Его резюме

В.Правдин               
                ЕГО РЕЗЮМЕ

                Эссе
В молодости он увлекался охотой, считался заядлым любителем охотником; пробовал многие виды: охоту на зайца, преимущественно с ружьём из-под собаки, на боровую – глухарей, рябчиков с манком, любил утиную охоту, коллективную охоту на лис, а в последнее время нравилась ему охота на куропаток, в основном на серых,  ведущих оседлый образ жизни вблизи жилых селений на просторах приуралья. Живёт куропатка стаями из нескольких десятков птиц, но в брачный период особи расходятся по парам и живут так до самой осени, удивляя людей своей преданностью и заботой друг о друге и потомстве (а их в одной кладке, обычно бывает до двенадцати - двадцати  пяти птенцов). В конце апреля для гнезд они выбирают густую траву, вблизи кустарников и деревьев. Изнутри гнездо утепляется перьями, листьями и травой. Его умиляла доверчивость самки, так увлеченной своей работой - высиживанием яиц, что позволяла касаться себя рукам человека, бесшумно  подкравшегося  к гнезду; человек со злым умыслом является основным врагом птицы. Незваные неожиданные пришельцы, как то: охотничья собака, лиса поднимают куропатку на крыло, и она с шумом, часто махая крыльями, перелетает на небольшой высоте, издавая различные тревожные звуковые сигналы, на расстояние в несколько десятков метров. Самец в это время крутится над гнездом, отвлекая хищника. Если опасность прошла, или была ложной, самка возвращается к гнезду, и мирная деловая жизнь преданной четы возвращается.               

  Но в этой драматической ситуации его поражало другое. При взлёте наседки открывалось видимое хищнику светлое пятнышко, появляющееся  на брюшке, со времени брачных игр, и скрываемое перьями во время, когда самка сидит в гнезде, делая её незаметной в траве. Когда птенцы вылупятся и поднимутся на крыло, белизна пятнышек чудом исчезнет!  Бывали и нередкие случаи, когда хищник, привлекаемый светлым пятнышком, бросался на взлетающую куропатку, обрывая её жизнь. Яйца, оставшиеся в гнезде, или только что вылупившиеся птенцы оставались живы, и через некоторое время самец, на виду у которого погибла его любовь, возвращался в гнездо, чтобы завершить начатое дело. 

Ночью, лёжа в траве на тёплой, нагретой за день земле, подложив под голову заплечный мешок, и заложив руки за голову, устремив взгляд в загадочный небесный купол, усеянный множеством мигающих, как бы живых звёзд-светлячков, он неотступно размышлял о разумном мироустройстве, пути которого неисповедимы, и труднопонимаемы, а подчас и вовсе не понимаемые человеком. Он думал об оправданных жертвах, на которые человек часто идёт осознанно или неосознанно. Шахматист, жертвуя фигурой, надеется на дальнейший выигрыш, полученный в результате задуманной комбинации. Собственно, любой здравомыслящий  творческий человек, будь то спортсмен, ученый, человек искусства идёт по пути самоограничения своих необузданных желаний с целью добиться достойных результатов.
Вся жизнь человека – это постоянные жертвоприношения, малые и не столь малые, с целью достижения высокой цели.
                ;    ;    ;


Человек грешен по рождению, но в нём есть искра Божия, тоже по рождению, ибо человек создан по образу и подобию Божию (Бытие, Гл1, стих.26-28). Добро и зло – всё в нём.
Зло и добро неразлучны и необходимы в их совместном существовании. Человеку часто не дано достоверно распознавать как добро, так и зло. Часто зло реализуется через добро, а добро через зло.
Жизнь, как он считал,  есть форма нераздельного существования добра и зла, их взаимодействия и взаимного влияния. Жизнь – это слиток добра и зла.
Зло и добро суть «инструменты», используемые Творцом в процессе Его миротворения.

Классическая формула определения понятия жизнь: «Активная форма существования материи», или:
"Жизнь - это  форма существования белковых тел"
его не удовлетворяла, несмотря на кажущуюся универсальность, своей ограниченностью и неполнотой; она отражает лишь материалистическую, физиологическую суть, лишенную духовной сущности мироздания.
Вместе с поисками формулировки понятия жизнь люди ставили вопрос о смысле и цели жизни. Над ответом на эти сложные вопросы думали философы, религиозные деятели, простые люди всех времён, и каждый человек отвечал для себя единолично на этот вопрос.
Какое же резюме по этой проблеме сделало человечество за всё время существования цивилизаций (а их по данным английского экономиста А.Тойнби равно 21)  на планете Земля?

Увлеченный идеей поиска ответа на эти вопросы, он стал тщательно изучать мнения знаменитостей, выдающихся представителей всех времён всех континентов, начиная с древней Греции, кончая современными мыслителями.
И вот что у него получилось. Получился в совокупности обширный калейдоскоп мнений представителей всего земного человечества. История этих мнений не является развитием, эволюцией (evolution – развёртывание) от низшего к высшему в принятом смысле слова, а суть перечень мнений, изменяющихся во временной координате.
История сохранила высказывания философов, ученых, религиозных деятелей о смысле и цели жизни: Аристотеля, Эпикура, Диогена Синопского, Конфуция, Сенеки, Артура Шопенгауэра, Жана-Поля Сартра, Мартина Хайдеггера, Фридриха Ницше, Альфреда Адлера религиозных деятелей христианства, буддизма, иудаизма и многих других.               
Ознакомившись с мнениями этих мыслителей, он внутри себя с большинством из них не был согласен, считая некоторые из них заблуждениями, а другие односторонне объясняющими суть явлений.
Действительно, все формулировки отдельных, даже талантливых мыслителей человеческого рода о смысле и цели жизни, носят индивидуальный, субъективный  характер, и простым людям неизвестны, и, возможно им не интересны, не они, в конечном счете, формируют их понятие о смысле и цели жизни, но каждый индивидуум по - своему, инстинктивно, субъективно осознаёт и чувствует смысл и цель своей жизни; этим он и руководствуется во всех жизненных ситуациях, в которых он оказывается.
Он вспомнил завещание любимого им поэта Александра Сергеевича Пушкина: 
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв, -
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Главное в вечном Мироздании – это миротворение, а в жизни человека  способность к творчеству проявляется как инстинкт; вероятно, по наивности считал он, Геном человека включает и ген творчества; в самом творчестве  заключается смысл жизни.
Сохранение и продолжение жизни тоже вложены в инстинкт, в сознание и подсознание человека, что обеспечивает устойчивое существование земной цивилизации с её искусством, наукой.
Однако, размышлял он, существуют и другие ценности, как, например, духовность, гуманность, этические принципы, выполнение которых может вступать в противоречие с необходимостью безусловного сохранения жизни. К тому же, полагал он, если соблюдение библейских заповедей должно выполняться в пределах земной жизни, то и цель жизни должна быть достигнута в тех же пределах.
Следовательно, необходимо человеку делать выбор в поведении, чтобы, как говорят: и волки были сыты и овцы целы. Жизненные ситуации могут быть разные, в том числе, например, выбор разумной стратегии поведения человека: жертвовать здоровьем, возможно и жизнью, ради достижения другой, гуманной цели.
Другими словами: безусловное требование сохранения жизни может противоречить духовным, этическим принципам.
Таким образом, в сложное понятие смысла и цели жизни входят: реализация творческой способности человека, сохранение жизни как инстинктов, и соблюдение  духовно-моральных и этических требований.
В итоге он пришел к выводу: смысл и цель жизни сводятся к свободному выбору (данному человеку от рождения) оптимальной стратегии поведения, при которой  обеспечиваются максимальные вероятности выполнения выше указанных трёх условий.
Выбор оптимальной стратегии поведения человек делает интуитивно на основе жизненного опыта и сравнительных оценок материальной и духовной ценностей, возникающих при реализации возможных стратегий.
                Лето 2015г.









P.S. Подобные жизненные ситуации могут быть приближенно представлены аналоговой математической моделью, известной из теории игр: два игрока со своими независимыми стратегиями «n» и «m», вступают в конфликт. Решение задачи сводится к нахождению оптимальных стратегий игроков, при которых оба игрока получают максимально возможное удовлетворение независимо от стратегии партнёра. Для практической реализации решения необходимо каждой «n1,n2,…» стратегии одного игрока присвоить «m1, m2…» стратегий второго игрока. Далее: каждой стратегии игроков необходимо присвоить цену в условных единицах, например, от 0 до 1. В результате строится платёжная матрица размерности  «n» на «m».
Например: Пусть стратегии первого игрока цены жизни n1,n2,… второго – цена духовности m1, m2,…Далее производится стандартное решение для подобных задач.
               


Рецензии
Очень интересно. Заставили задуматься над вопросом, ответ на который, на мой взгляд, дать невозможно.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   20.07.2015 14:09     Заявить о нарушении