Ось из гусеничного пальца

                Осенью 1974 года, брат вернулся из армии, родители устроили грандиозную встречу.

                Столы ломились от еды и питья.

          Гармонистом как всегда пригласили Николая Дурасенко.

             Николай  выучился играть на гармошке самостоятельно, при слабом зрении имел отличный слух.

                Ещё имел одно пристрастие, злоупотреблял спиртным, а какой гармонист для куража не пропустит стакан другой.

             Сидели мы с моим товарищем Шуриком за столом, попивали вино, щедро закусывали и наблюдали за гармонистом.

                Какой уже стакан осиливал Николай, мы сбились со счёта, но особенно нас забавляло, когда гармонист практически выпивал до дна гранёный стакан, вдруг вино возвращалась в стакан, он продолжал заглатывать вино обратно и так гонял вино в себя, потом обратно.

                И только окрики подвыпившей компании:
                - Николай хватит хлестать, давай играй. 

                Напрягаясь, выпячивал зрачки, заставлял стакан вина войти ему  внутрь.

                А затем виртуозно работал мехами гармошки, пальцы бегали по кнопочкам, и выдавал заказанную музыку, подпевая хриплым голосом.

                Народ гулял.

             Когда брат взял мотоцикл и укатил в соседнее село проведать старых друзей, никто не заметил.

              И когда основательно захмелевшие и наевшиеся до полного обжорства гости, захотели увидеть демобилизованного солдата, то его нигде не было. 

                Куда подевался, никто не знал.

                Начали искать, результат нулевой.

                И только в час ночи его вместе с мотоциклом на прицепе притащил автобусом ко двору  Толик Резюков.

                Что и как произошло,  опустим, а на начнём с того, что погнулась ось на коляске, но не сломалась.

                Ось согнулась на столько, что покрышка истёрлась о крыло коляски, а сама краска от трения припалилась.

                Решили ось заменить, отец поехал в станицу к своему тёзке и моему дяде, тот работал в местной мастерской и выточил точную копию оси из пальца гусеничного трактора.

              Тогда считалось, что лучшего металла не найти, вон какие нагрузки выдерживает палец соединяя траки гусеницы.

                Да отнеслись  такой замене с доверием, хотя у меня имелись другие сведения. 

                У Игоря тоже стояла такая ось на люльке мотоцикла, когда он ехал по дороге в станицу, а это было летнее время, то не доезжая шлюза, ось треснула и отскочила вместе с колесом в канал, а его самого перебросило через мотоцикл.

                Второй раз с ним случилось та же история, когда он со своим отцом ехал на базу «Дружного», то в районе, где балка врезается в гору до самой дороги, ломается ось, отлетает колесо, Игоря выбрасывает из - за руля, мотоцикл переворачивается и накрывает отца в люльке.

                Эти истории я рассказал отцу, когда устанавливали новую ось, ответ отца убедил основательно меня:
                -  Где эти оси точили?
                - Правильно у нас на базе.
                -  Кто точил?
                - ???
                -  Вот именно, местные забулдыги. 


                - А это выточено в станичной мастерской, мастером!
                - Век прослужит.

              Я не сомневался в качестве и гонял на мотоцикле, не о чём не думая.

                Вон когда с пацанами уже весной следующего года ездили на консультации в Ростовановскую школу, выжимал из мотоцикла всю его мощь.

             Грузил травой мотоцикл огромной копной и возил с поля домой.

                У двойной лесополосы на границе районов, где проложили бетонированный канал, между посадкой и канал обнаружили добротное сено, скосили довольно приличную делянку, высушенное сено сложили в копны, трактором не подъедешь, а вот на лошадях с бричкой самый раз.

                Во время своего дежурства  отца на ферме, когда с десяти и до обеда можно было взять лошадей и перевезти сено, договорились, в десять часов мы берём с матушкой вилы и выезжаем на мотоцикле в поле, а отец на лошадях подъедет к этому времени грузить сено.

              С утра с матушкой переделав домашние дела, набрали в бассейне три литра холодной воды, завернули в мешок и уложили в кирзовую сумку.

                Я установил в люльке для матушки сиденье, положил двое вил и воду.

                Немножко припаздывали, поэтому пришлось ехать быстрее, за мостом  Малого Левобережного канала копали перпендикулярно каналу и параллельно дороге новый канал и на километр выше, дорога была настолько пыльной, что шины колёс погружались полностью в пылевую массу.

                Сзади плотным  шлейфом поднималась пыль, одно только желание  посещало мысли, чтобы не было встречной машины, иначе ехать будет опасно и ничего не видно в течение нескольких минут, при ветре было лучше, поднятую пыль ветер относил в сторону.

               Проскочив километровый участок пыли, за мостом сразу начиналась довольно накатанная и ровная дорога, здесь я накрутил ручку газа, и промчались  мы следующий километр за минуту.


            Здесь нужно было сворачивать налево, мостик, который соединял два района, разрушили, чтобы не было воровства с наших полей с северной стороны.

             А собирались построить дорогу в объезд и поэтому по будущей дороге насыпали кучи гравия.

             Кучи не разровняли и они лежали довольно долго, потому что накатали довольно плотную колею через края гравийных куч.

             Когда мы повернули и ехали по этой дороге, я убавил скорость, на каждую кучу гравия наезжал колесом люльки, люлька приподымалась и плавно опускалась.

                Матушка чувствовала себя в люльке, как в лодке на волнах в море.

                Увидели отца, который уже положил в бричку несколько копен сена, и уже требовалось забираться наверх и раскладывать сено в большой воз.

           На одной из таких куч, матушку в люльке приподняло и опустило вниз, у меня из рук сильно рвануло руль на люльку, инерция мотоцикла приподняло люльку.

            Настолько высоко, что подножка мотоцикла  с левой стороны чурханула по земле и не дала мотоциклу перевернуться и с силой толкнула люльку к земле, удар о землю и снова взлёт, немного меньше,  выбросило вверх на несколько метров из под крыла колесо люльки, которое  подпрыгивая, покатилась вперёд по дороге.

              Люлька ещё раз грохнулась о дорогу и мотоцикл, завернул в кювет, застыл на месте.

              Я соскочил с мотоцикла побежал догонять колесо по дороге, отец спешил к нам на встречу,  явно ругаясь:
                -  Вот всегда так! Как только чего  ни будь задумаешь, обязательно выйдет не так.
                - Времени в обрез, нагрузить и отвезти, а теперь проблема с мотоциклом.

            Я подкатил колесо к мотоциклу, подошёл отец, матушка вся бледная сидела и не двигалась в люльке мотоцикла и только окрик отца:

             - Чего расселась?
                - Давай вылезай!
                - Нужно кумекать, что делать!

                Решение приняли быстро, отцепляем мотоцикл, я еду на кузню отвинчиваю в тисках гайку оси, иначе ось не зафиксировать, еду домой беру старую, погнутую ось, возвращаюсь на кузню, выравниваю ось и обратно в поле, а в это время отец с матушкой грузят сено.

               Люльку открутили довольно быстро, увязали колесо к мотоциклу, а ведь я всего один раз попробовал проехать на этом мотоцикле без люльки, совсем другая тактика вождения.

               Я не уверено тронул с места, чтобы сохранить равновесие завилял по дороге, но вскоре приноровился, переключил скорость и вести мотоцикл стал уверенней.

             Выехал на дорогу вниз к каналу, чувствовал себя уверенно за рулём, воткнул третью передачу, новое вождение новые ощущения.

                Я радовался за себя и умение водить мотоцикл без коляски, но едва моя уверенность не вышла мне боком.

             Когда я въехал в толстый слой пыли,  меня закидало по сторонам, я раскинул ноги в стороны и помогал так сохранить равновесие,  я едва сумел сохранить равновесие, сильно перепугался, сбавил скорость до минимума, и так ехал, пока не закончилась пыль по дороге.

                Потом постепенно прибавлял обороты мотоцикла, снова появилась уверенность и уже въезжая на территорию базы, чувствовал себя опытным мотоциклистом, двухколёсных машин.

              Краешек торчащей оси колеса зажал тисками, у трактористов выпросил на время нужный ключ  и плоскогубцы, расшплинтовал гайку и легко её открутил, колесо снял с тисков, вынул сломанную ось.

               Несколько человек поинтересовались поломкой и были удивленны хрупкостью металла, вон какие нагрузки на траки гусеницы и не ломаются ведь пальцы.

             Я поехал домой, нашёл гнутую ось и решил попробовать выровнять её дома, у меня получилось.

               Я радостный увязал колесо на мотоцикл и вперёд в поле, за хутором подобрал Петра Минаева, вот так бывает, ещё утром и понятия не имел, как ездить без прицепа.

               А тут уже везу сзади пассажира, а Петя по комплектности был мощный парень.

                У пыльной дороги Петру нужно было вправо за вырытый канал, здесь я остановил мотоцикл.

            Петя поблагодарил меня и хлопнул по плечу, побрёл к каналу, а я медленно поехал по пыльной дороге дальше в степь.

                Когда я приехал, отец успел погрузить сено, матушка сидела на верхотуре воза и наблюдала за нами из –за канала,  открутить и поднять крыло люльки, затем два болта держащие ось на раме люльки.

                Провозились с полчаса, подсоединили люльку, поставили ось, прикрутили, установили колесо и зашплинтовали гайку.

              Для надёжности попрыгали на подножке люльки, отец ушёл к возу, а перед этим дал напутствие:
                - Быстро не едь, мало ли чего.

                Я прикручивал гайки крыла, отец с матушкой выехали через прогалину лесополосы и поехали в объезд через мост – распределитель.

                Я завел мотоцикл, сел, развернулся, оглянулся, воза с сеном ещё не было видно на нашей стороне, поехал вдоль канала потом на дорогу.

                У мостика,  где начиналась пыль, остановился, посмотрел по диагонали поля, отец с матушкой ехали вдоль канала по краю поля, по дороге ехать не рискнули, чтобы не раструсить сено на кучах гравия.

            А мне пришлось глотнуть пыли от всех щедрот едущей мне навстречу машины, за которой густой стеной поднималась пыль.

            Меня накрывает пылевое облако, и я еду держа руль прямо, и ничего не вижу на расстоянии вытянутой руки.

                Сбавляю скорость, пыль медленно оседает, что влияло на её скорость оседания не понятно, местами появлялось просветление, а затем снова мрак.

           Успешно миновав пылевую дорогу, я в приятном настроении покатил к дому, прибавляя скорости.

                Ведь ещё недавно я был не уверен в своих способностях, и вот как оно вышло, всё у меня получилось.

              Потом проверяли надёжность оси нагрузками, грузили всё больше и больше, ось держала, потом перевозили различные грузы, ось не подводила.

              Вот что значит правильно выбранный металл для оси люльки.


20 июль 2015 г.


Рецензии