Наука идеология - политика..

         Имеется ли иерархия в их взаимоотношениях, связях, зависимости?

     Наука. Это система, сумма знаний о мире, человеческом обществе, человеке. Это комплекс методов, приемов исследования, приобретения знаний. Это комплекс технических средств для проведения данных исследований. И всё это создано ТРУДОМ человека. Но использование данных науки всегда ограничено! Уровнем развития самого общества, господствующих отношений, значит и уровнем развития человека, хотя бы степенью понимания самих научных достижений, и не только понимания, но и доступности для ознакомления с ними. Древние жрецы Египта создали арифметику, сами цифры первоначально обозначались буквами. И это в определенной степени дошло чуть ли не до наших времен. Еще при Петре Великом знаки, обозначавшие количество лет со «дня сотворения мира», обозначались буквами. А ведь до начала 20-го века в России более 90 % (в первую очередь крестьян), было неграмотным. Или другой пример - только в 21 веке наука смогла доказать роль и значение генов в наследственных качествах самого человека. А по данным современной археологии наши «праматери» жили 3,4 миллиона лет тому назад. Потребовались МИЛЛИОНЫ лет, чтобы это ОТКРЫТЬ. В Р Е М Я !

      Идеология, наши представления об окружающем нас мире и происходящих в нем процессах. По сути это ВТОРОЙ мир. По сравнению с тем, что уже дала наука или не успела еще дать. Даже УЧЕНЫЕ только частично ДОГАДЫВАЮТСЯ, предполагают. Но одно дело предполагать, сидя у научных приборов, а другое, совсем другое дело жить в постоянно меняющемся мире, ежечасно меняющемся. Даже прогноз погоды меняется чуть ли не через несколько часов!. Что-то постоянно повторяется. Даже в печати сообщается, что ожидаемая погода (температура воздуха) на сегодня будет такой же, как такого-то числа и месяца точного года 19-го столетия. Что человеку остается, как не создавать в своем сознании вполне ОПРЕДЕЛЕННЫЙ мир. Но ведь человек должен ЖИТЬ. Действовать, он имеет свои интересы, ставит перед собой цели исходя из своих представлений о реальности, из своего миропонимания, мировоззрения, своей «философии». А также из идей, философии других людей или господствующих идей и представлений о происходящем.

     Политика. А кто основное действующее лицо, или сила, заставляющая жить человека по определенным правилам? Религии формулируют правила поведения, заповеди. Но и религий несколько, и атеистов предостаточно, а личных интересов человека - еще больше. Нужен ВЛАСТНЫЙ орган, организатор, не только определяющий права и обязанности, но и возводящий эти обязанности в ранг ЗАКОНА, и создающий организации, долженствующие обеспечивать выполнение этих обязанностей. И вот здесь мы встречаемся с целой группой проблем и противоречий.

Представьте себе СУЛТАНА с гаремом. Помните кинофильм с Суховым? Молодая жена из гарема возмущаясь удивляется - как это одна жена должна и кормить, и детей рожать и за ними ухаживать и любить мужа и т.д. Одновременно Гарем необходим. Получается, это в интересах самой женщины. Но султан мужик опытный. Он знает, что «Ванюшка ключник» может его с женой «разлучить!». Нужен «ключник» - евнух!. Это в гареме. А как со своей свитой, подчиненными «министрами»? ИХ, что, КАСТРИРОВАТЬ?! Не выйдет! Но у современного султана не много жен, а много власти и денег. Вот эти деньги, при отсутствии евнухов, и липнут к «ключникам». У нас на днях в СМИ промелькнуло предложение - наряду с многоженством мужчин - узаконить права женщин иметь нескольких мужей. Но почему-то о лесбиянках позабыли авторы этих предложений. Что такое ПОЛИТИКА, как не решение на «государственном уровне» проблем - кто заменит евнухов и как современными лицами в должности евнухов, поступать ?! Осложняет проблему по крайней мере два фактора - Государственная власть принадлежит парламентам и правительствам. А они (в основном) все-же выбираются тайным голосованием народа. Как сделать народ «послушным», т. е. ограничить его права участвовать во власти? И второе - интересы вещь относительная, но в нашем мире все-же определяются количеством средств для их удовлетворения. А мерилом этих средств являются ДЕНЬГИ. Политик стремится завладеть не «женой» или «наложницей» « султана», а его денежными средствами. Казнокрадство сегодня называется коррупцией (это к тому, чтобы лучше понять иностранный термин).

     Итак. какова связь между этими ТРЕМЯ слагаемыми? Наука, идеология, политика?. Связь, не ограничивающаяся отношениями людей во властной структуре Султаната, а в обществе в целом? Т. е. во взаимоотношениях политической системы как таковой и с гражданским обществом, так и во взаимоотношениях отдельных субъектов и того и другого.!

Вообще-то наука создает возможность понять происходящее, объективно оценить обстановку, идеология — это в определенной мере - определение своего места в этом обществе, понимание своих целей, интересов, определение ценностных ориентаций. Политика - это действия людей, организованные действия, при роли государственной власти и действий политических партий как стоящих у власти, так и находящихся в оппозиции к ней. Но определяющее решение проблем и интересов упирается в движения народных масс. Их участия в политических действиях и партий и государств. Это как «контроль» правильности выбранного курса, поставленного исходя из целей и интересов, контроль определяющих соотношение, соответственности выбранного «курса» и «целей» с объективными возможностями и необходимостью, с объективными закономерностями. В этом их общая связь Практика, политических действий, движений как критерий соответствия «воображаемого мира», степень понимания происходящих процессов, с объективной реальностью. Имея в виду, что данные науки ограничены в свою очередь данными практики и уровнем, степенью их понимания. А сам уровень объективности понимания происходящего также зависит от социальной ориентации субъектов, личностей, организаторов. Остановимся на трех самых расхожих понятиях - СВОБОДА, БЕЗОПАСНОСТЬ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ. А также и на роли ИСКУССТВА в политике, не только роли науки.
Там, где наука не помогает, её нет или она не соответствует интересам, то для идеологического воздействия на массы, и следовательно для обеспечения достижения политических целей, искусство приобретает исключительное значение, действую напрямую на чувства людей, следовательно и на «первичную» реакцию человека, когда сознание еще НЕ ОСОЗНАЛО сути происходящего.

     Свобода!. Сначала несколько слов о понятиях вообще. Безопасность, толерантность - тоже понятия. Т. Е. термины, сформулированные людьми в определенных условиях с целью наиболее точно одним словом выразить содержание понятия.  Т. е. любое понятие вне определенного содержания и приданной человеком формы - не существует. Понятие без «границ» самое расплывчатое и для действий не является даже словесным ориентиром. Что такое мир вообще?, даже понятие «окружающий мир» вообще? Каждый вкладывает свое содержание или пытается объяснить опять же используя ПРИНЯТУЮ терминологию. Такими понятиями оперирует религия, в отличии от науки. Никто же не говорит, что мир, солнце и человек созданы по чьей-то воле, энное количество лет тому назад, даже сейчас когда церковные праздники отмечаются либо по Юлианскому, либо по Григорианскому календарю, ставится вопрос о признании общей единой даты. Никто не требует для этого раскопок захоронения. Даты определяются по историческим записям и договоренности. Т. е. во всех случаях прикладывает «свою руку».
Это касается и понятия (термина) свобода. Свобода человека от Природы, от человеческого общества? Не существует. Свобода мысли? От чего? От суммы знаний человека и об окружающем мире? От уровня развития человеческой мысли и знаний? От самого человека? Наитие! Но не вообще, а данному человеку. Наитие - витающая в облаках мысль? Но, «мысль», витающую в облаках мы называем фантазией. Но ведь даже у миража есть своя РЕАЛЬНОСТЬ!, только первоначально не понятая людьми и превратившаяся в чудо природы.

Свобода не существует без своей противоположности - зависимости.. Освободиться от чего-то, от кого-то. Свобода может иметь и материальное и духовное содержание. Освободиться от «навязчивой мысли», освободиться от тех или иных привычек, дать простор развитию своей мысли, своих способностей, совершенствованию общественных отношений. Но простор может быть ограничен сословным делением общества, имущественным делением, наличием прав. Наконец особенностями и пола и возраста и личными качествами и способностями. От чего предлагается освободиться? От бюрократов, Путиных, т. е. от определенных условий жизни, стесняющих развитие человека, мешающих проявить себя. Иногда освободиться от своих собственных привычек и качеств, но чаще всего от собственного понимания действительности с целью принять ПОНИМАНИЕ другой сути данной проблемы. Французская революция выдвинула не просто лозунг СВОБОДЫ, а свободы узникам Бастилии и свободы, связанной с равенством и братством, свободы, конкретно, от уз феодализма и господства (!) власти Людовика ХУ-го (Луи ХУ1). Борьба шла с роялистами, в ней участвовали различные политические течения, с различными конкретными интересами, но общее, что их объединяла - это борьба за сохранения РЕСПУБЛИКАНСКОГО строя правления. А как сейчас понимается и ставится вопрос о свободе? Свобода «выбора общественного устройства». Но выбор-то не предлагается! Предлагается одно решение - «либеральный демократизм Западно-европейского образца.» Свобода применения санкций к не соглашающимся с такой трактовкой свободы, и «возмущение» на то, что другая сторона не только отстаивает права на свое понимание свободы, но, представьте себе, даже выдвигает свои санкции. Это же АГРЕССИЯ.. Право обвинять других в том, что сам предпринимаешь! Тут не только братство, но и равенство подзабыто..

О свободе мысли. На днях в нашей печати («Постимеес») проскользнула статья о том, что за произнесенное слово надо отвечать. Свобода слова и свобода мышления - разные вещи. Свобода мыслить - это качество человеческой личности. Но ведь физическая сила тоже может быть качеством личности. Но это отнюдь не означает, что её можно употреблять во все случаях жизни. Можно и под суд попасть...!

Всеволод Архангельский


Рецензии