В. Чеботарёв Суп из кукурузной крупы рассказ

В. Чеботарёв "Суп из кукурузной крупы" (рассказ)

В январе одна тысяча девятьсот сорок пятого года я заболел. Мне было, то не выносимо жарко и душно и рубашонка на мне была мокрая, хоть выжимай, то вдруг неимоверный холод охватывал всё моё тело, я замерзал. И все одеяла и даже кожух тётки Алёны набрасывали на меня. А я дрожал и клацал зубами. Мама подтыкивала под меня концы одежды, чтобы нигде ни ветерочек не охлаждал меня. Дрожь била меня всего, и я начинал бредить. Перед глазами вспыхивали огненные оранжевые бубновые тузы. Они то были маленькими, то увеличивались до громадных размеров. Меня подташнивало. А по деревне разнёсся слух - у беженцев хлопчик умирает...

- Чо ж делать? Щё ж делать, - всхлипывала мама возле меня, вытирая слёзы со щёк концами белой косыночки.
- Шо робыть, шо робыть? - вмешалась тётка Алёна. В деревне её все звали тётка Олэна. Она нас с мамой и бабушкой и приютила вот сейчас, когда "у беженцев хлопчик умирает".
- Хвэдька, а ну бигом к брыгадиру, хай дае быкив - повэзэшь малого в Первомайку, до врачей!. Цэ нэ дило, шо б вин тут...

Фёдор - старший сын тётки Алёны, парень лет шестнадцати, вскоре выносил меня, укутанного какими-то одеялами и поверх всего, белым кожухом с потёртыми боками к бричке, где на соломе сидела моя мама.
От морозного чистого воздуха я чуть не задохнулся. Но мне стало легко дышать.  И я увидел хмурое небо, с которого слетали какие-то серые пушинки. Вскоре наша телега тронулась с места, заскрипел снег под колёсами и мы поехали. Ехать шесть километров...

Фёдор внёс меня прямо в кожухе в коридор сельской больницы, в котором перед приёмной врача сидело и стояло много крестьян. Но они пропустили меня без очереди в кабинет. И вот я стою на стуле перед врачом. Врач... Я испугался его и потянул руки к маме. Меня испугала его большая чёрная борода. Она была огромная! Аккуратно подстриженная. И кроме бороды и белого халата, завязанного на спине, я ничего не видел. Но, вот в руках врача появилась какая-то блестящая трубочка. И его глаза черные, как и борода, заблестели, и появилась, сквозь бороду, приветливая улыбка. И я успокоился.

Бородатый врач долго выслушивал меня через блестящую трубочку и спереди и со спины. Выстукивал красивыми длинными пальцам через свою ладонь.
Потом сел за стол, что-то записал, расспрашивая у мамы.  Налил в маленький стаканчик из графина воды,  высыпал в него что-то белое, как мел.
- Дайте ребёнку, обратился бородатый врач к маме.
Мама поднесла этот стаканчик к моим высохшим, даже чуть потрескнувшим губам и я медленно выпил сладковатую водичку.
- Вот рецепт, - потом немного подумав и внимательно посмотрев на маму, врач продолжил, - А, а впрочем. Вот эти порошки будете давать ребёнку три раза в день, по одному. Тут хватит вам на три дня.

Дома, у тётки Алёны, мама уговаривала меня: «Вася, ты б поел, что ни будь. Хочешь молочка с хлебушком?»
 
И однажды мои губы разжались и я, заикаясь, тихо произнёс: «Сюп, суп из кукурузной крупы…». Голова моя склонилась как-то набок. И слезинки покатились двумя струйками из моих глаз.

Забегались женщины, засуетились. Тётка Алёна Федору: «А ну, Хвэдько, быстро толчи кукурузу в ступе!» И вскоре суп из только что столчённой кукурузы был готов. Заправленный кусочками сала, суп издавал такой вкусный запах, что я посмотрел на маму и тихо произнёс: «Супа дай, мама». Мама из миски набрала ложку этого долгожданного супа, подула на него и поднесла к моим губам. Я тихо приподнялся, немного отхлебнул супа из ложки, почувствовал тёплую влагу во рту и чуть твёрдые кукурузные крупинки. Проглотил суп и тут же откинулся на подушку. И замотал головой – больше не хочу…. И с этого момента я начал быстро выздоравливать.

Что же случилось со мной? Почему я заболел, где простудился?

В небольшую деревню Песчанка Ростовской области мы с мамой приехали пятого ноября тысяча девятьсот сорок четвёртого года. Я узнал эту первую дату в моей жизни от своей родной тёти Кати,  маминой сестры. Её семья вместе с бабушкой попала сюда из Котельниково в сорок третьем году, а в это время мама завербовалась на год в только что освобождённый от немцев Сталинград. И вот теперь мы вместе.

Я радовался встречи со своими двумя двоюродными братьями Валентином и Володей и сестричкой Таей. Они все уже ходили в школу. И мне так хотелось заглянуть в класс, что они там делают, как учатся…

Закончились ноябрьские праздники. Зимушка развернулась во всю ширь. После проливных дождей, начались морозы. И  снежок посыпал, повалил на землю. Крыши хат нарядились белыми красивыми шапками, стёкла окон разукрасились такими рисунками, что человеку, пожалуй, и не под силу так же нарисовать. Днём стрекотали сороки, перелетая с места на место, весело лаяли собаки. По вечерам окна хат тускло освещали узкое пространство. Но и от снега было светло.

Тётка Алёна жила не далеко от того дома, где наша теперь большая семья временно снимала квартиру. И мы, дети, бегали к ней в гости. Она всегда угощала нас чем либо вкусненьким. А однажды мы ели у тётки Алёны из деревянных мисочек деревянными ложками вкусный, вкусный суп из кукурузной крупы. Мне он показался таким вкусным, что лучше я и ничего не ел до этого. Поэтому-то мне и так его захотелось во время болезни, перед самым выздоровлением.

А потом наступили зимние праздники. Я тогда и не знал, что есть праздник - Новый год, есть Рождество Христово. В один из праздничных вечеров, когда собралось много гостей, нас, детей, стали подзадоривать - пробежать босиком вокруг хаты. Тая и Володя только выбежали во двор и сразу возвратились в хату, виновато улыбаясь. Я же, расхрабрился. И раздетый, в одной короткой рубашке и босиком., сделал бегом круг вокруг хаты. Мороза я не боялся. А вот за глухой стеной было страшновато ,  да и снегу было чуть ли не с головой мне. Но я всё-таки пробежал этот тёмный уголок двора и быстро вскочил в комнату, отряхивая снег с головы. Встретили меня взрослые громким криком. И кто-то даже захлопал в ладошки. А по деревне потом говорили - у беженцев дети закалённые - бегают по снегу босые и не болеют, мол.

Но, я заболел…
 
В школе, да и при разных медицинских осмотрах, меня спрашивали - болел ли я воспалением лёгких. Я уверенно отвечал, что нет, не болел. Обычно на меня смотрели с удивлением в это время. Неужели есть какой-то признак воспаления лёгких?

А потом всадник с развевающимся красным знаменем принёс нам весточку о Дне победы! Все ликовали! И только моя бабушка тихо всхлипывала о своём сыночке, пропавшем без вести. Потом в начале июня я увидел первый в моей жизни фильм, "Маленький погонщик слонов". Сначала я смотрел на стрекотавший аппарат, из которого исходил белый сноп света. Но кто-то  подсказал мне смотреть на экран. И я заворожённый не мог оторваться от действий на этом экране.

В этот же победный год я пошёл в первый класс. И к нам, в школу из районной больницы часто приезжал бородатый врач. Теперь это был мой знакомый, почти друг. Я его не боялся, когда он делал уколы или постукивал серебристым молоточком по колену.
Все наши родственники разъехались, кто куда: кто на Урал, на тракторный завод, кто в Грузию в город Рустави. Мы же втроём, мама, бабушка и я остались жить в этой деревне Песчанка, в  которой и прожили ровно десять лет. Я и до сих пор считаю Песчанку своей второй Малой Родиной.

* * *
Только что отпраздновали семьдесят лет нашей Великой Победы  над фашистами. Отцвели акации белым цветом с ароматным душистым запахом, отлетел назойливый пух стройных тополей, да и Солнышко стало сильнее и сильнее пригревать нашу матушку-Землю. Наступило долгожданное лето…

И откуда только что берётся? Вдруг поднялась температура до тридцати восьми, потом выше.  Разболелась голова. И становилось мне, то жарко и душно – дышать нечем, то вдруг сильнейший озноб охватывал всё моё тело. Начал пить спасительные таблетки, разводил тёплой водой современные порошки.   И на четвёртый день мне стало легче.

Вспомнилась мама в белой косыночке, шумливая заботливая тётка Алёна и… суп из кукурузной  крупы. Захотелось есть. Подумалось: пойду - ка я в «Пятёрочку», возьму пачку этой самой кукурузной крупы и сварю…. Я улыбаюсь.  А две тёплые струйки ползут по моим щекам.  Но мне не грустно.  Я живу…
12 – 14. 07. 2015 г.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.