Материал бытия
Мир как непосредственно данный материал бытия, отличен от той картины чувственной реальности, которая слагается в активном восприятии человека. За опытной чувственной оболочкой всегда стоит идейный костяк мира. Оболочка мира, воплощающая идеи, раскрывает творческие силы бытия, и понимается как подлинная реальность. Охватывая ее, человек действует в различных сторонах чувственной сферы, осуществляя свое развитие в движимом мире.
Тема материи, ее природы и движения занимала еще античный мир. Аристотель учил, что материя получает бытие в соединении с формой, не обладая силой сама по себе. Этим опровергается древний гилогизм, наделявший материю живой силой. Различение материи и силы, причинных соотношений приводит к изучению закона явлений, вещей в их отношениях, и ведет к развеществлению мира. Лейбниц говорит о динамическом понимании материи как центра сил, Декарт отождествляет материю и протяженность, пространство. Материальное бытие связано с пространством, но ее сущность не зависит от проявлений. Гегель переносит на материю духовную или психическую природу. Материя не самодвижна, а ее свойство инерции связано с действием силы, находящейся вне единицы материи. Психика не отрываема от материи, но не материя от психики. Спиноза утверждал параллельность материального бытия и психики. Лейбниц разъединил понятия психики и сознания, а Кювье обозначил инстинкты как сонные идеи, которые переживаются как импульсы к действию. Материя всегда включена в мировое целое и не существует сама по себе, ее можно понять как таковую в живом целом, судьбу которого она разделяет. Библейский текст говорит, что живое бытие по слову Божию возникает из недр материальной сферы.
Психическое бытие понимается не как внутриматериальное движение, а как вольные и невольные акты психического процесса, имеющие свое содержание, направленные на объект . Этот поток, бытие актов, в человеке становится субъектом переживаний. Внутри психической сферы находится сверхпсихический мир, мир смыслов, который непроизводен из восприятий, но и не существует вне психической ткани. К нему принадлежит сфера ценностей, названная Кантом миром трансцендентальным. Ценности транссубъективны, сопринадлежат субъекту гносеологическому. Этот субъект – церковь, и Христос – основа совпадения объективной истины и познавательных функций. Сфера ценностей сопринадлежит бытию, не имеет самостоятельного существования, суть форма самооткровения Бога.
Рядом с материальным и психическим бытием стоит бытие историческое, где человечество – субъект исторического движения, осуществляющий различные творческие процессы – развитие языка, культуры, искусства, религиозной жизни. Помимо содержания исторический процесс имеет особый смысл – движение к спасению. Действие Логоса в истории, пути Божии, внесение смысла человеком, история кристаллизуется, накопляя традиции, развивая нравы, и в ее содержательности развертывается тема спасения.
Пространство как обратимый порядок материального бытия, по сравнению с порядком во времени, мыслится бесконечным. Порядок времени как непрерывный поток, заполненный собой, определяется объективной текучестью бытия. Время – не субстанция, не особое бытие, но порядок в течении, который воспринимается как длительность, неотрываемая от вечности. В каждом мгновении скрещивается время и вечность, в каждой точке времени наличествует пульс вечности бытия. Как проявление текучести бытия, время началось с началом бытия, которое непрерывно и сплошно , имеет принцип причинности и соотношений, в него вложена норма и стремление к цели. Различают первую причину, которая есть мир как целое, которому Бог сообщил силы действования, и причину вторую, отдельные причинные соотношения. Человек, ограниченный в своей свободе, дух которого имеет сопричинность, является действительным источником части своей активности.
Сокровенная огненная основа мира, пламя вещей говорит о присутствии в мире света Божиего. Мир, созданный из ничего, как живое и живущее единство, живет в целостности, которая является функцией его жизненности.
Единство бытия имеет свою структуру, состоящую из различных взаимоотношений разных видов бытия. Учение о жизни мира и его эволюции начинается словами, что Дух Божий носился над бездной, над праматерией, устрояя ее. Под действием Духа Божия внутренние процессы внутриатомного характера развивают огромные массы энергии, это приводит к выходу за пределы первичного атома и созданию всего безмерного мира. В жизнь мира входят химические различия, образование устойчивых химических элементов, которые были определены актом творения. В порядке движения атомы сочетаются в молекулы, в чем проявляется жизнь мира.
Энергия, выделяемая при расщеплении атомов, покрывает все движения внутри праматерии.Сама по себе внутриатомная энергия никуда не направляет жизнь мира, но вследствие изменения в живом бытии происходят изменения, которые не намечались в первичном движении, что открывает новые пути. Жизнь мира движет его к более высоким формам, к более широким возможностям, которые открываются при движении. Смыкание частей бытия в новые соединения, которые не распадаются, свидетельствует о наличии дирижирующей силы. Устойчивость новых форм бытия, их способность автотелии- жизни для себя, питание и размножение, говорит о творческой причинности, где жизненные явления не могут быть сведены к случайности. В чистой материи угадываются потенции живого бытия, что указывает на участие Бога в творении мира по его ступеням. Это участие закрыто для человека, который может только признать их неисповедимой тайной в бытии.
Свидетельство о публикации №215072101306