Советская продлёнка. Часть одиннадцатая

 Некоторые атрибуты и ритуалы советская школа позаимствовала у школы дореволюционной, то есть у  гимназии. Маленькие и большая перемены, классный руководитель, уроки предметные, уроки идеологические, и уроки рукодельные, униформа, парты, учебники, тетради, пятибальная система оценок, экзамены, дневники, запрет на взрослые причёски и косметику для девочек, необходимость стоя приветствовать входящего в класс учителя и т.д. Этому наследию царского режима дали немного другое название или как-то видоизменили, но по сути оставили и в новой школе тоже. Мы привыкли ко всему этому и нам не казалось это диким, но в действительности, многое из того, к чему многие поколения советских школьников привыкли можно было реформировать и даже вовсе удалить из школьного обихода.

 Самым неудобным и диким из всего этого набора для меня была школьная форма. Она состояла из полушерстяного платья коричневого цвета со сменными белыми воротничками и манжетами. Их отпарывали раз в неделю, стирали и прихватывали нитками к униформе снова. Сверху на платье напяливался бессмысленный чёрный фартук из подобной же материи. Эта ткань была неприятной на ощупь, а вернее в соприкосновении с телом. Она вызывала неприятные ощущения у людей с чувствительной кожей. Её хотелось попросту немедленно снять и надеть что-то другое...А что другое?! кто бы это другое позволил? И кто бы это другое где-то купил или сшил в ателье!...

 Покупали всю эту дрянь в магазине "Детский мир". Он располагался в красивом дореволюционном особнячке в центре города. И мы с мамой шли в этот магазин в конце каждого августа и покупали кусачее школьное платье. И дикий фартук. К ним брались "в комплект" туфлишки для класса ("сменка") и тапки на шнурках для физкультуры( "кеды"). Чтобы кусачее платье досаждало мне не слишком, приобретались 2-3 тонкие хлопчатобумажные маечки-топики в качестве нижнего белья. Иногда они были не на бретельках, а на нешироких лямках. Ещё были, конечно, трусы и колготки. Их тоже хватали не глядя, по 3-4 штуки, лишь бы подошло по размеру. Кстати, в советских носках и колготках не было тонкого шва, проходившего по пальцам, они были абсолютно бесшовными.

 За маечки маме спасибо. Они хоть как-то выручали. Но реально надо было покупать мне не маечки без рукавов, а майки, закрывавшие от колючей материи и руки, и верх груди, и верх спины. Их не так легко было найти, но можно было при желании...У Юли А. и Ани Г. (из другого класса) такие были.

 Материал советских школьных платьев был очень прочным и дико непрактичным одновременно: в жару, при паровом отоплении- жарко, в холодных коридорах школы, под форточкой, поблизости от дверей на улицу -холодно. От стирки он не изнашивался, мягче не делался. После стирки эти платья сохли очень долго, могли не высохнуть к следующему рабочему утру, поэтому стирать их часто было нельзя, но пропитывались они потом очень быстро. А какой тогда был выход ? По идее, иметь запасное, второе платье. Но к такому варианту никто не прибегал. Не знаю, почему. Простота нравов...
 
 Вдобавок ко всему это было просто некрасиво и мрачно. Но мы терпели, потому что другого варианта нам не предоставили. У мальчиков, кстати, униформа была несколько повеселее: белая сорочка с погончиками и металлическими пуговицами со звездой и синий костюмчик "гимназиста".

 Чтобы избавиться от ношения вериги, я после восьмого класса перешла в единственную в городе школу, где позволялось НЕ НОСИТЬ школьную форму, да к тому же уроки начинались в ней не с восьми утра, а с девяти. Об этой школе я узнала из газеты, совершенно случайно, оказалось, что она находится в том районе города, куда мы с мамой как раз переезжаем через 2 месяца. В этом районе были и другие школы, но я выбрала именно её по вышеуказанной причине. Конечно, было сказано много высоких слов о новых знаниях, которые я хочу получить у новых, продвинутых педагогов...От меня этого ждали и я это сказала.

 Сколько стоило это платье? Ностальгирующие по советским временам сладостно вздохнут, вспоминая эту дешевизну. Только радости от этой дешевизны школьникам не было. Я об этом в детстве не думала, а узнала цену этого платья так.

 В газетном киоске как-то раз я купила билет советской денежно-вещевой лотереи. Стоил он 33 копейки. Это было в 1983 году. По газете мы проверили мой билет. Оказалось, что он выиграл гитару. Можно было получить вещь, а можно- денежный номинал. Её номинал, то есть цена, был на тот момент 27 рублей. Выдавали призы обычно в ЦУМе или ювелирно-часовом магазине "Кристалл". Мне очень хотелось получить гитару, но мама мне возразила: "Ты ведь не умеешь играть на ней!" "Ладно, получи деньги."- сказала я на это. Но мама получив деньги, принесла мне не их, а то, что она на них купила. Добавив 2 рубля...Это было школьное платье на будущий год за 29 рублей. Мда-а. Радости от этого было мало, но зато - экономия. (К слову сказать, игрушек, книг и нарядов мама мне покупала достаточно, просто это был такой момент, когда свободных денег не было, но вот подвернулся лотерейный билет)

 Костюмы для физкультуры диких расцветок : истошно-зелёные, ярко-голубые, грязно-охристые приобретались тоже в "Детском мире", тоже за какие-то гроши. Ничего удобного и приятного в них не было.

 К зиме нас активно утепляли родственники. Покупали детям побогаче- кроличьи ушанки и мутоновые шубки, а победнее- двухслойные, трикотажные шапки и пальто из шерстяных тканей, утеплённые двумя слоями ватина. У меня тоже всё это было в изобилии. Только кроличьей шапки не было, о чём я не жалею.

 Никакого сибирского здоровья реально не существует. Никакой закалки у сибиряков не было. Да и сейчас нет, скорей всего. Это всё выдумки людей, которые никогда не жили в Сибири и не ходили по сорокаградусному морозу в детсад и школу. Многослойная одежда из натуральных материалов, тёплые носки в зимних кожаных сапогах, горячее питание перед выходом на мороз, промежуток между мытьём и выходом на улицу в час - вот то, что реально позволяло нам не замёрзнуть и даже не заметить мороз иногда. А никакая не закалка ! Закалка в Сибири - это верная смерть. Мои предки поселились в Сибири еще до революции, климат местный знали хорошо и поэтому семейные традиции защищали меня лучше любой закалки и прочих дешёвых шуточек. Мои одноклассники рассуждали так же. Большинство, по крайней мере.
 
Как следует наевшись и закутавшись, мы иногда прогулочным шагом приходили в школу, а там находили тишину и темноту на третьем этаже...Работники школы объясняли нам, что из-за морозов в 40 градусов занятия для младших классов отменены и об этом нам заботливо сообщили в 6 утра по местному радио. Когда мы спали...У некоторых детей особо сердобольные родственники "караулили" радио в 6, чтоб услышать вожделенное сообщение об отмене уроков. И не будили своих драгоценных малышей. А мы вот не знали и тащились в класс. Такое бывало частенько. "Дак мы же сибиряки, у нас климат такой - морозы и всё такое", - возмущенно говорили мы в таком случае. "Идите домой, сибиряки...",- с улыбкой говорили нам взрослые.

 Если вернуться к теме продлёнки, то в нашем классе после уроков мы сидели в школьной форме. Людмила Михайловна предложила нам такой вариант: после уроков переодеваться в какую-то домашнюю или просто другую одежду. Мы с радостью на это согласились, но почему-то классу ко второму это было отменено. Кем и когда не помню. А идея была хорошая. Одежды и обуви у меня было много, да и у других детей тоже. Возможно, это запретила администрация школы?...

 Наша учительница всегда была одета красиво, модно и со вкусом. Все вещи отлично сидели на её стройной фигуре. В основном, она носила тонкий трикотаж не слишком унылых и не слишком ярких расцветок. Хотя была и красивая ярко-красная кофточка. А ещё помню два клетчатых очень милых платья: бело-желто-голубых и красных расцветок. Туфли у неё были красные, чёрные и белые. Других не помню.

 Мы как-то от нечего делать, топая после школы домой, обсуждали с мамой какой-то красивый наряд моей учительницы. А заодно подвергли беззлобной словесной "ревизии" и весь её гардероб. А она шла недалеко от нас и всё слышала, просто в верхней одежде мы её не узнали. После этого она сделала такой вывод, что мы сильно нуждаемся и завидуем её достатку. Через несколько дней она предложила мне в подарок совершенно новое платье из ткани напоминающей лён, с красивой вышивкой. "Я купила дочери, но оно ей мало",- сказала Людмила МИхайловна. Я побоялась отказаться, да и не хотела её обижать. Платье я взяла, но оно было опять же "кусачее", хотя и очень красивое, да и полиняло, и село в первой же стирке. Я совершенно не нуждалась в подарках, но кроме боязни испортить отношения с учительницей, подумала тогда, что, возможно, она это делает от чистого сердца и незачем её унижать отказом.

 Кстати, за группу "продлённого дня" она получала добавку к зарплате в тридцать рублей. А зарплата была около 150-ти рублей. Вот так-то. Не разбежишься...
                (продолжение следует)



 


Рецензии