Учителем рождаются
Словосочетание “учитель от Бога” лично для меня ассоциируется именно с ней. О том, что она рождена именно учителем, Людмила Викторовна знала с детства. О том, что учителем русского языка и литературы, - с момента обучения у Лялэ Каримовны Вагаповой. Никогда ни одна другая профессия не привлекала её так, как педагогическая.
Педагог высшей квалификации Л.В. Полтарихина преподаёт в гимназии десятый год, её общий педагогический стаж - двадцать семь лет (данные по стажу за 2005 год). Нынешний учебный год для неё - дважды юбилейный: и в плане личном, и в плане рабочем. Её любимый, одиннадцатый “БИС” класс, готовится к выпуску. Почему “БИС”? Да потому, что она, педагог-новатор, стереотипов не терпит. Так уж повелось, что всегда, в любой школе, лидерство традиционно закреплялось за классами с литерой “А”. “Мы должны быть лучшими, чтобы люди к нам тянулись, чтоб шли за нами,” - сказала Людмила Викторовна шесть лет назад своим пятиклассникам. С тех пор её класс “БИС” по праву считается в гимназии одним из самых дружных.
Достаточно сказать, что “БИС” - это беспокойные ищущие сердца. Многие в этом классе пишут стихи. Нетривиально, творчески мыслят - все. Многие пошли по стопам любимого учителя. Среди её выпускников - словесники, филологи, педагоги, журналисты. Дважды мэровский стипендиат Ирина Букреева в прошлом учебном году стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса творческих работ учащихся “А память нам покоя не даёт...”, посвящённого 60-летию победы в Великой Отечественной войне. В числе учеников Полтарихиной - победители конкурсных сочинений, областных олимпиад по русскому языку и литературе, лауреаты и дипломанты ежегодного телевизионного фестиваля юных маэстро “Золотой ключик”, призёры конкурса “Златоуст третьего тысячелетия”. Дети не просто любят - гордятся ею. Любой из уроков Людмилы Викторовны - праздник, на котором царит вдохновение.
Она обладает глубокой системой знаний по своему предмету. Все её уроки проходят на высоком научно-методическом уровне. Год от года совершенствуя формы проведения уроков. Л. В. Полтарихина владеет методикой проведения уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-зачётов, деловых игр, уроков-исследований, технологией проблемного обучения, она - человек творческий, делающий процесс обучения детей интересным и желанным для них. Этот педагог уважает мнение детей, а потому они не боятся ошибиться, имеют право на сомнения, на собственные открытия, на поиски, которые радостно ведут вместе с любимым учителем.
В 2001 году Л.В. Полтарихина принимала участие в международном конкурсе-семинаре в Артеке. Её открытые уроки получили высокую оценку членов жюри. В сборнике материалов международного конкурса педагогов главный редактор журнала “Литература в школе” Н.Л. Крупина пишет о Полтарихиной так: «На своих уроках артистичная, всегда доброжелательная Л.В. Полтарихина, учитель русского языка и литературы гимназии № 1 г. Астрахани, нередко начинает занятие сказкой, придуманной учителем. И тогда в серый, блеклый, унылый город, рождённый в его воображении, поселяется чудак. Он расцвечивает город всеми красками и заставляет жителей увидеть, как красив и щедр к ним этот мир, живой и яркий. Так начинается урок о поэзии в 8-м классе. А урок о творчестве Л. Толстого открывается рассказом о лекции В. Набокова, вдруг затемнившего, а затем постепенно осветившего тёмный зал, тем самым своеобразно продемонстрировавшего, что есть для него Гоголь, Чехов, Толстой. Для урока русского языка по теме “Причастие” Людмила Викторовна найдёт замечательные по глубине слова В.И. Даля и М.В. Ломоносова об этой части речи и предложит доказать справедливость мыслей великих людей. Все виды заданий для детей целенаправленно ведут их к осмыслению этих высказываний, к наблюдениям за языком, к подбору убедительных доказательств».
Вообще неожиданность, парадокс - один из способов увлечь ребят, пробудить интерес к уроку, разбудить и чувства, и мысли.
«Всё надо начинать от сердца», - считает Людмила Викторовна. Замечательно, что сердце это доброе и умное...
В сборнике материалов международного семинара педагогов опубликована её работа по теме “Поисково-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы”. В ней она размышляет о том, может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным.
“Может, - пишет Людмила Викторовна, - если учитель на уроке - соучастник поисков, для которого ход рассуждения столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребёнок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность. Думаю, многие согласятся, что, познавая, человек может ошибаться, сомневаться. Учителю же важно.признать право ученика на ошибку, своё самостоятельное открытие мира”.
Главная цель работы учителя-словесника, считает Л.В. Полтарихина, - развить интерес к предмету на основе организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Многие из её уроков начинаются интригой. Афоризм, стихи, высказывание, страница газеты - всё может стать интересной интригой.
Задача учителя литературы - не умение объяснить всё, а помочь ученикам увидеть бездонность и глубину художественного произведения, вовлечь их в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Только на этой основе возможно глубокое изучение литературы, действительное сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Для Полтарихиной позиция учителя - это совместная с учеником работа исследователей, интерпретаторов литературных произведений. В её понимании настоящий урок - это сорок пять минут непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного “технологией" урока. Чем больше учитель работает в школе, тем ответственнее относится к этим сорока пяти минутам.
“Урок литературы, - пишет Полтарихина, - особенно труден, потому что в нём, как ни в каком другом, учитель предстаёт как исследователь, художник, воспитатель и... артист”. Артистизм Полтарихиной - глава особая, поскольку, как она справедливо считает, урок литературы вырастает из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно- психологической. “Урок, - говорит она, - это и точный подбор материала, и строгий расчёт, и невероятные усилия достичь глубины понимания текста и авторской позиции, и... творчество”.
... Каждое утро она входит в свой класс - светлая, подтянутая, с неизменной доброжелательной улыбкой. Побольше бы нашим детям таких наставников!
Газета «Волга» №170 от 17 ноября 2005 года
Свидетельство о публикации №215072000229