Каноны жанра Прозы

*Эссе о концепции творчества*


Когда-то, может быть, я опубликую свои мемуары, но пока что предлагаю лишь ту их часть, которая относится к увлечению прозой.

После того, как несколько моих литературных произведений не были опубликованы по причине  "неформатности", я махнул рукой на стремление кому-то в чем-то угодить. А с какой это стати?.. Я живу в свободной стране, в конечном итоге, а потому имею право писать то, что считаю нужным и так, чтобы мне это доставляло удовольствие.

Дело в том, что если изначально ставить себя в угодническую позицию, то становится проблематичным развитие как автора, да и способность к словесному воплощению постепенно иссякает.

Достаточно, мне кажется, для общества, что я не затрагиваю политические и социальные вопросы. Мои произведения акцентированы на психологии персонажей, а их нацеленность – поиск необычных ситуаций.

Единственное требование, которое я к себе предъявлял, – это писать литературно сильно, не скатываясь на банальности и избитые литературные штампы.

Это не значит, конечно, что я развел на страницах произвол. Имеются базовые каноны, на которые опирался. Вот некоторые из них:

               
"Новая эпоха сбила с мест критерии интеллектуальные, моральные и социальные".

"Блатолизация языка выражает духовно-идеологическую блатолизацию всей жизни".

"Закон грамматики далеко не всегда однозначен и бесспорен так, как закон всемирного тяготения. Нетерпимая гордость знатока – свидетельство не интеллигентности, но скорее жлобства. Чем глупее человек – тем нетерпимее ратует он за допустимость единственной нормы".

"Литература начинается тогда, когда писатель показывает читателю нечто, чего читатель сам на его месте увидеть бы не сумел".

М. Веллер "Долина идолов"

"Оптимизм – это недостаток информации".

Ф. Раневская

"А я считаю, что вы свинюги!" – сказала Ло.

В. Набоков "Лолита"


ПОСЛЕСЛОВИЕ.  По ситуации на данный момент определенно могу сказать, что без прозы я вполне обошелся бы, так как налицо загрузка в журналистике, да и увлечение поэзией периодически дает о себе знать. Но проза при всех прочих факторах остается главенствующим влечением – она словно невеста, с которой нет возможности жить, но любви ничто не в силах воспрепятствовать.


Июль 2015

(из сборника "Глава для Мемуаров")

*фото из авторского архива


Рецензии
Веллер, как я поняла из его трактатов, вообще писать никому не советует, поскольку есть он и несколько классиков, которых он не отвергает как безнадёжно устаревших. Остальным явно не повезло...

Но Чехов с прозой неплохо уживался. Жаль, что как-то грустно его читать... А Бунина, хоть и грустно, но - невозможно не читать.

Тамара Залесская   21.07.2015 16:13     Заявить о нарушении