушении
Могу, но не хочу. Переход на личности самый похабный прием из всего, что придумало человечество для общения.

Михаил Анохин   19.07.2015 17:05   Заявить о нарушении
Леере, это Вам!

Человек, посмотри на звёздное небо,
посмотри на себя в зеркало,
пощупай свои яйца,
и никогда не путай
БОЖИЙ ДАР С ЯИЧНИЦЕЙ!
(т.е. божий дар поп**деть и помечтать,
--- С РЕАЛЬНОСТЬЮ)!
А эти капканы ты себе мочишь давно, ОХ!.., давно!!

Бабуин.

Эдгарт Литау   19.07.2015 17:12   Заявить о нарушении
Так зачем тогда зашёл на эту тему?!

Б-н.

Эдгарт Литау   19.07.2015 17:24   Заявить о нарушении
Михаилу.

"Конечно просто Филя и есть мудрость народная.................... - просто бессмысленный звук."
Если для него это не так и он знает философский язык он уже не просто Филя, а Филя - философ, Филя - математик, Филя - лингвист и так далее."

Я не историк, и не этимолог.
Как Вы думаете где родилось такое: "Нет худа без добра",
"Бог, Бог, да не будь сам плох!" и мн. др. .

Эдгарт Литау   19.07.2015 17:30   Заявить о нарушении
Не думаю. Мне пока то это не интересно. И потом любая фраза, даже пословица вне контекста - пустое. К чему сказано и по какому поводу - не понятно! Контекст - шире контент дает смысловой вектор, иначе сказать языковую координату. Еще проще - на каком языке это сказано? На поэтическом, литературном, философском, или обывательском.

Михаил Анохин   19.07.2015 17:50   Заявить о нарушении
А Вы задумайтесь о природе человеческих понятий, суждений и представлений,
а контекст всегда перед Вами: и быту, и академической среде, и в СМИ,
и часы одиночного раздумья.
Удачи!

Бабуин.

Эдгарт Литау   19.07.2015 19:30   Заявить о нарушении
Задумался и стал искать, что об этом умные люди пишут.
Так вот они и пишут, что есть самые разные языки, и слово "любовь" в обыденном его понимании и слово "любовь" в христианском понимании настолько же различны, как пес - лающее животное и созвездие с этим же именем. К стати и на языке алхимика - "любовь" нечто иное чем в языке христианского богослова. И "сила" в обыденном языке нечто иное, чем в языке физики, или электротехнике.
Особенно хорошо об этом пишет Мераб Мамардашвили в работе "Необходимость себя".

Михаил Анохин   19.07.2015 20:14   Заявить о нарушении
Обратите внимание на содержание, и откуда оно берётся, что отражает,
а не на звуковую форму проявления.
Есть брак в производстве, и естть брак как форма организации семейных отношений в социуме.
И что Вас здесь удивляет?! Звуковое сходство?!
Немало слов на разных языках звучит одинаково, но их значение........
Даже со временем первоначальное значение слова может сильно измениться,
но от этого люди не перестают понимать друг друга.

А Вы можете представить себе, допустим, прелог над без предлога под, или свет
без тьмы?! Войну без мира?!

Б-н

Эдгарт Литау   19.07.2015 21:46   Заявить о нарушении
Вообще, передача одного и того же содержания разными языками Вас не смущает?!

Эдгарт Литау   19.07.2015 21:54   Заявить о нарушении
Очень смущает! Даже до странности смущает!
В молодости подрабатывал переводами стихов. В издательстве (Алтайском) давали подстрочник. Вот тогда и началось моё первое смущение. Невозможно адекватно передать мысль выраженную на одном языке в другом. Но это очень простой пример. Куда сложнее примеры языка философии и языка обыденного.
Что касается звукового совпадения - ясное дело что в приведенных мной примерах суть не в этом, а в том, что в разных языках (в примере - богословском - очень близок к языку философии)слово "любовь" понимается совершенно по разному!
Не стану же приводить здесь многостраничные выдержки из работ на эту тему.
Если есть возражения по существу - прошу, а нет так и закончим на этом.

Михаил Анохин   19.07.2015 23:11   Заявить о нарушении
"Невозможно адекватно передать мысль выраженную на одном языке в другом."

Да, оттенков и нестыковок немало, но так или иначе все мы живём под одним и тем же солнцем и луной.
А как Вам ситуация, когда говорят на одном и том же языке его носители и заключают даже юридические договора, а понимают их каждый по-своему.

Впрочем, Вы правы, лучше закончить.
Действительно, Библию пересказывать не надо, как и разьяснять её задачи.

Удачи в погружении в реальность!

Эдгарт Литау   19.07.2015 23:46   Заявить о нарушении