Учителем рождаются

“Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать, учителем надо будет родиться. И только после этого стать!" - эти строки Роберта Рождественского в полной мере применимы к учителю русского языка и литературы, заместителю директора по учебно- воспитательной работе гимназии № 1 Людмиле Викторовне Полтарихиной.

Словосочетание “учи­тель от Бога” лично для меня ассоцииру­ется именно с ней. О том, что она рождена именно учите­лем, Людмила Викторовна знала с детства. О том, что учителем русского языка и ли­тературы, - с момента обуче­ния у Лялэ Каримовны Вага­повой. Никогда ни одна дру­гая профессия не привлекала её так, как педагогическая.

Педагог высшей квалифи­кации Л.В. Полтарихина пре­подаёт в гимназии десятый год, её общий педагогический стаж - двадцать семь лет (данные по стажу за 2005 год). Нынешний учебный год для неё - дважды юбилейный: и в плане личном, и в плане ра­бочем. Её любимый, одиннад­цатый “БИС” класс, готовится к выпуску. Почему “БИС”? Да потому, что она, педагог-нова­тор, стереотипов не терпит. Так уж повелось, что всегда, в любой школе, лидерство традиционно закреплялось за классами с литерой “А”. “Мы должны быть лучшими, чтобы люди к нам тянулись, чтоб шли за нами,” - сказала Люд­мила Викторовна шесть лет назад своим пятиклассникам. С тех пор её класс “БИС” по праву считается в гимназии одним из самых дружных.

Достаточно сказать, что “БИС” - это беспокойные ищу­щие сердца. Многие в этом классе пишут стихи. Нетриви­ально, творчески мыслят - все. Многие пошли по стопам любимого учителя. Среди её выпускников - словесники, филологи, педагоги, журнали­сты. Дважды мэровский сти­пендиат Ирина Букреева в прошлом учебном году стала победителем регионального этапа Всероссийского конкур­са творческих работ учащих­ся “А память нам покоя не даёт...”, посвящённого 60-летию победы в Великой Отече­ственной войне. В числе уче­ников Полтарихиной - победи­тели конкурсных сочинений, областных олимпиад по рус­скому языку и литературе, ла­уреаты и дипломанты ежегод­ного телевизионного фести­валя юных маэстро “Золотой ключик”, призёры конкурса “Златоуст третьего тысячеле­тия”. Дети не просто любят - гордятся ею. Любой из уроков Людмилы Викторовны - праз­дник, на котором царит вдох­новение.

Она обладает глубокой системой знаний по своему предмету. Все её уроки про­ходят на высоком научно-ме­тодическом уровне. Год от года совершенствуя формы проведения уроков. Л. В. Полта­рихина владеет методикой про­ведения уроков-лекций, уро­ков-семинаров, уроков-зачё­тов, деловых игр, уроков-ис­следований, технологией про­блемного обучения, она - чело­век творческий, делающий про­цесс обучения детей интерес­ным и желанным для них. Этот педагог уважает мнение детей, а потому они не боятся оши­биться, имеют право на сомне­ния, на собственные открытия, на поиски, которые радостно ведут вместе с любимым учи­телем.

В 2001 году Л.В. Полтари­хина принимала участие в меж­дународном конкурсе-семина­ре в Артеке. Её открытые уро­ки получили высокую оценку членов жюри. В сборнике ма­териалов международного кон­курса педагогов главный редак­тор журнала “Литература в школе” Н.Л. Крупина пишет о Полтарихиной так: «На своих уроках артистичная, всегда доброжелательная Л.В. Полта­рихина, учитель русского язы­ка и литературы гимназии № 1 г. Астрахани, нередко начина­ет занятие сказкой, придуман­ной учителем. И тогда в серый, блеклый, унылый город, рож­дённый в его воображении, по­селяется чудак. Он расцвечи­вает город всеми красками и заставляет жителей увидеть, как красив и щедр к ним этот мир, живой и яркий. Так начи­нается урок о поэзии в 8-м классе. А урок о творчестве Л. Толстого открывается рас­сказом о лекции В. Набокова, вдруг затемнившего, а затем постепенно осветившего тём­ный зал, тем самым своеобраз­но продемонстрировавшего, что есть для него Гоголь, Че­хов, Толстой. Для урока русско­го языка по теме “Причастие” Людмила Викторовна найдёт замечательные по глубине сло­ва В.И. Даля и М.В. Ломоносо­ва об этой части речи и пред­ложит доказать справедли­вость мыслей великих людей. Все виды заданий для детей целенаправленно ведут их к осмыслению этих высказыва­ний, к наблюдениям за языком, к подбору убедительных дока­зательств».

Вообще неожиданность, парадокс - один из способов увлечь ребят, пробудить инте­рес к уроку, разбудить и чув­ства, и мысли.

«Всё надо начинать от сер­дца», - считает Людмила Вик­торовна. Замечательно, что сердце это доброе и умное...

В сборнике материалов международного семинара пе­дагогов опубликована её рабо­та по теме “Поисково-исследо­вательская деятельность уча­щихся на уроках русского язы­ка и литературы”. В ней она размышляет о том, может ли современный урок русского языка быть радостным и инте­ресным.

“Может, - пишет Люд­мила Викторовна, - если учи­тель на уроке - соучастник по­исков, для которого ход рас­суждения столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребёнок не может мыслить творчески, если он боится оши­биться, допустить оплошность. Думаю, многие согласятся, что, познавая, человек может оши­баться, сомневаться. Учителю же важно.признать право уче­ника на ошибку, своё самосто­ятельное открытие мира”.

Главная цель работы учи­теля-словесника, считает Л.В. Полтарихина, - развить инте­рес к предмету на основе организации самостоятель­ной познавательной деятель­ности учащихся. Многие из её уроков начинаются интригой. Афоризм, стихи, высказыва­ние, страница газеты - всё может стать интересной инт­ригой.

Задача учителя лите­ратуры - не умение объяснить всё, а помочь ученикам уви­деть бездонность и глубину художественного произведе­ния, вовлечь их в творческий процесс постановки и реше­ния самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего са­мостоятельного осмысления. Только на этой основе воз­можно глубокое изучение ли­тературы, действительное со­трудничество и сотворчество учителя и ученика. Для Пол­тарихиной позиция учителя - это совместная с учеником работа исследователей, ин­терпретаторов литературных произведений. В её понима­нии настоящий урок - это со­рок пять минут непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного “тех­нологией" урока. Чем больше учитель работает в школе, тем ответственнее относится к этим сорока пяти минутам.

“Урок литературы, - пишет Полтарихина, - особенно тру­ден, потому что в нём, как ни в каком другом, учитель пред­стаёт как исследователь, ху­дожник, воспитатель и... ар­тист”. Артистизм Полтарихи­ной - глава особая, посколь­ку, как она справедливо счи­тает, урок литературы выра­стает из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетичес­кой, нравственно- психологи­ческой. “Урок, - говорит она, - это и точный подбор матери­ала, и строгий расчёт, и неве­роятные усилия достичь глу­бины понимания текста и ав­торской позиции, и... творче­ство”.

... Каждое утро она входит в свой класс - светлая, под­тянутая, с неизменной добро­желательной улыбкой. По­больше бы нашим детям та­ких наставников!

Газета «Волга» №170 от 17 ноября 2005 года


Рецензии