Оскорбленные приватизацией

Раскритиковала я Грецию за желание жить на халяву, в ответ получила и на «Эхе», и в комментариях на мое интервью «Комсомолке»  на ту же тему: «Что от нее ждать!  Она же приватизацией в России занималась!».  Не стоит искать здесь логику, в подобных комментариев ее не бывает. Но я подумала о другом: пора снова писать о приватизации.  Тем более, что мне как экономисту, есть, что сказать.  Тем более, что ровно двадцать лет назад, летом 1995 года, главные приватизаторы Чубайс и Кох протаскивали Указами Президента страны схемы залоговых аукционов.  Самый неоднозначный эпизод всего процесса. Сейчас 2015-й.  Забыты бандитские стрелки, лопающиеся банки, другие приметы того времени.  Но ваучеры и те самые аукционы народ не  забудет никогда.   
 
Думаю, и я бы приложила к ним руку, просто не успела.  Я действительно в  юности стояла у истоков и руля приватизации, была первым Председателем Москомимущества.  При этом идеи Чубайса мне были ближе схем Лужкова, я подумывала, не податься ли мне к федералам. Но судьба распорядилась по-иному: меня пригласили работать во Всемирный банк.   С тех пор та же судьба выделывала невероятные кульбиты: из международного финансиста – через давление ЦРУ и ФБР, российской судебной машины, обвинение, условный срок и амнистию – в писатели.   Но те, кто ищет, за бы зацепиться, ругают меня не за то, что я вляпалась в уголовку. Гораздо больший грех то, что я руку к приватизации приложила.  Все, «руку приложившие», преданы анафеме.   
 
В чем причины такой ярой ненависти, жгущей и  сейчас, двадцать лет спустя? Выявила – опросом – три главных.  Первая – несправедливость.  Главная тема для тех, кому 20-30. Они не видели пустых прилавков, росли уже в сытой стране, у них интернет и гаджеты, они – на круг – моднее и богаче, чем сверстники в Европе.  Однако, считают, что государственное добро, нажитое непосильным трудом, раздали несправедливо.   
 
Это правда. Справедливых приватизаций не бывает. Народ почти всех стран, прошедших через этот процесс, считает его именно таковым, но думает, что в этом вина тех, кто его затеял «несправедливо». Клаусу и Тришке не простили приватизацию в Чехии. В Польше прокляли реформы Бальцеровича, массовую приватизацию Кучинского и Левандовского.    В ГДР и вовсе убили руководителя агенства приватизации Treuhandanstalt  -— Бригит Бройел.  Хотя там приватизировать всего было ничего, каких-то восемь с половиной тысяч предприятий.  В одной только Москве их было больше тридцати тысяч!   
 
Сытые молодые носят майки с портретами Чегевары и пишут мне, что они поклонники левых теоретиков.    Ну, так, откройте, ребята, первоисточник! «Капитал», том первый, глава 24-я «Первоначальное накопление».  Сгон английских крестьян с земли и  превращение их полей в промплощадку по производству бараньей шерсти. Грабеж индейцев европейскими аферистами на американском континенте. После чего их  собственные «стрелки и разборки» -— нефтяные и прочие войны в Штатах XIX века.

Смена собственности – хоть феодальной, хоть первобытной, хоть коммунистической – на собственность частную всегда сопровождается насилием. Справедливость тут никогда рядом не стояла. Это просто историческая данность.

Причина вторая – обида на то, что все досталось кому-то другому.

Полный текст читайте на: http://echo.msk.ru/blog/elenakisik/1584288-echo/


Рецензии
Без Маркса... Ну да, все мы знаем из Маркса, что надо сначала наворовать...

Но у меня почему-то другие совсем ассоциации. Вот я, глубокий пенсионер, без экономического образования, проживший всю жизнь без малейшего интереса к политэкономии и истмату. Простой совковый инженер... И тоже думал: экие такие греки... нахапали долгов, да и хотят всю жизнь прожить на халяву...

Да как бы было всё так просто... Сам получаю по пять раз на дню СМС-ки от разных банков: возьмите кредит, возьмите кредит! Сто пятьдесят раз за месаяц. Это каково, а? В конце концов, достанут, да и возьмёшь... А раплачиваться-то чем? Пенсии не хватит... Нет, не хватит... Подумаешь, да и не возьмёшь...

Ровно так же, греки... Достали их: возьмите, да и возьмите... Вот и взяли... Ну, ясное дело, не обошлось без того, чтоб правителя подмазать, ведь надо бы всей стране дать, чтобы всю страну в кабалу затащить, а не отдельного греческого пенсионера... Могли бы греческие правители и с ними простые греки этих кредитов не брать? Могли бы... Если бы масло на хлеб не куском клали, а размазывали... Но захотелось пожирнее. На то и бывает всегда у кредиторов расчёт. Тут-то капкан и захлопнулся. Потому что закон экономический: в кредит могут позволить себе жить только богатые люди и богатые нации.

Савва Минкин   20.07.2015 18:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.