Ось из гусеничного пальца
Столы ломились от еды и питья.
Гармонистом как всегда пригласили Николая Дурасенко.
Николай выучился играть на гармошке самостоятельно, при слабом зрении имел отличный слух.
Ещё имел одно пристрастие, злоупотреблял спиртным, а какой гармонист для куража не пропустит стакан другой.
Сидели мы с моим товарищем Шуриком за столом, попивали вино, щедро закусывали и наблюдали за гармонистом.
Какой уже стакан осиливал Николай, мы сбились со счёта, но особенно нас забавляло, когда гармонист практически выпивал до дна гранёный стакан, вдруг вино возвращалась в стакан, он продолжал заглатывать вино обратно и так гонял вино в себя, потом обратно.
И только окрики подвыпившей компании:
- Николай хватит хлестать, давай играй.
Напрягаясь, выпячивал зрачки, заставлял стакан вина войти ему внутрь.
А затем виртуозно работал мехами гармошки, пальцы бегали по кнопочкам, и выдавал заказанную музыку, подпевая хриплым голосом.
Народ гулял.
Когда брат взял мотоцикл и укатил в соседнее село проведать старых друзей, никто не заметил.
И когда основательно захмелевшие и наевшиеся до полного обжорства гости, захотели увидеть демобилизованного солдата, то его нигде не было.
Куда подевался, никто не знал.
Начали искать, результат нулевой.
И только в час ночи его вместе с мотоциклом на прицепе притащил автобусом ко двору Толик Резюков.
Что и как произошло, опустим, а на начнём с того, что погнулась ось на коляске, но не сломалась.
Ось согнулась на столько, что покрышка истёрлась о крыло коляски, а сама краска от трения припалилась.
Решили ось заменить, отец поехал в станицу к своему тёзке и моему дяде, тот работал в местной мастерской и выточил точную копию оси из пальца гусеничного трактора.
Тогда считалось, что лучшего металла не найти, вон какие нагрузки выдерживает палец соединяя траки гусеницы.
Да отнеслись такой замене с доверием, хотя у меня имелись другие сведения.
У Игоря тоже стояла такая ось на люльке мотоцикла, когда он ехал по дороге в станицу, а это было летнее время, то не доезжая шлюза, ось треснула и отскочила вместе с колесом в канал, а его самого перебросило через мотоцикл.
Второй раз с ним случилось та же история, когда он со своим отцом ехал на базу «Дружного», то в районе, где балка врезается в гору до самой дороги, ломается ось, отлетает колесо, Игоря выбрасывает из - за руля, мотоцикл переворачивается и накрывает отца в люльке.
Эти истории я рассказал отцу, когда устанавливали новую ось, ответ отца убедил основательно меня:
- Где эти оси точили?
- Правильно у нас на базе.
- Кто точил?
- ???
- Вот именно, местные забулдыги.
- А это выточено в станичной мастерской, мастером!
- Век прослужит.
Я не сомневался в качестве и гонял на мотоцикле, не о чём не думая.
Вон когда с пацанами уже весной следующего года ездили на консультации в Ростовановскую школу, выжимал из мотоцикла всю его мощь.
Грузил травой мотоцикл огромной копной и возил с поля домой.
У двойной лесополосы на границе районов, где проложили бетонированный канал, между посадкой и канал обнаружили добротное сено, скосили довольно приличную делянку, высушенное сено сложили в копны, трактором не подъедешь, а вот на лошадях с бричкой самый раз.
Во время своего дежурства отца на ферме, когда с десяти и до обеда можно было взять лошадей и перевезти сено, договорились, в десять часов мы берём с матушкой вилы и выезжаем на мотоцикле в поле, а отец на лошадях подъедет к этому времени грузить сено.
С утра с матушкой переделав домашние дела, набрали в бассейне три литра холодной воды, завернули в мешок и уложили в кирзовую сумку.
Я установил в люльке для матушки сиденье, положил двое вил и воду.
Немножко припаздывали, поэтому пришлось ехать быстрее, за мостом Малого Левобережного канала копали перпендикулярно каналу и параллельно дороге новый канал и на километр выше, дорога была настолько пыльной, что шины колёс погружались полностью в пылевую массу.
Сзади плотным шлейфом поднималась пыль, одно только желание посещало мысли, чтобы не было встречной машины, иначе ехать будет опасно и ничего не видно в течение нескольких минут, при ветре было лучше, поднятую пыль ветер относил в сторону.
Проскочив километровый участок пыли, за мостом сразу начиналась довольно накатанная и ровная дорога, здесь я накрутил ручку газа, и промчались мы следующий километр за минуту.
Здесь нужно было сворачивать налево, мостик, который соединял два района, разрушили, чтобы не было воровства с наших полей с северной стороны.
А собирались построить дорогу в объезд и поэтому по будущей дороге насыпали кучи гравия.
Кучи не разровняли и они лежали довольно долго, потому что накатали довольно плотную колею через края гравийных куч.
Когда мы повернули и ехали по этой дороге, я убавил скорость, на каждую кучу гравия наезжал колесом люльки, люлька приподымалась и плавно опускалась.
Матушка чувствовала себя в люльке, как в лодке на волнах в море.
Увидели отца, который уже положил в бричку несколько копен сена, и уже требовалось забираться наверх и раскладывать сено в большой воз.
На одной из таких куч, матушку в люльке приподняло и опустило вниз, у меня из рук сильно рвануло руль на люльку, инерция мотоцикла приподняло люльку.
Настолько высоко, что подножка мотоцикла с левой стороны чурханула по земле и не дала мотоциклу перевернуться и с силой толкнула люльку к земле, удар о землю и снова взлёт, немного меньше, выбросило вверх на несколько метров из под крыла колесо люльки, которое подпрыгивая, покатилась вперёд по дороге.
Люлька ещё раз грохнулась о дорогу и мотоцикл, завернул в кювет, застыл на месте.
Я соскочил с мотоцикла побежал догонять колесо по дороге, отец спешил к нам на встречу, явно ругаясь:
- Вот всегда так! Как только чего ни будь задумаешь, обязательно выйдет не так.
- Времени в обрез, нагрузить и отвезти, а теперь проблема с мотоциклом.
Я подкатил колесо к мотоциклу, подошёл отец, матушка вся бледная сидела и не двигалась в люльке мотоцикла и только окрик отца:
- Чего расселась?
- Давай вылезай!
- Нужно кумекать, что делать!
Решение приняли быстро, отцепляем мотоцикл, я еду на кузню отвинчиваю в тисках гайку оси, иначе ось не зафиксировать, еду домой беру старую, погнутую ось, возвращаюсь на кузню, выравниваю ось и обратно в поле, а в это время отец с матушкой грузят сено.
Люльку открутили довольно быстро, увязали колесо к мотоциклу, а ведь я всего один раз попробовал проехать на этом мотоцикле без люльки, совсем другая тактика вождения.
Я не уверено тронул с места, чтобы сохранить равновесие завилял по дороге, но вскоре приноровился, переключил скорость и вести мотоцикл стал уверенней.
Выехал на дорогу вниз к каналу, чувствовал себя уверенно за рулём, воткнул третью передачу, новое вождение новые ощущения.
Я радовался за себя и умение водить мотоцикл без коляски, но едва моя уверенность не вышла мне боком.
Когда я въехал в толстый слой пыли, меня закидало по сторонам, я раскинул ноги в стороны и помогал так сохранить равновесие, я едва сумел сохранить равновесие, сильно перепугался, сбавил скорость до минимума, и так ехал, пока не закончилась пыль по дороге.
Потом постепенно прибавлял обороты мотоцикла, снова появилась уверенность и уже въезжая на территорию базы, чувствовал себя опытным мотоциклистом, двухколёсных машин.
Краешек торчащей оси колеса зажал тисками, у трактористов выпросил на время нужный ключ и плоскогубцы, расшплинтовал гайку и легко её открутил, колесо снял с тисков, вынул сломанную ось.
Несколько человек поинтересовались поломкой и были удивленны хрупкостью металла, вон какие нагрузки на траки гусеницы и не ломаются ведь пальцы.
Я поехал домой, нашёл гнутую ось и решил попробовать выровнять её дома, у меня получилось.
Я радостный увязал колесо на мотоцикл и вперёд в поле, за хутором подобрал Петра Минаева, вот так бывает, ещё утром и понятия не имел, как ездить без прицепа.
А тут уже везу сзади пассажира, а Петя по комплектности был мощный парень.
У пыльной дороги Петру нужно было вправо за вырытый канал, здесь я остановил мотоцикл.
Петя поблагодарил меня и хлопнул по плечу, побрёл к каналу, а я медленно поехал по пыльной дороге дальше в степь.
Когда я приехал, отец успел погрузить сено, матушка сидела на верхотуре воза и наблюдала за нами из –за канала, открутить и поднять крыло люльки, затем два болта держащие ось на раме люльки.
Провозились с полчаса, подсоединили люльку, поставили ось, прикрутили, установили колесо и зашплинтовали гайку.
Для надёжности попрыгали на подножке люльки, отец ушёл к возу, а перед этим дал напутствие:
- Быстро не едь, мало ли чего.
Я прикручивал гайки крыла, отец с матушкой выехали через прогалину лесополосы и поехали в объезд через мост – распределитель.
Я завел мотоцикл, сел, развернулся, оглянулся, воза с сеном ещё не было видно на нашей стороне, поехал вдоль канала потом на дорогу.
У мостика, где начиналась пыль, остановился, посмотрел по диагонали поля, отец с матушкой ехали вдоль канала по краю поля, по дороге ехать не рискнули, чтобы не раструсить сено на кучах гравия.
А мне пришлось глотнуть пыли от всех щедрот едущей мне навстречу машины, за которой густой стеной поднималась пыль.
Меня накрывает пылевое облако, и я еду держа руль прямо, и ничего не вижу на расстоянии вытянутой руки.
Сбавляю скорость, пыль медленно оседает, что влияло на её скорость оседания не понятно, местами появлялось просветление, а затем снова мрак.
Успешно миновав пылевую дорогу, я в приятном настроении покатил к дому, прибавляя скорости.
Ведь ещё недавно я был не уверен в своих способностях, и вот как оно вышло, всё у меня получилось.
Потом проверяли надёжность оси нагрузками, грузили всё больше и больше, ось держала, потом перевозили различные грузы, ось не подводила.
Вот что значит правильно выбранный металл для оси люльки.
20 июль 2015 г.
Свидетельство о публикации №215072100001