Вечно живое предание о природе отчизнолюбия
(О природе отчизнолюбия)
«В те времена, пока князей выбирали, многие вожди и князи были. И всякое то княжение на вече утверждалось простыми мужиками. И так постановляли: «Землю пашите себе, а князь пусть, согласно решению, защищает людей». А хлеб, еду, и всё, что нужно для жизни, князь от людей каждый день имел. Ныне же иные князи и подати берут, и сынам своим власть дают от отца к сыну и даже до правнуков».
(«Бусово время», 4:9)
«Единение русского народа по этническому признаку не имеет в современных условиях серьёзных шансов на успех. Русский народ вырождается биологически. Пройдёт немного времени, и Москва перестанет быть этнически русским городом».
А.А.Зиновьев
«Современные россияне, по древним нормам человечности, уже не совсем люди. Я всегда считал, что советский народ изначально враждебен русскому народу. Их пути никогда не сойдутся. Как имперская нация русские исчезают и вряд ли они смогут возродиться».
А.Г. Смирнов
«Эволюция есть движение вперёд. Человечество, как единый объект эволюции, тоже изменяется и, наконец, через миллиарды лет превратится в вид лучистой энергии»
К.Э. Циолковский
Почему тема доисторической легенды о совершенном человеке, о его жертвенном отчизнолюбии, а также и тема сакрального убиения младенчиков стали моей главной темой и пронзили собой всё моё творчество? Да потому, что в них, так крепко замешанных на невинной крови, сконцентрировалась всё божественное величие человека и всё самое подлое и мерзкое в нём. Нет, не может, не сможет возвыситься духом человек без вечно живой легенды о своём предке-герое и полубоге. И ничто так не оскорбляет божественное величие человека, как мания величия носителя высшей власти, его клинический нарциссизм и жажда тотального насилия над своми родными и близкими, над всем своим народом.
Всему своё время. Время иллюзий и время сомнений. Время познания и время печали. Время бездумного очарования и время глубокого разочарования. Время любви и рождения, время убиения и ненависти. Время прощения и время проклятия. Мучительно трудно быть человечным находясь между злом и добром.
У камина времён таких чувств и эмоций всегда было в избытке. К чему лукавить, даже самые незатейливые и скромные иллюзии редко совпадают с реальностью. Это характерно для времени позднего, эмпирического и для времени «начального», мифического «пра-времени» (нем. Ur-Zeit) которое предшествовало историческому, нашему «профанному» времени. Уже тогда, во времена мифические, «начальные», в эпоху сновидений и странствующих по земле «вечных людей»-первопредков, был обозначен первый эскиз мифической модели мира, с её сферой перво-причин последующих действительных эмпирических событий..Именно в начальное, сакральное время наего границе с временем эмпирическим, нашими первопредками – первыми демиургами – культурными героями были созданы перво-предметы, перво-действия и перво-творения из начального «праха земного» (материи), окончательно определено нынешнее материальное состояние мира, образцы (парадигмы) и санкции социального поведения человека – хозяйственного и религиозно-ритуального. Без героев мифических прасобытий, без мифологических начальных времён немыслим ни один эпос, космогонический, антропологический, этиологический и героический миф. Именно на циклической модели мира (дихотомии «начальное время/эмпирическое время»), имевшее изначально линейный характер, воссоздаётся образ исторического героического прошлого, образ совершенного человека-героя в классических формах эпоса. – как эпоха раннего религиозно-культового, жертвенного героизма, как эпоха посмертной героизации исторических лиц – Александра Македонского, Владимира Святославовича, короля Артура, китайских императоров Яо и Шуня….Мифы являются важнейшим источником формирования героического эпоса. Исторические предания являются второстепенным источником развития архаического эпоса, в котором прошлое народа-племени русиется как история «настоящих людей» реально существовавших давным-давно архаических государств. Эпическое время в архаических эпосах – это мифическая эпоха первотворения. Своё, «родное» и свой «родной край» обитания в архаической эпике ещё не имеет исторического и географического имени. Это просто племя героев, богатырей, противостоящих не только демонам как носителям зла, но отчасти и своим измельчавшим потомкам. В развитых, «классических», эпосах, ахейцев, троянцев, готов и ариев героические племена героического века представлены как некий героический образец для последующих поколений. Классические формы эпоса отличаются от архаической эпики наличием географических названий, исторических наименований племён, земель и государств, царей, вождей, войн и миграций. Здесь эпическое время представляется по типу мифического как начальное время, но повествуется не о творении мира, а о заре национальной истории, о возникновении первых общественных устройств, о защите своих земель, государств, традиций и верований от захватчиков, насильников, иноверцев. В классическом героическом эпосе полностью отпадает шаманский ореол эпического героя, уступая место чисто воинской героической этике и эстетике, и, подобно мифу, не воспринимается новыми поколениями как вымысел. Здесь связь исторического начала с мифологическим, соотношение истории (как науки) и мифа несомненна. Здесь чётко видно «падение духа в материю», последовательное нисхождение от космологического и божественного к «историческому» и человеческому. Так первый культурный герой, завершив устроение космоса, принимается обустраивать земную жизнь, утверждает при этом культурно-историческую традицию актом установления норм и правил социального поведения. Время мифическое сменяется временем историческим, на смену мифу приходит легенда, историческое предание, священная история, которые имеет дело не с туманным прошлым, а с историческими персонажами, с реальным жизненным пространством, с реальными событиями, обладающими актуальной ритуальной или социальной значимостью. , Героический миф сказочен и сакрален, историческое предание несказочно и несакрально, священная история несказочна и сакральна. С мифом, с одной стороны, и с историческими текстами – с другой, связана проблема «историзации» агиографических легенд и «мифологизация» («деисторизация») исторических текстов, вплоть до биографий реальных исторических лиц ( и так называемый «красный синодик» – биографии советских партийных деятелей ХХ века). В первых образцах мифоисторической традиции «историческими» признаются только «свои» славные героические предания, а героические предания соседних чужеземных племён и народов трактуются как мифология, как «басня и беспочвенная бахвальщина». Начало науке истории положила утрата древними людьми старых мифоэпических и религиозных традиций, сакральных ценностей. Главный переход от мифа к истории отображён в Ветхом Завете, и произошёл он из-за «декосмологизации» бога, который вышел из чисто природной сферы и полнее. убедительнее проявил себя в истории, чем в космологии. Полнее проявил себя в истории и царь, утративший свои космологические связи с богами. Царь, с помошью своего «единого» бога, став наследственным вождём, включается от имени своего Бога в сеть чисто экономических и исторических отношений. Весьма радикальный выход бога и культурного героя из мифа в историю был предложен христианством, которое поместило Бога (и Богочеловека) в историческое время. Таким образом утвердилось мнение, что человек живёт не в сфере мифа и космологии, а в истории. Именно с этой поры жертвенный животный альтруизм переходит в чувство отчизнолюбия, в сакральную любовь к своей земле и своему крову. Жертвенный альтруизм пчелы и муравья трепетно переносится мифоисторическим человеком на духовно-культурный альтруизм рядового члена рода и племени, в результате чего позднее, в славянском мире возникнет такое понятие как «отчизнолюбие». Это понятие возникло задолго до понятия «патриотизм», и продолжает до сих пор существенно отличаться от последнего. Патриотизм как чувство и понятие сегодня нравственно и морально девальвировался. Глубокий духовно-нравственный кризис в России, острый дефицит духовной культуры и воспитания существенно извратили понятие патриотизма, сделали его понятием политическим.
Отчизнолюбие – это изначально духовно-культурное понятие, результат длительного, тысячелетнего воспитания человека человеком в определённом месте и в соответствующих условиях, берущего своё начало ещё во времена первопредков-героев.
Герой почти всех антропологических мифов – это потомок божества и смертного человека, мощный, сильный, значительный благородный человек, имеющий славных предков. Герой мифический и герой исторический по воле богов призван упорядочивать жизнь людей, внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки древней анархии и стихийности в межличностных отношениях.. Герой почти всемогущ, он может подарить смертному человеку почти всё, за исключением бессмертия, ибо сам смертен. Личность совершенного человека-героя в большинстве мифов всегда драматична, ибо герою, как правило, не хватает земной жизни, чтобы воплотить предначертания богов. Идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей легла в основу почти всех религий и нравственных законов человечества. Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Именно в этом и заключается смысл жизни любого человека. В раннем, в религиозно-культовом героизме мифического совершенного Человека мы видим истоки человеческого жертвенного альтруизма, жертвенного Отчизнолюбия. Здесь мифологический герой мыслится как защитник полиса и отчей земли, как посредник между богами и людьми. Развитие героизма и самостоятельности Человека-героя приводило к его обожествлению после смерти, и список мифических героев стал дополняться именами обожествлённых после смерти исторических героев. Так в культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических героев, которые стали восприниматься как предки – покровители семьи, рода, общины, полиса и родины. Без героического мифа не обходится ни один народный эпос, ни одна славная эпоха в истории любого народа, ибо острый дефицит героев нации – верный признак упадка общественного строя, стагнации и вырождения. Кризис героического начала в людях, исчезновение в обществе героических династий приводит к гибели цивилизации. Так случилось с шумеро-аккадским, микенским и древнеримским владычеством. Без биографического и космического «начала» в героическом мифе невозможно формирование героической личности, способной беззаветно служить своему социуму, блюсти закон и космический порядок. Без героической личности невозможно социальное воспитание полноправных членов рода, племени , религиозной или социальной группы в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений. Без героических мифов невозможно становление общечеловеческой морали и нравственности, чувств милосердия, сострадания, готовности сильного человека оказать защиту слабому и беззащитному человеческому существу – ребёнку, женщине, старику. Здесь в основе древнего предания о совершенном Человеке и о его жертвенном отчизнолюбии и лежит эта извечная Русская идея – быть Человеком во всём, всегда, везде и всюду.
Чем больше проливалось невинной крови, тем сильнее проявлялись в людях эти чувства человечности. Но при этом, во времена исторические, на кровавом полотне каждой эпохи неизменно, смутно и даже робко, проявлялось смиренное, бесхребетное всепрощенчество невинных жертв. Время единства и согласия, время прощения обязательно наступало, зло быстро забывалось, а вот время возмездия и проклятия катастрофически задерживалось. Всё чаще культурный герой начинал уступать место герою-бунтарю и богоборцу, носителю зла. И тогда обожёствлённые исторические личности превращались в героев-тиранов, для которых были неписаны элементарные законы морали первопредков. На первый план стали выходить злобные существа, чудовища-антропофаги мифического времени. Жертвы антропофагов, ещё живые родственники съеденных двуногих травоядных, вынуждены были изощрённо и лукаво интерпретировать кровавые пиршества в пользу хищников. Жертвы всегда старались находить веские аргументы детоубийству в частности и всяческому убийству в целом, подрывая тем самым, светлую легенду о Человеке, без которой граждане – всего лишь суетливые кузнечики и бескрылые «кузнецы своего счастья».
Жизнеутверждающая легенда о Человеке возникла задолго до избиения младенцев Иродом Великим и задолго до кровавых походов Иисуса Навина, по воле которого в соседних странах иудеи кроме младенчиков уничтожали «всякое дыхание жизни». Скорей всего эта Великая Легенда возникла сразу же после сотворения самого «человека по образу и подобию Нашему», во времена мифологические, когда
…в аду стояло дерево Эдема,
На нём висели райские плоды
Вполне возможно, что самое первое Предание о Человеке стало приходить как сон-мечта к первым ещё недозавершённым андрогинам. Вскоре, согласно Гермесу Трисмегисту, перволюди расщепились и стали боголюдьми, наделёнными божественной Сверхзадачей, высоким предназначением. Но вскоре. в процессе высшей эволюции случился сбой, мутация – люди-полубоги стали стремительно превращаться в полускотов, в падших богов. бесов, недостойных своего высокого предназначения…
Первые проблески предания о человеке-герое зримо проявляются на заре зарождения нашей цивилизации, и отражено это предание почти во всех мифологиях народов мира, в том числе в славянской мифологии, корни которой уходят вглубь тысячелетий. Предание о Первочеловеке-герое отражено и в мифологии этруссков (5 век до н.э.), вошло оно и в хурритскую мифологию, известную нам по литературным источникам, дошедших до нас в хеттских переложениях ритуальных текстов Богазкёйского архива, с их космо- и теогоническими мифами, списками богов и героев шумеро-аккадского происхождения (конец 6-го тысячелетия до н.э.). Это хеттское эпическое сочинение о Кумарби и о смене трёх поколенй богов. («О царствовании на небесах»). Истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, по мнению Геродота, .прибыли предки этруссков – тиррены и и пеласги. Этрусский пантеон, как и хеттско-хуритский включает множество богов, известных нам лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы. В этрусской мифологии нет преданий о браках богов и их родстве, общение между ними и передача их воли на расстоянии в материальном мире происходит с помощью молний. Бог Тин и богиня Туран являлись покровителями царской власти и главами этрусских государств, а бог Турмс и богиня Менрва (Минерва) являлись покровителями ремёсел и ремесленников, Сефланс (Велханс-Вулкан) – металлургии и кузнечного дела. Из новохеттского периода в состав этрусского (и древнеславянского) пантеона богов был включён ряд лувийских богов, в частности бог войны Ярри (типа славянского Ярилы, Яровита, от индо-европейского корня *jar-). В составе «1000 богов» Хеттского царства наряду с хурритско-хеттскими выделяются персонифицированные воплощения стихий и смены поколений с использованием нарицательных имён – Желание, Река, Тёмная земля, перешедщие в славянскую мифологию такие божества, как Лихо, Доля, Правда и культурный герой по имени Серебро, который в нужный момент, помогает Аруне уводить, уносить с неба солнце и луну. В конце перечислений богов пантеона помещались боги изгоев – людей хабиру (рабов) и лулахи (невольников). Таким образом, и у рабства были свои покровители, утешители и спасатели.
Эта тысячелетняя связь мифологий отражена в языке этих народов и проследить её можно на основе лингвистической, исторической реконструкции.
Вполне возможно, что этрусский язык тогда, на грани двух эр (эонов) являлся имперским языком северных древних завоевателей, ибо он вобрал в себя греко-сирийские, муснадские, арабские, рунические, кипрские знаки, херсонесские пиктограммы, изменённые графемы, характерные для тайнописи Московской Руси XVII века.
Современные учёные-слависты, считают, что этрусский язык – это язык пеласгов, которые стояли у истоков Римской империи. Утверждая это, они ссылаются на Полибия, который считал, что первый договор между Римом и Габией был написан пеласгическими (этрусскими) буквами и что его современники учёные римляне уже не могли прочитать мирный договор между Карфагеном и Римом после изгнания Тарквиниев.
Мало этого, о могуществе Царства этруссков с уважением писал в конце XV века кардинал Эгидио из Витербо, называя Этрурию «очагом древнейшей в Италии высокой культуры и как вечную покровительницу и хранительницу всех религий». А между тем этрусски были стойкими язычниками, людьми жизнерадостными и милосердными. В этрусских текстах проскальзывают мысли Гермеса Трисмегиста и Пэмандра о семи принципах зарождающихся в человеке (согласно его природе) семи духов, имеющих в себе потенцию обеих полов; об активной идее совести и пассивности мысли, зарождающей её. Одним словом, совесть одолевает хворь души и слабодушие разума, а иногда способствует жертвенному альтруизму (подвигу).
Без предания о совершенном человеке не обходится ни одна мифология, в том числе этрусская и славянская, между которыми так много сходства, аналогий и параллелей. За что все народы мира так любят,, почитают и прославляют своих культурных героев и богов-первопредков? За их добродетель. Одних за славные воинские подвиги, других –за мудрость, третьих – за чудесные события. знамения и пророчества, а четвёртых – за поиск бессмертия и жертвенные страдания. Но всёже особым почитанием людей пользуются те герои, в которых удивительным образом сочетаются все эти достоинства. И тогда наша человеческая благодарность заставляет преувеличивать оказанное героем благодеяние. Но это никоим образом не связано с культом личности вчерашнего сына спожника или аптекаря.
Особое сочувствие и понимание в пантеоне мифо-исторических героев и демиургов занимают те герои, кто пал жертвой измены и предательства. Ещё в эпоху палеолита человек знал, что самая смертельная рана наносится не врагом, а предателем. Предательство разрушает волю героя изнутри, а вместе с силой воли уходят из тела и силы физические. Почти все непобедимые демиурги и полубоги древней мифилогии в той или иной мере были предаваемы своими родными, близкими и друзьями. Вероломное предательство лишает сил любого мага-владыку и царя-жреца, перед изменой и предательством бессильны духи воды и воздуха. Лишается своих волшебных сил бог, царь и герой Гильгамеш, когда лишается своего верного друга-полузверя Энкиду, подло убитого коварной Иштар-Инанной.. Покидают силы и и дар предвидения божественного сынв бога Аммона Александра Великого, когда его предаёт близкий друг Антипатр и родственники царицы Роксаны. Он,. как когда-то и царь Дарий, на тридцать третьем году жизни «стал как тень мелькнувшая на стене, труды и усталость забрали его румянец». Всё становится бессмысленным, всё превращается в тлен, и тогда сын ливийского бога, покоритель стихий, Европы и Азии, Египта и Индии, благодетель народов, сам становится смертным и сам не выдерживает испытания Священного дерева, Воды и Воздуха. И тогда владыка мира, способный дать человеку всё, что он ни попросит, не может дать уму самого главного и заветного – бессмертия. И тогда это обстоятельство начинает лечить манию величия и повергать в стыд многих земных богов-самозванцев. Самый дряхлый и самый мудрый из всех брахманов просит Александра Солнцеликого ласково как ребёнок: «Дай мне бессмертие!» и тот отходит от него, побледнев, как самый заурядный ярмарочный мошенник. Об этой трагической неразрешимости Предания о Демиурге писал в 30-е годы ХХ века философ Алексей Лосев в книге «Диалектика мифа», чем вызвал великий гнев советских мифотворцев. Жертвой предательства стал великий масон, химик и гипнотизёр XVIII века Иосиф Бальзамо, граф Александр Калиостро, который в 23 года «приобрёл в себе великую силу, овладел силами природы, земными, водяными, огненными и воздушными, овладел сердцами людей, их душами и волей и даже власть над всеми вселенными». Он освоил не только высшую химию, но и многие тайные науки, касающиеся управления людьми и мировой власти. Калиостро бросил вызов всему миру и Римской церкви, он умел наращивать не только алмазы но и готовился уже кроить по своему усмотрению политическую карту мира с помощью своих братьев-каменщиков. Всемогущий Калиостро пал жертвой предательства своего самого близкого друга Франческо ди С. Маурицо, тайного агента Римской курии. Покинутый после ареста своими учениками – Вивальди, Танганелли и художником Любелем, граф Калиостро, очутившись в тюрьме Санта Лео близ Урбано, впал в глубокую тоску, как в своё время Иисус Христос в Гефсиманском саду, и стал стремительно терять могучую силу своей божественной воли. Он не мог уже как прежде зажигать и тушить свечи своим взлядом, вызывать дождь и тушить пожар, разрывать усилием мысли железные цепи, выходить из на свободу на глазах у стражников. Он пробовал в тюрьме напрягать волю, творить магические заклятия и заклинания, но духи Земли и Неба не слушались его. Он стал пустым сосудом, из которого было вылито всё содержимое – знания, разум, сила и свободная воля. И когда-то благодарные за всё хорошее ему люди, и даже ученики стали бросать свои камни в покинутого и оставленного учителя, целителя и благодетеля рода человеческого. Даже сам великий Вольфанг Гёте ездил по всей Италии собирать копмпроментирующие материалы на Иосифа Бальзамо, графа Калиостро. Его всячески порочили те, кто сам вёл порочную, праздную и скотскую жизнь, оскверняющую великую Легенду о совершенном Человеке. И даже самый главный его обвинитель и погубитель папа Пий VII в моральном плане был намного ниже своего ценного и бесправного узника.
Перед предательством бессильна любая крепость. Пала во время Иудейских войн неприступная Моссада, пал из-за подкупленных стражников и заранее открытыми воротами неприступный город Тир и «два часа не продержалась крепость единственно чистой девушки», по словам малорослого, рыжего и косоглазого Александра Великого, царя Македонского.
Вполне вероятно, что человек мифологический был создан Чёрной Троицей – завистью, алчностью, ревностью. Это они открывают нам от имени Творца Вселенной ещё одну из самых важных библейских тайн: «…вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3, 22). Это трагическое падение богочеловека в материю продолжается и сегодня. Это падение человека из проявленного Мира в прах и тлен начиналось с убийства его родного брата Авеля в садах Эдема. А продолжилось оно в наши дни в массовых «избиениях младенцев» по всему миру, в Беслане и на Украине.
Это чуть-ли ни фатальное падение Духа в материю и в плоть, приводит людей к глубокому разочарованию в человеке разумном. Однако оно не отменяет бессмертие высокого предназначения человека совершенного, ибо, как Воля Божия, оно не умирает и не девальвируется: «обаче никая мерзость приражашеся ти, всеблаженне, яко не возможе тьма мира объяти просветивый тя свет Христов».
В России Предание о совершенном Человеке всегда оставалось легендой, несущей оптимизм и надежду. Во все времена – в мифологические и исторические – главными героями этой великой Легенды всегда были наши славные предки. Всемогущее время просеивало через своё самое мелкое сито все их деяния, оставляя для потомков лишь самые судьбоносные и животворные дела. на которые спосбны только полубоги и прочие культурные герои, «люди Солнца», солнечные люди. Однажды К.Э. Циолковский в беседе с А.Л. Чижевским заметил: «Неужели вы думаете, что я так недалёк, что, допуская эволюцию человечества, оставляю его в таком виде, в каком человек пребывает теперь: с двумя руками, двумя ногами и т.д.? Нет, это было бы глупо.
Эволюция есть движение вперёд. Человечество, как единый объект эволюции, тоже изменяется и, наконец, через миллиарды лет превратится в вид лучистой энергии»
Древнее, доисторическое Предание о Демиурге, полубоге, герое-созидателе с её идеей божественности и поиска бессмертия, с её трагической неразрешимостью зла в латентном антропофаге, по сути, является величайшей драмой человечества.
В ХХ веке она порождает больную философию и больные мечты о «новом человеке», о серийных биологических роботах, о «биокомпьюторах нулевого поколения», которые должны сменить уходящее в прошлое реликтовое человечество.
В любой эпохе современники на себе испытывали всю горечь разочарования в Легенде о Человеке и связанный с ним духовно-нравственный кризис общества. Если быть точным, то пересмотр Предания об идеальном космологическом человеке начался восемь тысяч лет назад, в начале мезолита, то есть сразу же после сотворения этой легенды.
Но никогда этот пересмотр не был таким драматическим и необратимым, как в наши дни. В считанные годы в нашей стране «высокие идеалы реального коммунизма» легко уступили место идеологии консюмеризма с его философией алчного потребления; высокий дух культурного героя окончательно рухнул в косную материю, в бездну Желудка, увяз в ней и погиб. Некогда Человек космологический, идеальный и универсальный робко уступил место торжествующему ничтожеству.
В российском обществе возник острый дефицит героев духа, дела и Поступка, дефицит человечности и жертвенного альтруизма. Дефицит морально-нравственных авторитетов в одночасье восполнился легионом дегенератов с амбициями царей и верховных владык. Великое множество ничтожных социальных паразитов возомнили себя «хозяевами жизни» и строителями «нового мира».
Человек с большой буквы, потомок богов и демиургов превратился в «проклятого, не соблюдающего божественный Закон» человечка, в биологический мусор, в число со знаком 0.
Однако не будем окончательно разочаровываться в Предании о совершенном Человеке. Без этого великого мифа нам никогда по-настоящему не утешиться и не обрести смысла своей жизни. Будем бороться и созидать, и не забывать при этом, что вести свой род от павиана бесхвостого – это не самый оптимистический вариант антропогенеза.
Свидетельство о публикации №215072000454