Трилогия 1 книга

       
               
                1 КНИГА    
               

  - Мама, мама!- кричал мальчик, лет одиннадцати, взбегая по ступеням высокого крыльца.
- Сынок, сыночек мой приехал, - всхлипнув, обрадованно, забормотала молодая женщина и выбежала навстречу ребенку.
Обнимая и целуя сына, она приговаривала:
- Сыночек мой родной, как же сильно я по тебе соскучилась! Как я соскучилась!
Парнишка, улыбаясь, смотрел на свою мать, которую не видел около года. Раньше они жили в Средней Азии, но из – за развала такого государства, как Советский Союз, многим, из русско - язычного населения пришлось все бросать и уезжать из своих домов, насиженных мест, боясь за жизнь своих детей. Вот и Наталью не миновала эта участь.  Проработав на одном месте десять лет, ничего не объясняя, ей  предложили  уволиться по собственному желанию. Походив по городу в поиске работы и ничего не найдя, она была на грани нервного срыва. Что делать? Без знания языка степей, не принимают даже техничкой.
<< Если я не знаю их языка, у меня тряпка откажется пол мыть? – зло размышляла Наталья, - что они творят, сволочи, что творят! Такую страну разворовали! Такое государство развалили!>>
Здесь кто – то позвонил в дверь.
- Сынок, что случилось? Ты почему так рано  пришел из школы?
- Надежду Александровну увезли в больницу.
- Как? Я утром её видела и она, насколько мне известно, была абсолютно здоровой.
- Ты представляешь, две подружки подрались - Маша с Айгуль. Айгуль сбегала домой за отцом. Он пришел и стал ругаться. Кричал, что мы - русские и немцы, оккупировали их страну, забрали их земли. Не даем им нормально жить, но наконец,  пришло их время и теперь они нас, как баран будут всех резать.
- Господи, да что же это творится, если даже детям открыто стали угрожать? Как тогда здесь жить? А что потом было?
- Ничего, он забрал Айгуль и они ушли домой. А разве можно людей, как животных резать?

-В том то и дело, сынок, что можно, от этого и не по себе. Видно, сыночка, нам из города,  что построили наши прапрадеды и впрямь, придется уезжать и не только из города. С дядей Сашей нужно поговорить.
Наталья взволнованно посмотрела на сына, который впервые столкнулся с трудностями. Раньше  его как могли, оберегали ото всего этого, ведь его считали еще маленьким. Вечером с работы пришел Александр. Чмокнув Наталью в щеку, заметил, что она была в напряжении.
- Случилось что? – спросил он.
- Многое, давай сначала поедим, а потом сядем и поговорим, предстоит серьезный разговор, - взволновано ответила женщина.
- Заинтриговала, - улыбнувшись сказал мужчина, -  накрывайте на стол, я быстро.
- Да у нас уже все накрыто, только тебя и ждем.
Поужинав и убирая со стола, Наталья обдумывала, с чего начать, но здесь зазвонил телефон.
- Да-а, - растянуто сказала она, продолжая думать о предстоящем разговоре и услышав в ответ официальный тон, насторожилась.
- Здравствуйте, Вас беспокоит директор гимназии.
- Здравствуйте, Альбина Михайловна, - ответила Наталья.
- Извините, вам наверно, Степан уже рассказал о сегодняшнем происшествии? Что вы думаете делать? Ребенок завтра пойдет в школу?
- Мы об этом еще не говорили, но если честно сказать, то лично мне, страшно за сына. Ведь до чего уже дошло, в школе стали угрожать! Почему не вызвали милицию?
- Мы вызывали милицию, но они, как только узнали о ком идет речь, прямым текстом заявили, что им у нас делать нечего и пригрозили еще, что сообщат куда следует, за ложный вызов. Но я не об этом, документы своей дочери папаша забрал и перевел ее в национальную гимназию. Я уже была в райисполкоме и попросила ставку охранника. Теперь у нас на входе будут сидеть охранники. Надеюсь, что такого инцидента больше не произойдет.
- Спасибо, конечно, но пока я вам  ничего не могу сказать, извините.
- Вас прекрасно понимаю, до свидания.
- До свидания.
- Я что-то ничего не понял, кто кому угрожал? – удивленно спросил Александр.
- Понимаешь, именно об этом мы и хотели поговорить.
Наталья рассказала о происшествии в школе.
- Да-а, прямо детектив какой-то, - пытаясь быть серьезным, сказал мужчина.
- Саша, ты все шутишь? А представь, как напугались ребятишки, они же еще дети, им всего по десять лет! Нужно что - то делать!

- Что? Я вижу, ты уже решила, что делать, правда?
- Да. Нужно отсюда уезжать.
- Куда? Кто и где нас ждет? Везде хорошо, где нас нет. Думаешь, там будет без проблем?
- Не думаю, но нужно ехать в Россию. Ты же видишь, все стараются уехать.
- Да, вижу, - уже серьезно сказал молодой человек, - ты ведь понимаешь, что я не могу, я не могу оставить мать одну, а она не поедет.
- Но она ведь тобой манипулирует и ты это прекрасно понимаешь!
- Знаю и понимаю, все равно не могу, она  моя мать. Потерпи немного, что-нибудь придумаем.
- А что ты придумаешь? Я уже пол - города обошла и везде одно и тоже, без знания языка, они не могут взять на работу. Будто они его сами знают. Ладн, аульские, но городские, которые всю жизнь прожили в городе бок о бок с нами, - с оккупантами, сами языка не знают. Мало они над нами издеваются, так они еще  угрожают нашим детям! Скажи, пожалуйста, чего ждать? Когда они на самом деле возьмутся за ножи? Ты как хочешь, но для меня это была последняя капля в моей чаше терпения, все, я уезжаю. Завтра же буду собираться.
На следующий день Наталья встала очень рано. Можно сказать, она совсем не спала. Тихонько поднявшись, приняла душ, выпила кофе и приготовив завтрак, пошла будить своих мужчин. Сын, как всегда, уже сидел и что-то писал.
- Стёп, ты опять на голодный желудок сел за уроки? Иди, мойся и садись завтракать.
- Хорошо, вот только задачу решу, немного осталось.
- Ты лучше бы за сольфеджио взялся, а то нахватал четверок, четверть только началась, а ты…
- Сольфеджио я уже выучил, - спокойно сказал мальчик.
- Да? Ну, тогда ты умничка,  давай быстрей с задачкой, а то завтрак стынет.
Через десять минут вся семья сидела за столом. Позавтракав, как всегда, все разбежались по своим делам: Степа в музыкальную школу, Александр на работу, а Наталья пошла в магазин за коробками и мешками, чтобы упаковывать вещи. Если бы она знала, что им придется пережить, там, куда она так рвалась уехать, но людям, к сожалению, не суждено знать будущее. После того тяжелого разговора прошло две недели и вот они, - Наталья, Александр, и Степан стоят на перроне, в ожидании поезда. Обнявшись втроем, они плакали. Александр, посмотрев, спросил:
- Пока не поздно, может, останешься?
- Нет, - твердо сказала она, - следи за Степашкой, если, что, то отвези его к бабушке, как он школу закончит, я за ним приеду.
- Сынок, ты только слушайся и не забывай про школу. Не плач, я приеду за тобой, солнышко мое, устроюсь там и приеду.

                2 ГЛАВА               

Приехав в Россию, в городе Наталья не смогла найти подходящего жилья и решила переехать к брату в деревню. Всю дорогу она смотрела в окно автобуса и любовалась природой. После выгоревших от солнца южных  степей, женщине показалось, что она попала в настоящую сказку.  Был конец бабьего лета и лес, одетый в красно-желтое убранство, смотрелся великолепно. Она, затаив дыхание, замерла. Будто боясь своим дыханием, стереть  увиденную ею картину. Впереди была гора, на которой росли березы, рябина, черемуха вперемежку с пихтой. А на самой верхушке горы, над  вековыми пихтами, возвышались многоэтажные высотки, окна которых отражали лучи заходящего солнца.
- Какая красота, как бы я хотела здесь жить.
Подъехав к автовокзалу, выяснилось, что это конечная остановка. Облегченно вздохнув, она вышла из автобуса и направилась навстречу новой жизни. Четыре месяца женщина была в поисках работы. Кое - как устроившись сторожем и получив комнату в общежитии, где раньше жили << химики >>, ей казалось, что все беды были уже позади. Но придя в общежитие и открыв дверь, Наталья пришла в ужас. Сначала ей в нос ударило зловонье, потом она увидела огромную кучу человеческих нечистот и расписанные ими стены. С ней приключилась истерика...
           А сынок, как и обещал своей маме, учился только на одни пятерки. Сначала он жил с дядей Сашей, но тому предстояла длительная командировка и Стёпе пришлось переехать к бабушке. Ребенок такому обороту был только рад. Дядя Саша, конечно хороший человек, но без мамы жить в квартире мальчику было тоскливо. И поэтому он с большим удовольствием переехал к старушке. Свою прабабушку Степан очень любил. Хоть она была уже старенькой, но до сих пор помнила наизусть сказки Пушкина,  ,,Буревестник” Горького , читала Лермонтова, Некрасова, рассказывала разные сказки и легенды. А сколько бабушка рассказывала о себе? Что она рассказывала, такого ни в одном учебнике не прочтешь. Каждый вечер, перед сном, они удобно рассаживались на диване, включали ночник и начинали беседу, которая обязательно заканчивалась какой - нибудь историей. Такие вечера они оба полюбили. Потом, когда мальчик вырастит, с большой теплотой будет вспоминать, эти полгода, прожитые с бабушкой. А сейчас, ему предстояло жить вдалеке от мамы и учиться отстаивать свое мнение и свою позицию, ведь все чаще и чаще приходилось сталкиваться  с несправедливостью. За его твердость характера уважали как дети, так и взрослые. Но нелегко ему это давалось. Однажды, когда Степан спешил в музыкальную школу, навстречу ему шли три подростка, они были года на три-четыре старше парнишки. Увидев его,  пацаны обрадовались:
- Во, русак идет, - сказал один из них, - да еще и со скрипкой. Давайте у него скрипку отберем? – предложил один.
- Точно, давайте, -  и нагло подойдя к Степану, сначала толкнули его в плечо, потом, один стукнув  по голове, нагнулся, чтобы отобрать инструмент, но в этот момент получил хорошую оплеуху.
- Ах ты, зараза, свинья русская! Ты еще драться? Ну, теперь тебе не жить!
И забыв про скрипку,  они накинулись на мальчика. Мимо проходил Виталий и увидев, как трое пацанов избивают соседского мальчишку, заступился за соседа.
-Привет, Степан, за что они тебя так? – спросил Виталий.
- Скрипку хотели отобрать, - шмыгая носом, сказал мальчонка.
- Ух ты, да тебе нос разбили! Платочек – то есть?
- Есть.
- Я думаю, что  на занятия тебе сегодня в таком виде лучше не ходить.
- И к бабушке тоже.
- Куда теперь пойдешь? – спросил сосед.
- Домой поеду.
- Ну, тогда нам по пути, пойдем вместе.
- Пойдемте, - вздохнув и поднимая скрипку с земли,  сказал Степан.
Придя домой, мальчик  посмотрел на себя в зеркало и ахнул. Нос распух так, будто вместо него повисла свекла приличных размеров. Глаз заплыл.
- Ничего себе! Как же я к бабушке поеду?
Степан решил, что старушке лучше позвонить и что-то придумать, чтобы она не беспокоилась.
- Алло, бабушка, это я. Вы меня сегодня не ждите, у нас завтра в школе будет контрольная работа,  мне нужно к ней хорошо подготовиться, ладно?
- Ты что, там один будешь, или дядя Саша приехал?
 - Дядь Саша, наверно еще не приехал, - ответил мальчик, - но вы не волнуйтесь, у нас в холодильнике всегда лежат продукты. Я сейчас яичницу  пожарю с колбасой и поем.
- Хорошо, только смотри, Стёпушка, если что, приезжай, слышишь?
- Да бабушка, слышу.
Вздохнув, Степа положил трубку и пошел в ванную. Намочил полотенце, лег на диван и накрыв  полотенцем лицо, закрыл глаза. От боли и обиды мальчик разрыдался.
- Мамочка моя, где ты, отзовись! Ты мне так нужна! Если б ты знала, как мне плохо!
Дав волю слезам, он  успокоился и уснул. Проснулся Степан от звонка в дверь. Нехотя поднявшись с дивана, подошел к двери и спросил:
- Кто там?
- Внучек, это я, бабушка.
Он быстро посмотрел в зеркало, висевшее в коридоре, зажмурив глаза, открыл дверь. Старушка, увидев внука, воскликнула:
- Я так и знала, что что-то случилось! Господи, Боже мой, да что это такое? Кто тебя так?

- Никто, просто, когда я выходил из автобуса, споткнулся и упал. Бабушка, вы только не волнуйтесь.
- Волнуйся, не волнуйся, а лечить тебя нужно, вон как нос разбарабанило. Я что-то такое и подозревала увидеть. Ты ел?
- Нет, да я и не хочу, меня почему-то тошнит.
- Сотрясение у тебя голубчик, сотрясение. Лечить срочно нужно, а то так и будет потом голова болеть.
Бабушка из сумочки достала пузырек и накапав в стакан несколько капель, дала внуку выпить. Потом вынула какие-то веревочки и со всех сторон стала замерять голову, при этом, не забывая, каждый раз на тряпочке делать какие-то пометки.
- Бабушка, что вы делаете? – спросил Степан.
- Лечу тебе сотрясение.
- А как вы узнали, что у меня сотрясение? – не унимался мальчик.
- Ну во - первых, тебя тошнит, во-вторых, это мне показали замеры твоей головы. Ну, а теперь ложись, будем прикладывать примочки, - сказала старушка и достала очередной флакон c темной жидкостью. Намочив салфетку содержимым из флакона, прикрыла ею внуку глаза и нос. Теперь спокойно лежи, боль должна скоро пройти. А я пойду, помою руки.
Пока старушка убирала свои бутылочки и мыла руки, внук уснул. Посмотрев на спящего ребенка, бабушка, тяжело вздохнув, пошла на кухню, готовить обед. Заглянув в холодильник, старушка возмутилась:
- О какой яичнице с колбасой он говорил? Хорошо, я с собой все принесла. Ох-ох-ох, - вздыхая и ворча, она стала готовить кушать.
       А в это время, в далекой Сибири, Наталья, затосковав по дому, достала альбом и стала рассматривать фотографии. Увидев на снимке сына, не удержавшись, расплакалась. Потом положила её в сумочку, оделась и вышла из дома.  По пути на работу она зашла в фотоателье. В маленькой приемной за столом сидел пожилой мужчина.
- Скажите пожалуйста, можно у вас заказать портрет? – просила она.
- Конечно можно. Покажи, доченька, что у тебя за фотография?
- Вот, - женщина подала снимок и мастер увидел рыжеволосого, улыбающегося  мальчугана.
- Прекрасная фотография, просто, мальчик – фонарик, - улыбаясь, сказал мужчина, - c такого снимка получится чудесный портрет. Приходите дня через три и портрет будет уже готов.
Оставив фотографию, Наталья вышла на улицу, глубоко вдохнув морозного воздуха, пошла на работу. На душе у нее было очень тяжело, от волнения, женщина  места себе не находила. Приняв смену, она села за стол, посмотрела в окно и увидела стайку снегирей, которые весело прыгая с ветки на ветку,  клевали замерзшие ягоды рябины.
- Какая веселая, красивая семья, - подумала Наталья, - где моя семья и будет ли она у меня вообще?
Молодая женщина разрыдалась.
- Сынок, как ты там? Солнышко мое….
    А Степан проснулся поздно вечером, бабушка сидела рядом в кресле и с тревогой смотрела на своего правнука.
- Что, внучек, уже проснулся?
- Да, а вы что в темноте сидите?
- Да мне же не вышивать, а тебя я и так вижу. Как твоя голова, болит?
- Ага, немного и почему-то плохо вижу.
- Это от отечности, все лицо, вон, заплыло. Давай поднимайся, только осторожно и пойдем кушать. Ты ведь до сих пор еще не обедал.
- Бабушка, я не хочу есть.
- Нужно родной, я тебе куриный бульон приготовила и кисленький  вишневый  взвар. Может тебе его сюда принести?
- Нет, не нужно, пойдемте на кухню.
- Вот и хорошо, глядишь там, еще что-нибудь поешь.
Но к бабушкиному сожалению, мальчик, сославшись на тошноту, почти ни к чему не прикоснулся. Поблагодарив ее за ужин, опять лег на диван.
- Степушка, давай, лекарство примем, примочки приложим? Да и голову нужно вновь измерить, хорошо?
- Хорошо, давайте лечиться. Мне прошлый раз, сразу стало легче.
Две недели старушка лечила внука и ни кого к нему не пускала. На третьей недели в гости пришли почти все его одноклассники. Сначала они скромно задавали ,, дежурные” вопросы, а потом, когда бабушка занесла в комнату пончики с айвовым вареньем, ребятишки ожили. И сразу в квартире появились смех и шутки. А на прощание одноклассники пожелали другу быстрее выздоравливать и приходить в школу, а то без него было скучно и не интересно.
- Ничего, скоро уже пойдет, - улыбаясь, сказала бабушка.
Через неделю, мальчик бежал в школу, в свой родной класс.
- Степан, ты больше так долго не болей, - сказал Алмаз, похлопывая одноклассника по плечу, - а то мне не с кем соревноваться. С девчонками не интересно.
- Хорошо, не буду, - улыбаясь, сказал мальчик.
- Ой, Степ, а ты представляешь…,- перебивая друг друга, расшумелись одноклассники.
Каждому  хотелось рассказать, что нового было у них в школе. И у Степана вновь, началась привычная, размеренная жизнь. Как-то собираясь в школу, зазвонил телефон.
- Да, - сказал он.
- Степка, выходи, у нас сейчас разборки с черножопым будут, - возбужденно, почти крича, сказал Денис.
- Какие разборки? – не понимая спросил мальчик.
- Выходи, узнаешь! Выходи на стадион.
Степа подошел к окну, посмотрел на школьный стадион, который был виден из окна его комнаты и увидел почти всех своих одноклассников. Взяв портфель и сказав бабушке, что уже пошел, выбежал из дома.  Подойдя поближе, он увидел Алмаза, который испугано смотрел на разъяренных ребят. Не разбираясь, кто прав, а кто виноват, Степан стал протискиваться в центр круга.
- О – о, Степка, ты уже прибежал, молодец! Вот, сейчас эта чурка от нас получит!
- Погоди! – остановив товарища, окликнул Степашка, - не тронь его!
-  Да ты знаешь, что он…
- Да хоть что, это не честно, нападать на одного.
Сначала все удивленно посмотрели на Степана, потом  на  Алмаза и смутившись, признали, что их товарищ прав и расступившись, дали  возможность мальчикам решить свой спор один на один. Но как оказалось, обида у них  друг на друга уже перегорела и в драке, ни какой необходимости не было. Насупившись, они пожали друг другу руки. А потом в  кругу своих одноклассников, обнявшись, пошли  на занятия в школу. На первой перемене к Степану подошел Алмаз и поблагодарил за помощь.
- Не за что, просто я вспомнил Айгуль с Машей.  Ведь они с детского сада были лучшими подругами, а что потом произошло, помнишь?
- Да – а. А ты, знаешь, что девчонки сейчас померились и продолжают дружить? Они ведь живут в одном подъезде. Только теперь учатся в разных школах.
- Нет, я об этом не знал.
- Слушай, Степ, у меня через месяц будет день рождение, приходи ко мне на праздник, а?
- Спасибо большое, но я не могу, прости, через месяц я уезжаю к маме, в Россию.  Мы переезжаем туда жить.
- Как жаль, что ты уезжаешь. Ну, мы ведь все равно же останемся друзьями, правда, Степ?
- Конечно.
И обнявшись, друзья пошли на урок. А через месяц, Степан со своей тетей и двоюродной сестрой уже ехали в поезде, в другую страну, в другую жизнь…

            ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://www.proza.ru/2015/07/31/486
               


Рецензии
Правда, рыжее Солнышко!))) Спасибо, интересно написано, легко читается, хотя и очень непростая жизненная ситуация. В конце первой главы : не плач - не хватает Ь!

Любовь Бухтуева   28.06.2016 20:18     Заявить о нарушении
Да, Любушка, тяжелое время было... Спасибо, что нашли время почитать. С теплом, Ваша Надюшка.

Татьяна Богдан   29.06.2016 01:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.