часть пятая. Комментарий ко второй главе

Глава вторая кн. Бытие.
Продолжение. Часть пятая.
(комментарии построчно)

       «Так совершены небо и земля и все воинство их»

  мы видим слова, говорящие об итоге двух творческих актов: творение и создание. Эти два действия слились в общее - «совершены».
Творение  это созидание самим Творцом, создание — это тоже творческий акт, но не лично Богом, а механизмами, Им запущенными. Вот эти «механизмы» - они и есть то, что названо «воинство». Вулканические процессы вздыбили тектонические плиты над поверхностью океана — это ли не воинство земли? Атмосфера заботливо прикрыла первую травинку от солнечной радиации — это ли не «воинство» неба? А ведь не только вулканы — воинство земли, и заслуга атмосферы не только в укрывании от испепеляющих лучей. Много и иных заслуг у "воинства" Творца.

     «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в
     день седьмой от всех дел Своих, которые делал...»

  А действительно, что ещё мог бы совершить Творец сверх того, что Он сделал за шесть эпох своего творчества? Я не сомневаюсь, Им сотворено всё необходимое, что бы «свет во тьме светил и тьма не объяла его». Свет жизни!
«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал...»

Седьмой день  это финал. Не могут же артисты выйти на поклон благодарной публике раньше, чем прозвучит последнее слово, последний аккорд действа. Вот и Творец... Он благословил, т.е. похвалил (смысл — благословил, именно -- похвалил!) грандиозное действо о шести актах. Но не мог Бог сам себя похвалить... Это не серьёзно. Потому и благословил.

       «...почил от всех дел Своих»

 Необходима тут известная доля тактичности, что бы не опускаться до примитивного - «лёг спать». Смысл этих слов только один: Творец полностью и окончательно закончил Свою созидательную миссию.
 Освятил день седьмой. Этот день замечательный. Он как памятник, как грандиозный обелиск, призванный напоминать человеку о Творце мира. Надо ли этот «обелиск» целовать и обнимать? Нет. Не целовать его надо, а помнить о Том, в честь кого этот памятник сияет.

    “Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда
     Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого
     еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла...»

  Надеюсь, дорогой мой читатель, ты уже и сам «цепляешься» глазами и мыслями за слова «творение», «созидание». Так что же Бог, Он сотворил  или таки создал землю и небо? Почему в одном предложении использованы оба термина? Пустяк ли это?

  Не только мудрым физикам дано понять, но и многим «не физикам» тоже, что без материи нет ни времени, ни пространства, как такового. Книга Бытие (Берейшит) первая её глава заканчивается шестым днём Великого творения. А начинается?.. Начинается же Великое творение совсем не с «раскалённого шарика, где не было ни деревца, ни кустика, ни травинки». Повествование начинается с творения материи. Именно материи! Помните? Это слова о небе. И совсем не об облачках и тучках. Эти слова о всей Вселенной: «В начале сотворил Бог небо».
  А потом последовали творческие акты Всевышнего по созданию непосредственно земли. В основном, это уже были акты созидания, а не творения. Потому мы и видим в обзорной фразе два разных «строительных» термина по отношению к небу и земле.

    “ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для
     возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли»

  Человек(мужчина и женщина) , сотворённый Всевышним, не видел и, конечно, не знал, что предшествовало его появлению на земле. И полевой кустарник не цвёл вовсе не из-за того, что человек не рыхлил землю вокруг него, - говорит нам бытописатель. Было время, когда пар (вполне возможно, раскалённый) поднимался от земли, потому он и не цвёл. Трудное было время... Мрачное.

    «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его
    дыхание жизни, и стал человек душею живою» (глава 2 стих 7 Бытие).

  И вот тут важно вслушаться в Слово Божье: Об Адаме ли эти слова? Вопрос не праздный. От ответа зависит «пустячок» : если — об Адаме, значит он — прародитель человечества. Но, если эти слова не о будущем отце Каина, Авеля, Сифа, значит... Как звали его? Как вы поняли, в моём вопросе уже явствует ответ: Нет, не об Адаме. И не даёт этот стих каких-либо оснований подразумевать будущего мужа Евы.
  Сколько времени Истина ждала своего часа! И вот она перед тобой, читатель.

 Да, да! Я вновь о том же. Прошу тебя, уважаемый читатель, обратить внимание на «создал человека из праха земного». Создал! А не сотворил.
 
 Позвольте, возмутится, вконец запутавшийся, читатель, разве речь в этом стихе не о том же, кто - «по образу и подобию» — о персонаже 27-го стиха 1-й главы книги Бытие? И вот тут я, со всею категоричностью на какую способен, отвечу: Нет. Человек, о котором говорит нам Слово Божье во второй главе в седьмом её стихе — это иной человек. Это вовсе не муж Евы Адам, но и не тот, который Первый. Кто?..  А вот Библия нам не донесла его имя. Вполне возможно, что в «Бытие 2:7» говорится о далёком предке не кого-либо, а о родственнике-предке Адама... Почему нет?
 Вдумайтесь: «И создал Господь Бог человека из праха земного» - эти слова применимы к каждому, рождённому женщиной.
(Уверен, этот очевидный факт поймут и примут все... Ну кроме дипломированных докторов богословия).

      «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил
       там человека, которого создал» (Бытие 2:8).

И Адам, и его родители, и родители его родителей — появились на земле не из космического корабля с другой планеты. Они родились в конкретном месте, имеющем точнейшие координаты. Точно так же, как у любого из нас есть такая точка на земле.
 
      «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное
      на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и
      дерево познания добра и зла» (Бытие 2:9).

  Каждый человек, родившись, имеет не только место, обозначенное точными координатами, но и...  Детство - как эпоха жизни. Детство это и есть рай. Будучи «в детстве», человек не знает о смерти и не думает о ней. А ещё маленький  человечек уверен в том, что булки с маслом растут на дереве. Ребёнок не обременён думами об урожае, от которого зависит вопрос жизни или смерти. Детство — это рай.
  Хоть ребёнок и живёт в раю детства, но он уже в мире и в процессах этого мира.  И  подойдёт  время, когда вчерашний ребёнок получит способность к воспроизводству себе подобного... Вот аллегорический смысл дерева жизни.
Но сначала - «плоды дерева познания добра и зла». Это первое "дерево".

 Что за деревья?!. Какие такие плоды?.. - раздражённо бурчат атеисты.
А что хотели наши ворчуны-атеисты? Они хотели читать Библию во всех анатомических подробностях?

 Итак, плоды дерева познания добра и зла. Вчерашний ребёнок, а сегодня, достигший половой зрелости человек, должен... просто обязан!.. сначала обрести зрелость умственную и понимать свою ответственность перед ребёнком, «автором» которого он может стать.
 Признаюсь, меня удивляет и огорчает извращённость смысла комментаторов Слова о сути тех плодов. Просто нельзя не видеть, что запрет Бога на плоды этого дерева — не категоричный. Чудь далее — в третьей главе в 17-м стихе эти плоды Бог назвал «заповедными». Нет, не проклятые были те плоды! И не заклятые...  Эти плоды были заповеданные, т.е. другими словами, разрешённые, но под условием. Условие же — зрелость не только физическая, но и духовная. Разве не так?
  Далее по тексту второй главы кн. Бытие открываются координаты того места, где проживали предки Адама и, возможно, сам Адам — предок Ноя, Сима, Авраама... Иисуса Христа.

     «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в
      саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь
      от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью
      умрешь» (Бытие 2:16, 17).

  Наивно-примитивная трактовка: плоды того дерева были ядовитые. Конечно же, нет. Отец Небесный не угрожал. Всевышний всего лишь, ясно и честно предупредил о перспективе: человек, ставший родителем со всею ясностью должен вдруг осознать своё расставание с детством-раем и понять: став отцом, станет и дедушкой. Ну, а потом... А потом - сами понимаете!

Следующий стих говорит нам,  хочет того мужчина или не хочет, но обременить себя семьёй ему придётся. Тем более, что зов природы могуч, а потому, скорее - хочет. (Природа, к слову, это и есть «механизмы» и «инструменты» Творца). Вот эти слова:

     «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;
     сотворим ему помощника, соответственного ему (Бытие 2:18).

 И вот опять.  Кодовое слово - «сотворим». Именно оно даёт полное понимание  когда и о ком это было сказано. Итак...

 Легкомысленное отношение к Слову Божьему привело к тому, что комментаторы в унисон говорят о творении женщины. Боже... Ну, неужели только я вижу ложность этого утверждения?
   Потрудитесь прочитать Бытие 2:18: ведь эти строки  не говорят об Еве - матери Каина. Этот стих говорит о человеке-женщине, которая была сотворена одновременно с человеком-мужчиной. И которой предстоит стать помощником конкретному мужчине, став его "половинкой".  Смысл этого стиха в том, что Отец Небесный соединял двух симпатичных, волосатых человеков с дубинами в мозолистых руках, в «коалицию». Основой этого союза двух людей должна была стать симпатия друг к другу. Уверен, что со мною согласится читатель: тот союз двух людей был основан... Нет! Не на животном влечении, а на симпатии и любви. Во как!

  В чём же тогда проявился Божественный акт творения, если женщина была сотворена? А в том и проявился, что творилась не женщина, а Помощник мужчине... Помощник!
Вот было сообщество людей в виде животной стаи. А однажды в пещере у костра мужчина обратил внимание на ту, что, скромно потупившись, сидела в сторонке. И мужчина почувствовал, что ему хочется, что бы эта леди улыбалась только ему. И никому более. (Попробуйте возразить мне).

    “И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим
     ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех
     животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы
     увидеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу  живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к
жене своей; и будут [два] одна плоть».

   Прошу обратить внимание на слово «человек» и сколько раз оно использовано в этих строчках. Обратили ли внимание на то, что слово «мужчина» не применилось... Подумайте — почему?
Ответ,тебе, дорогой читатель, я уверен,уже очевиден.

 Сон... Ребро... Что это за трансплантация?
 А просто женщина, ставшая помощником в образовавшемся союзе, действительно «плоть от плоти» того мужчины. Может и не дочь... Но генетически — его копия.
  А теперь - главное.
  И будут два одна плоть. Вот он — мощнейший органный аккорд Любви! Создался союз двух людей. И этот союз основан на высочайшем духовном проявлении - на любви! Боль одного из них, вдруг стала ощущаться в полной мере, как своя... Это ли не любовь?

  Бытие 2:25 – «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились»
  А ведь сколько научных трудов. Сколько учёных степеней! И все они о том, что Адам — первый, сотворённый Богом, человек. Отцы Церкви, мэтры богословия, профессора, диссертации... И всё это — ложь. Адам — не первый, сотворённый!
Предлагаю задуматься: почему рядом с именем мужчины не указано имя женщины? Томить не буду: Адам — имя, данное при рождении родителями. Он был в статусе пупсика, а уже где-то рядом жила девочка. Имя будущей жены Адама никто не знал. Это могла быть и не Ева... А пока оба они были нагишом и, естественно, не стыдились.

Библия — сборник мифов и сказок... Библия вся состоит из нестыковок, противоречий и неточностей. Вот лейтмотив вердикта атеистов, навеянный мнением мэтров богословия, к сожалению.
Но Слово Божье этого не заслуживает.


Рецензии
Вижу,что люди читают... Надеюсь, что не по диагонали. Может даже и думают... Угнетает только отсутствие каких-либо вопросов. Тут одно из двух: либо всё ясно и понятно, либо - вообще ничего не понятно. Пишу статьи, а в ответ гробовое молчание. Странно и немного даже жутко.

Евгений Попов-Рословец   20.07.2015 16:34     Заявить о нарушении
Читала не по диагонали. Мне очень даже понравилось ваше не обычное видение текста первых глав книги Бытие. Но у меня тоже нет вопросов, скорее есть ответы, отличающиеся от Ваших, объясняющие кажущиеся нестыковки и противоречия в древнем Священном тексте: http://www.proza.ru/2018/11/10/49

С уважением,

Людмила Ломакина   03.08.2021 19:06   Заявить о нарушении
Буду признателен, если внесёте ясность в вопрос календарный конфликт "сто лет" - третий сын Ноя был рождён за сто лет до Потопа. Ведь так?
Симу было сто лет, когда родился у него сын через два года после Потопа. Ведь так?
ВАШЕ МНЕНИЕ
Кто был младший из сыновей Ноя? Сим, Хам или Иафет?

Евгений Попов-Рословец   03.08.2021 20:47   Заявить о нарушении
Уважаемая Людмила, исследователей Библии - миллионы за прошедшие века.
Вот и мы с Вами тоже...
Ваше мнение мне не безразлично, поверьте. Прошу ответить, какой из переводов Библии Вы считаете заслуживающим доверие - Септуагинта или Вульгат?

Евгений Попов-Рословец   03.08.2021 20:50   Заявить о нарушении
На эти ваши вопросы, Евгений, я не могу ответить. У меня есть ответы на многие вопросы, касающиеся первых двух глав книги Бытия. Я над этим текстом работала порядка 10 лет, и на вопросы именно по этому тексту готова отвечать с удовольствием. Работать дальше над библейским текстом не буду, всё равно уже мало что успею (мне скоро 80). Хотелось бы успеть к своему видению древнего Священного текса, могущего стать основой для формирования нашего нового мировоззрения, привлечь официальную науку, чтобы увидеть при жизни хотя бы начало духовно-нравственного возрождения России. http://www.proza.ru/2019/08/15/378

Людмила Ломакина   03.08.2021 21:20   Заявить о нарушении
Над текстом Св. Писания я трудился дольше, чем десять лет. Значительно дольше.
От понимания библейской хронологии допотопной эпохи зависит ДОВЕРИЕ к Библии.
Полагаю, это совсем не пустяк.
Доверие Библии... Это ли не доверие Богу?

Возрождение духовно-нравственного?..
А может ли возродиться то, чего не было и нет?
Духовная основа нынешней России - возмутительная смесь христианства и отъявленного язычества. Это чудовищный замес.
Православное христианство? А почему не сказать, лживая правда?

Евгений Попов-Рословец   03.08.2021 23:10   Заявить о нарушении
Ссылку на свое видение духовно-нравственного развития России я дала выше. Хочется верить, что у нас все получится, пусть и не скоро.

Людмила Ломакина   03.08.2021 23:29   Заявить о нарушении