Материал бытия

 


Мир как непосредственно данный материал бытия, отличен от той картины чувственной реальности, которая слагается в  активном  восприятии человека.  За опытной чувственной оболочкой всегда стоит идейный костяк мира.  Оболочка мира, воплощающая идеи, раскрывает творческие силы бытия, и понимается как подлинная реальность.  Охватывая ее, человек  действует в различных сторонах чувственной сферы,  осуществляя свое развитие в движимом мире.
Тема материи, ее природы и движения занимала еще античный мир. Аристотель  учил, что материя получает бытие в соединении с формой, не обладая силой сама по себе.  Этим опровергается древний гилогизм, наделявший материю живой силой.  Различение материи и силы,  причинных соотношений приводит  к изучению закона явлений, вещей в их  отношениях, и ведет к развеществлению мира. Лейбниц говорит о динамическом понимании материи как центра сил, Декарт отождествляет материю и протяженность, пространство.  Материальное бытие связано с пространством, но ее сущность не зависит от проявлений.  Гегель переносит на материю духовную или психическую природу. Материя не самодвижна, а ее свойство инерции связано с действием силы, находящейся вне единицы материи. Психика не отрываема от материи, но не материя от психики.  Спиноза утверждал параллельность материального бытия и психики.  Лейбниц разъединил понятия психики и сознания, а Кювье обозначил инстинкты как сонные идеи, которые переживаются как импульсы к действию. Материя всегда включена в мировое целое и не существует сама по себе, ее можно понять как таковую  в живом целом, судьбу которого она разделяет.  Библейский текст говорит, что живое бытие  по слову Божию возникает из недр материальной сферы.
 Психическое бытие понимается не как внутриматериальное движение, а как вольные и невольные акты психического процесса, имеющие свое содержание, направленные на объект .  Этот поток, бытие актов, в человеке становится субъектом переживаний.  Внутри психической сферы находится сверхпсихический мир, мир смыслов, который непроизводен из восприятий, но и не существует вне психической ткани. К нему принадлежит сфера ценностей, названная Кантом миром трансцендентальным. Ценности  транссубъективны, сопринадлежат субъекту гносеологическому. Этот субъект – церковь, и Христос – основа совпадения объективной истины и познавательных функций. Сфера ценностей сопринадлежит бытию,  не имеет самостоятельного существования, суть форма самооткровения Бога.
 Рядом с материальным и психическим бытием стоит бытие историческое, где человечество – субъект исторического движения, осуществляющий различные творческие процессы – развитие языка, культуры, искусства, религиозной жизни. Помимо содержания исторический процесс имеет особый смысл – движение к спасению. Действие Логоса в истории, пути Божии, внесение смысла человеком, история кристаллизуется, накопляя традиции, развивая нравы, и в ее содержательности развертывается тема спасения.
Пространство как  обратимый порядок материального бытия, по сравнению с  порядком во времени, мыслится бесконечным. Порядок времени как непрерывный поток, заполненный собой, определяется объективной текучестью бытия. Время – не субстанция, не особое бытие, но порядок в течении, который воспринимается как длительность, неотрываемая от вечности. В каждом мгновении скрещивается время и вечность, в каждой точке времени наличествует пульс вечности бытия.  Как проявление текучести бытия, время началось с началом бытия, которое непрерывно   и сплошно , имеет принцип причинности и соотношений,  в него вложена норма и стремление к цели. Различают первую причину, которая есть мир как целое, которому Бог сообщил силы действования, и причину вторую,  отдельные причинные соотношения. Человек, ограниченный в своей свободе, дух которого имеет сопричинность, является действительным источником  части своей активности.
Сокровенная огненная основа мира, пламя вещей говорит о присутствии в мире света Божиего. Мир, созданный из ничего, как живое и живущее единство, живет в целостности, которая является функцией его жизненности.
 Единство бытия имеет свою структуру, состоящую из различных взаимоотношений разных видов бытия.  Учение о жизни мира и его эволюции начинается словами, что Дух Божий носился над бездной, над праматерией, устрояя ее.  Под действием Духа Божия внутренние процессы внутриатомного характера развивают огромные массы энергии, это  приводит к выходу за пределы  первичного атома и созданию всего безмерного мира. В жизнь мира входят химические различия,   образование  устойчивых химических элементов, которые были определены актом творения. В порядке движения атомы сочетаются в молекулы, в чем проявляется жизнь мира.
Энергия, выделяемая при расщеплении атомов, покрывает все движения внутри праматерии.Сама по себе внутриатомная энергия никуда не направляет жизнь мира, но вследствие изменения в живом бытии происходят изменения, которые не намечались в первичном движении, что открывает новые пути.  Жизнь мира движет его к более высоким формам, к более широким возможностям, которые открываются при движении. Смыкание частей бытия в новые соединения, которые не распадаются, свидетельствует о наличии дирижирующей силы.  Устойчивость новых форм бытия, их способность автотелии- жизни для себя, питание и размножение, говорит о творческой причинности,  где жизненные явления не могут быть сведены к случайности. В чистой материи угадываются потенции живого бытия, что указывает на участие Бога в творении мира по его ступеням.  Это участие закрыто для человека, который может только признать их неисповедимой тайной в бытии.


Рецензии