Мочи мочало, начинай всё с начало. глава 56
МОЧИ МОЧАЛО И НАЧИНАЙ ВСЁ С НАЧАЛО.
« Если бы молодость знала,
если бы старость могла»
Я сморозил такую глупость , а ведь мне было уже 34 года. И я прошёл крым,рым и медные трубы. Сказалась многолетняя душевная усталость и взрывчатый характер, не терпящий пошлостей,а также комсомольская романтика.
Не то что основным, а единственным источником материальных средств к существованию была работа, точнее зарплата, которую за неё платили. А зарплаты в основном хватало только от зарплаты до зарплаты. Так была устроена жизнь.Она и сейчас-(2015 г.)для наёмных работников не лучше.
Снова я подверг свою семью новым жизненным испытаниям. Всё вдруг обрушилось, как в последний день в Помпеях. И осознав всё это, я начал терять самообладание, но здесь меня снова поддержала Галя, пока мы вместе, мы живём. Она не стала ни упрекать, ни укорять.В конце концов мы давно уже пришли к мысли, что надо уйти из органов, но не таким макаром.
Было ясно, что не медля надо найти другую какую-нибудь работу , чтобы ощутить почву под ногами.На второй уже день после коллегии я осознал, как всё получилось глупо и нелепо, и встал вопрос, как с честью выйти из этой катастрофы. Человек среди людей,как песчинка в океане, одна сама по себе мало что значит.Только работа в коллективе придаёт человеку вес.
Со своим казусом я побывал на аудиенции у первого секретаря Калининского РК партии товарища Чашкина. Он выслушал меня внимательно. Не осуждал. Высказал сочувствие. С сожалением развёл руками, что слово не воробей, вылетит -не поймаешь. Вызвал к себе Зав орготделом и поручил посмотреть,где можно трудоустроить меня.
В райкоме партии ко мне отнеслись с вниманием. Все знающие меня приветливы и выражают сочувствие, словно у меня дома покойник. В орготделе высказали предположение о возможном назначении директором школы в селе Алексеевка. Говорят школа запущена, ну да мне было не до жиру, быть бы живу.
Что касалось колонии, то в коллективе её по моим наблюдением, растёт напряжение. Новый начальник ,не осмотревшись, начал рубить,как говорится, с плеча, закручивая гайки, жмёт на всю железку, без учёта психологии и тех ,и других. Контроль за работой сотрудников сведено к слежке за ними. На первое место в воспитательной работе вместо принципа: сначала убедить , поставлено -принудить.Что в дальнейшем закономерно привело к настоящему бунту воспитанников, для подавления которого были задействованы солдаты ,привезённые из Фрунзе. Были выбиты все окна и сожжено общежитие. Имелись жертвы. Но это уже другая история и моё повествование не о нём.
Однако задержаться в Калининском районе нам было не суждено.И по прошествии всего былого я могу сказать, что всё, что Бог даёт, всё к лучшему. Не зная своего завтрашнего дня, нам с Галей всё таки удалось провести свой семейный корабль между Сциллой и Харйбдой благополучно до конца нашей трудовой жизни вплоть до выхода на пенсию.
Вчера мне ещё казалось, что сегодня я приступлю к работе директора школы, а сегодня оказалось, что локоть был близок, но не по Сеньке оказалась шапка. Все прошедшие дни научили меня не теряя веры, ни чему загодя не верить. Сегодня мне уже вместо работы директором предложили работу завучем в этой же школе, но я отказался.
Теперь уже, когда всё произошло, со всей очевидностью проведению было нужно, чтобы мы уже на совсем вернулись в родное село Беловодское, где началась наша школьная дружба и завершилась свадьбой.Оказалось, что где родились, там и пригодились.
В Беловодске я снова обратился с вопросом о трудоустройстве в Московский,(Сталинский),райком партии. Зав орг отделом, выслушав меня, отвёл на приём к третьему секретарю райкома Фетисенко Клавдии Лаврентьевне, которой я изложил одиссею своей биографии. Третий секретарь райкома отвечает за идеологическую работу в районе. Выслушав меня по деловому, она сказала , что в принципе, можно было бы предложить работу в аппарате самого райкома, но « что скажут в ЦК, ведь меня сняли с работы по служебному не соответствию» ? Так я, честный и принципиальный коммунист , становлюсь прокаженным.
Подумав, Фетисенко предложила мне работу старшим воспитателем в специальном профтехучилище , где содержатся малолетние право нарушители. Иного выбора у меня не было. Судьбе свершился приговор.
Мы переехали из Вазнесеновки из дома под забором с колючей проволокой «Красного металлист» в Беловодск на квартиру бабушки Нюры и 15 июля я вышел на работу в спец училище.
Спец училище находилось на хорошо знакомом мне с детства месте за каналом БЧК, (большой чуйский канал) , выкопанный в ручную в годы войны для орошения колхозных полей. Училище располагалось около остатков старой крепости Шелкового пути, у пруда,сооруженного для водяной мельницы, на которую я ещё в 1947 году подростком самостоятельно носил молоть на муку пуд,(16 кг.) кукурузы, купленной отчимом Семёном Васильевичем на базаре.
Училище распалагалось в помещениях бывшей конторы строительства канала, а позже находилась станция защиты растений, где хранились ядо-химикаты. В пятидесятых годах, когда колхозы были электрифицированы,водяная мельница перестала работать, а пруд остался и назывался как и в детстве «Крепостной», куда мы ходили купаться с Галей 28 август 1956 года после регистрации нашего брака в ЗАГСе.
Когда в 1964 году на этом месте организовывали спец училище произвели дополнительные постройки под школу, клуб, производственные мастерские. Спальные комнаты, спортивную площадку. Территорию обнесли высоким дощатым забором с колючей проволокой. Административное здание-контора стояла ниже канала у самой дороги вдоль канала.
В детстве, когда я приносил сюда на мельницу кукурузу, мне было 12 лет и это место мне казалось краем света. Я шёл по тропинки через болотистые луга, которые начинались сразу за крайней северной улицей села и называлась Луговая. С гор, которые были с южной стороны села на расстоянии 10-15 км., здесь на лугах выходили родники кристально чистой воды от тающих в горах ледников и заболачивали землю. Отец Иван и мама Нюра говорили, что когда сюда приехали с первыми поселенцами их родители, то в этих местах были густые заросли камыша и водились дикие кабаны.
Когда мы с Галей после регистрации брака шли на крепостной пруд купаться , мне было уже 21 год.Луга уже были осушены и превращены в сенокос. И широкая тропика в полтора-два километра, по которой жители села ходили на пруд купаться, мне уже не казалась долгой.
И вот спустя после этого 13 лет я по этой тропинки иду на работу. Сенокос, видимо, давно распаханы и засеяны зерновыми под самый канал.Это земли колхоза «Красный Октябрь» в организации и в работе которого принимал непосредственное участие тесть Иван Николаевич, отца которого 3-х летним ребёнком привезли переселенцы из Лиски под Воронежем в 1885/6 году.
Первый рабочий день прошел с общим ознакомлением. Директор училища Пархоменко Роман Захарович принял радушно со словами: «Мы Вас давно ждали!» -что ,разумеется, было не правда, просто для красного словца, чего не следовало говорить.Он меня перепоручил военруку Валаеву Василию Игнатьевичу, капитану, демобилизованному из Армии по сокращению, Он провёл меня по всей территории, вводя в курс дела. Первое впечатление, что это бурса, в которой собрана базарная шпана. Если в ДВК были «пацаны», то тут «шкеты» . И годами , и ростом, от горшка два вершка.
Я не ощутил коллектива ни среди воспитателей, ни среди учащихся. Вспомнил, что один из здешних воспитанников Мулаахунов был у нас в Вознесеновке заводилам всех грязных дел. О том, что я из Вознесеновки быстро разнеслось по училищу и самые любопытные подходили ко мне и спрашивали про своих земляков, которые «загудели под суд».
Реальность всегда прозаичнее того, что о ней пишется . Мои первые впечатления были удручающие. Воспитатели-дядьки. По возвращению домой, в глазах стояла лишь одна картина: подзатыльники и пинки среди мальчишек раздавались направо и налево. Никаких воспитательных мероприятий для воспитанников сегодня не было.Учащиеся представленные сами себе слонялись кто где, а между ними слонялись воспитатели, не отягощая себя заботами. ,отбывая положенные часы.
Произвёл на меня удручающее впечатление и проведенный Совет училища. Какая-то пустая говорильня О всём и не о чём конкретно. Панибратские отношения между учащимися и воспитателями, ни какой субординации.
У меня в отделении, которым мне должно руководить 4 группы. Одной группой буду руководить я лично сам. Двое других воспитателя женщины-Сара Алманкулова и Алла Понамарёва. Третий воспитатель в отпуску.
Работа прямо не для моего корабля. Это не море, а просто лужа. Я не увидел должного воспитательного процесса в училище. И про себя воскликнул: «Мама родная, куда я попал? Роди меня обратно!»Здесь тоже место заключение, но в его не лучшем издании. Воспитательный процесс столь мал,что мальчишки больше совершенствуются в своих извращениях, чем перевоспитываются.Так Пети Корнееву ещё нет 15 лет, а на нём уже негде пробу ставить. Он даже нормально, по человечески говорить разучился.
Контингент учащихся скорее сброд блатных и шайка нищих. Расхлябанность поразительная, никакого уважения к старшим.Одним словом шарага, из которой регулярно совершаются побеги «на волю». Так вчера ещё убежало двое.А сегодня ,как и вчера, снова убежало двое. И так если не каждый день, то через день совершаются «самоволки». На поиски убежавших мобилизуются не только сторожа-охранники,которых пацаны кличат «дубаками», но и другие работники.Возвращают одних, бегут другие.И получается, что весь воспитательный процесс сводится к игре « кошки- мышки», точнее «мышки- кошки»
Да, с мальчишками не соскучишься, голь на выдумки хитра! Я и не знал ещё в свои годы оборотной стороны медали, на что способны пацаны.В колонии они попадали уже прошедшие курс «молодого бойца».
Так во время ужина в столовой поднялся невообразимый крик , шум и свист, потому что не были розданы ложки. Пришел директор и сказал: «Сволочи, пошли вон!» Всё стихло. Все вышли, как собаки, поджав хвост. Потом мы-воспитатели их построили и снова привели к столовой. Директор сумбурно прочёл им нравоучение об этики поведения.
Ежедневно я все свои усилия прикладывал, чтобы установить с мальчишками доверительный контакт, на что откликались не все и не сразу. Но в целом откликались положительно, что давало уверенность , что с ними не только должно, но и можно заниматься. Это меня подбадривало и давало уверенность, что с ними можно работать.Между мной и воспитанниками моего отряда установились положительные отношения. Я постоянно занимал их спортом. Играл в волейбол, гонял футбольный мяч, организовывал другие игры, проводил соревнование в поднятии пудовой гири. Изучал личные дела, проводил беседы.
Между тем к 1 августа на мой рапорт в Москву о моём несогласии о формулировки увольнения «по служебному не соответствию», пришёл ответ, что мой рапорт переслалив республику министру Курманалиеву, ( Смарыга был отозван в Москву). С просьбой рассмотреть вопрос о восстановлении меня в органах. И снова я оказался на перепутье,как тот витязь у камня с тремя дорогами, куда не пойдёшь, то всё равно что-нибудь но потеряешь.В совете с Галей всё больше склоняемся, чтобы восстановиться, но вопрос, где жить и кем работать? А тут ещё Валаев по секрету сказал, что есть слухи, что меня могут назначить замом директора училища...И над головой повис вопрос: восстанавливаться или нет?А когда скажешь-А, то надо будет говорить и Б. А назвался груздем, полезай в кузов.
Свидетельство о публикации №215072001065