Рецепция макиавеллизма. Цицерон

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/08/1458

                Через сомнения приходим к истине….
                Под действие закона должны подпадать все…
                Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость…
                Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета…
                Боги, если и рассматривают человеческие дела, то, судя по их
                приговорам, не видят между добродетелью и злодейством никакой разницы…
                Не прочна судьба народа, когда она зависит от воли, вернее, от нрава одного человека…
                Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья—
                не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности...
                Марк Туллий Цицерон
                http://rifmnet.ru/gold/11468-mark-tulliy-ciceron.html

Марк Туллий Цицерон (3 января 106 — 7 декабря 43 до н. э., ). В трудах "О Республике" (в переводах чаще – «О государстве») и "Законы" Цицерон излагает идею, что единства римской империи можно достичь только путем свободы и самоуправления. Причем в его трудах Республика - это уже не Полис Платона и Аристотеля. Для Цицерона не столь важно, чем является орган управления Республикой -  монархией, демократией, аристократией; главное - это справедливость его цели. В основе всего он полагал - стремление людей любить друг друга. Он верил в согласие и конституцию. "Праведный закон - разум  в согласии с природой". Он утверждал, что "человек любой расы может достичь высот, если найдет  себе учителя".

Знакомясь с переводами работ Цицерона на русский язык следует учесть, что в своих трудах Цицерон никак не мог применять такое понятие, как «государство», являющееся изобретением исключительно российского этноса на русском языке.   Цицерон писал о Республике (лат. res publica — «общее дело») — об  общественной системе (Социуме) с республиканской формой подсистемы управления.  В Википедии и во всех прочих разъяснениях, толкованиях, переводах на русский язык мы сталкиваемся с тем, что Республика — форма государственного правления.  Однако, Республика — форма республиканского управления.  А подсистему управления с формой государственного управления имеет общественная система, Социум, именуемый «Государство». Российская политология допускает родовидовую путаницу не по недомыслию, а в интересах сложившейся многовековой традиции российского менталитета. В российском менталитете наименование общественной системы – Социума – и её подсистемы управления идентичны. Это «Государство и государство». И чтобы закончить рассмотрение словоблудия российских «переводчиков» трудов Цицерона приведём цитату из Википедии : «Свои основные труды он назвал «О республике» (De re publica; чаще переводится «О государстве») …».

Итак, всё же Цицерон писал об «общем деле» - Республике, а не о «принадлежащем государю» - Государстве. Но если и об «общем деле», то о чьём? Не об общем же деле рабов, которых  была большая часть населения римской Республики.  Чтобы ответить на этот вопрос следует осветить основные вехи жизни Марка Туллия Цицерона. При этом следует учесть, что, в соответствие своему социальному происхождению, родившийся в семье всадников Цицерон считал всадников ( http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1290625 )  «опорой» всех сословий, а посему и не имел определенной политической платформы. В начале своей политической карьеры он стремился приобрести расположение народа, как «популяр», (http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=популяры ), а затем перешел на сторону оптиматов (http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=оптиматы ) и, в итоге,  выступал за то, что основой Республики может быть тройственный союз всадников с нобилитетом (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/142130 ) и сенатом (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/13639 ).

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к республиканским должностям. Реакция общества против аристократии после смерти Суллы в 78 г. до н.э. оказала ему в этом содействие. Первую республиканскую должность квестора в Западной Сицилии (помощник консула в финансовых и судебных делах) он занял в 76 г. до н.э. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то, что судьи принадлежали к сенаторскому сословию. По-видимому, оценивая эту «победу», следует учесть, что он выступал против региональной сицилийской олигархии оптиматов, а судьи-сенаторы представляли власть Рима. Вполне естественно, что Центр не был заинтересован в укреплении власти в провинции.

В 66 г. до н.э. Цицерон был избран претором ( Представитель высшей судебной власти - младший коллега консула); Цицерон, поддерживая законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти Гнею Помпею, произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем», которого он восхваляет. Речь эта, защищая интересы денежных людей и направленная против нобилитета, имела большой успех. Но этой речью заканчиваются выступления Цицерона против сената и оптиматов.

Между тем демократическая партия усиливала свои требования радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Цицерон занял активную позицию борьбы с этими реформами, что привело Цицерона к вершине его политической карьеры. В 63 г. до н.э. Цицерон уже относился к высшим должностным лицам Республики - магистрат с империем в должности консула. Он восстанавливает сенаторов и всадников против аграрных реформ. В своих речах Цицерон ораторствует о представителях демократии, под предводительством Катилины, как о смутьянах и мятежниках, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены.

Вожди радикального движения были арестованы и, после суда над ними, по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме. Само собой разумеется, что часть сената одобрила действия Цицерона по подавлению заговора Катилины и даровала ему титул «отца отечества». Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие популяров. Цицерон вынужден был в 58 г. до н.э. отправиться в изгнание. В 57 г. до н.э. Цицерон снова возвратился в Рим, но уже не имел прежнего политического влияния и занимался главным образом литературной работой.

Политическую деятельность Марка Цицерона можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: «Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах».

Взгляды Цицерона на лучший республиканский строй изложены в первой части трактата «О Республике». Цицерон считал, что "Республика - это общество закона". Для лучшей Республики Цицерон считает правильным установить древние законы, возродить «обычай предков» (трактат «О законах»).  Он приходит к заключению, что лучший республиканский строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов (http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=реформы+Гракхов ), когда управление реализовывалось союзом монархии - в лице двух консулов, аристократии — в лице сената, и демократии —  в лице народного собрания.

Таким образом, резюмируя изложенное, приходим к заключению, что чтобы там не ораторствовал Цицерон, но он был преданным сыном своего класса управляющих, а посему, в основе стабильности  римской Республики видел союз выше названных трёх уровней власти, и, с учётом фактических функций Консулов, Сената и Собрания, выступал за единство ветвей власти.  Таким образом, Цицерон, будучи апологетом исключительно сильной подсистемы управления, тем самым, с современной точки зрения, является представителем идеологии политаризма: (http://ponjatija.ru/node/713 ); (http://abzads.livejournal.com/17202.html  ).

Что для нас объединяет жителей центральной Европы Платона, Аристотеля и Цицерона? По всей видимости основное, это то, что на их политические воззрения, какими бы разными они не были бы, совершенно не оказало, по причине своего отсутствия, христианская идеология, и тем более не оказали её дальнейшие расслоения на множество конфессий, церквей,  сект…
Также этих мыслителей объединяют переводы их трудов на русский язык, в которых этим мыслителям приписывалось нашими переводчиками гениальное предвидение о роли государства в общественной жизни и судьбе каждого жителя... Более полно, с анализом достижений переводчиков можно и нужно ознакомиться у Юрия Ирхина: “Политология”. Учебник. 2-е изд., доп. М., Российская академия государственной службы и Российский Университет дружбы народов, изд-во “Экзамен”, 2007. – 854 с. Глава 3. Политическая и правовая мысль Древней Греции и Рима.
В начале главы, в её первой части, Ю.Ирхин отмечает, что «в литературе широко распространена формулировка, определяющая полис как “город–государство” (der Stadtstaat, the city state), в смысле самостоятельного политического образования в виде города и его округи.  Однако такая интерпретация полиса не вполне исторична, ибо древние не знали понятия "государство" и естественно не могли отождествлять полис с “городом-государством”».
Однако через несколько страниц уважаемый философ или меняет эту точку зрения, или же не относит к древним, писавших в древней Греции на древнегреческом, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Ирхин сообщает, что «Расцвет политической мысли в Древней Греции связан с трудами Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Особое значение они уделяли анализу сущности и места государства в жизни людей. У них государство есть необходимая форма общей жизни людей, поглощающая отдельного человека. В то же время оно рассматривается как организация, ставящая своей целью достижение общественного блага. Аристотель в работе “Политика” отмечал, что “всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага, поэтому очевидно, что все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».

Для анализа того, что по мнению наших переводчиков произошло с "государством" после укрепления религиозной идеологии христианства, произведём скачок в полторы тысячи лет, и посмотрим, что же изменилось в политической жизни Европы.


Рецензии