Осмысление Осень-2. 0

               



               
В комнате, когда-то переделанной в кладовку без окон, сидели несколько человек, лиц которых из-за дыма не было видно. Стоял устойчивый запах травы, с ни чем несравнимый -запах жжёной конопли. По кругу ходили сразу несколько папирос с гашишем, в народе называемые *косячок*-каждый делал одну затяжку, втягивая воздух вместе с дымом, задерживал дыхание-длинный выдох и дальше передавал *косяк*. В принципе не надо было и курить-от дыма наполнившего комнату и так сносило *башню* стоило только подышать этой смесью-воздуха и дыма пять минут. 
О, Серый ты будешь большим специалистом-тебя не берёт кайф. А меня уже уносит- лови меня, сглатывая слюну сказал Толян. -Что, сушит рот-бывает-возьми кружку-глотни сухого винца-только пару глотков не более, проявляя заботу о друге пробормотал я.-Помнишь корова шла по льду-потом как серанёт-да так, что копыта в разные стороны. ---Ха-ха-ха раздался дружный хохот.

Мысли путались-всё труднее становилось сосредоточится на чём-то-надо прилагать усилие-не получается-я взлетаю и лечу в облаке блаженства-хотя что это и где это я? ...
Дорога, изгибаясь и петляя, четко повторяла изгибы узкого ущелья, еле вписываясь в его габариты. С одной стороны крутой склон, переходящий в обрыв и горную речку, с другой -дорога, выше ж/д в одну нитку и опять крутой склон. Мерно гудя мотором, старенький автобус резво *бежал* по дороге, плавно сбавляя скорость на поворотах, он вёз нас на работу в один из отдаленных горных посёлков, и всё это мероприятие называлось стройотряд. Слушай Серый, как думаешь, сколько нам ещё *пилить* до места-спросил Толян с параллельной группы. Километров 250 осталось-если по 50-60 км в час на круг, то 4-5 часов до райцентра, а там кто знает-ответил я.               
- Да, ещё целый день ехать, рассказал бы что-нибудь.
-А, что рассказывать? –а, вон видишь мост

В этом месте ущелья река делала крутой поворот отрываясь от одного края ущелья и прибиваясь к другому, пересекая дорогу. Именно в этом месте люди перекинули металлический мост, соединивший оба склона ущелья, названный в народе, не понятно почему, красным. На мосту был установлен пост милиции, сыгравший в своё время значительную роль, пресекая наркотрафик, т. к. в долине расположенной за ущельем и куда шла единственная дорога, выращивали опиумный мак для лекарственных целей.
-Ты же знаешь, что кроме контроля наркотрафика милиция отсекает все машины и людей едущих в сторону долины, расположенной на выходе из ущелья и что для проезда нужен командировочный лист или путёвка в санаторий или пансионат. - Все знают, как решать проблему-5-10 рублей и проезд открыт. Говорят, что за неделю дежурства менты собирают несколько тысяч рублей /тогда это были большие деньги/. Так вот один абориген из милиции написал начальнику рапорт-дескать, в связи с тяжелым материальным положением, прошу вас перевести меня на "красный" мост. Ха-ха-ха.               

А в принципе милицейский пост не решал ни одной задачи для которых был предназначен-сколько дорог в степи-столько же троп в горах, и на каждую не поставишь пост, да и в горах множество маленьких долин и склонов, на которых выращивать мак вперемешку с травой можно незаметно и если не уткнёшься носом в посадку никогда не найдешь. Утром на рассвете сборщик опиума выходил на делянку и делал лезвием надрезы на головках мака. Матового цвета сок, выделявшийся из надрезов, уже к обеду загустевал меняя цвет на коричневый, после чего его собирали скребками в шарообразную массу. Говорили, что продажа опиума только с одной сотки земли обеспечивало человека на всю жизнь, если конечно продать его на "черном" рынке. Велик соблазн и велико наказание за это.
На мосту нас остановили;сержант взяв документы у водителя, лениво обходил автобус, даже не заглядывая внутрь, всем видом своим говоря, что дескать он делает большое одолжение, пропуская нас в режимную зону.

Наконец формальности были закончены и мы продолжили путь. Город, находящийся на выходе из ущелья, стоит словно в аэродинамической трубе при испытании самолётов. Все воздушные потоки громадного ущелья, на выходе из него, по воле небес, устремляющиеся из узкого *горла* в долину, приобретают силу урагана, швыряя камни размером с яйцо, так что вставни на домах приобретают ещё одно значение. Мы въезжаем в долину размеры которой поражают уже тем, что посреди неё расположилось величавое озеро размером 180х60 км, солёное озеро вдали от океанов, аборигены называют его морем.

Соленое море в горах на высоте 1600 м, незамерзающее зимой-- это чудо. С юга и с севера озеро опоясывают два хребта, чьи белоснежные пики, как бриллианты в короне, окаймляют жемчужину гор. Несмотря на теплую погоду вода в озере была уже холодной так, что искупаться не получилось и мы проследовали без остановок. На месте нас ожидал большой армейский шатёр с самодельной печкой по центру-ночами в предгорье прохладно. В этой ситуации главное занять мест поближе к печке, что и сделал Толян, крича на всю *ивановскую*-эти кровати заняты.
Необычно, да и непривычно просыпаться под крики петухов-деревня она и есть деревня. А что касается стройки- она везде стройка и на использовали на самых тяжёлых ручных работах-бетонирование дорожек, аллеек, подъездной дороги для вновь строящейся школы.

Работа тяжёлая, монотонная -одни делали опалубку, другие-бетон, третьи -
заливали. На другой день-менялись местами.
-Слушай Толян надоело всё, может устроим турпоход по местам, так сказать, *боевой славы*,-спросил я.
-Что вдвоём? Может кого возьмём ещё? Эй народ, кто желает с нами? И ещё надо подготовиться-там припасы разные и всё такое. Как смотришь на жаренную курятину? -сыпал вопросами неугомонный Толян.
-Что ты задумал, какая курятина?
-А ты, что не видишь, что вокруг шатра с утра до вечера ходят куры?
-Толян, ты с ума сошёл-это же куры директора школы. - Да и потом, как ты собираешься их ловить? -Так сказать, без шуму и пыли-иначе на месте кур
окажемся мы с тобой.
- Ха-ха-ха. Есть старый, как мир, способ. Учись студент.

Через пол часа Толян вернулся, раздобыв где-то горсть кукурузных зёрен. Все с любопытством наблюдали за процессом-Толян взял обыкновенную иголку и раскалив её на огне стал проделывать в зёрнах отверстия, продевая потом через него нитку-получалось что-то вроде удочки но без крючка и удилища. Все немедленно захотели испытать данный метод. Кто шумел, что ничего не получиться, а кто с энтузиазмом поддерживал Толяна. Ставили ставки-два к одному в пользу Толяна.
-Господа-товарищи, внимание, представление начинается.
- Разойдитесь, распугаете кур, закидывая зерно в кучу хлебных крошек, всё больше распаляясь,- шумел Толян.
Удивительно, но минут через 5 одна курица остановилась, захрипела и расставила крылья и пока она не очухалась, он коршуном подлетел и свернул ей шею.

Это был триумф и всеобщее признание, вечер славы Толяна премудрого, одно дело поймать курицу-другое поджарить без последствий. Пришлось попотеть-отрезали голову, ощипали-пух и перья сожгли в печи. Впрочем всё обошлось-никто курицу не искал-видно их вообще не считали. Наконец наступило время для турпохода, вместе с нами пошли ещё трое парней из нашей группы. Мы собрали рюкзаки, продовольствие, одежду- Толян поймал пару кур, обжарил и спрятал заранее приготовленное место.
У нас было три дня на всё про всё-день туда, день обратно-день для активного отдыха. Это было незабываемо-в начале пути нам пришлось продираться сквозь заросли, уже засохшей, конопли высотой в 1,5 роста человека-честное слово, я ещё такой не видел, не заблудиться бы.

Идя дальше по кромке леса из елей и пихт, выше и выше по ущелью, мы вышли на широкую плоскую долину, залитую солнцем и изумрудным разноцветием альпийских трав. Да первозданная природа, не обременённая присутствием                человека, поражает какой-то особенной, девственной чистотой всего что окружает-воздуха, воды в маленькой горной речушке, травы, кустарников и конечно самих гор. Зачем люди ходят в горы? Кто знает-возможно очиститься от всего бездушного, меркантильного и порочного. От всего этого великолепия Толян и Николай запели, на манер аборигенов: -
                Солнце светит для меня
                И трава растёт для меня
                А вода бежит для нас
Ну и т.д.-в общем что вижу-о том пою. Пристанище на ночлег мы нашли под огромным обломком скалы, в выбоине типа небольшой пещерки.
-А у них на завтрак омлеты дают,-ни свет ни заря завыл/не запел, а именно завыл/Толян и тут же получил удар банкой консервов по груди.
-Поешь сволочь и дай поспать,- просипел сквозь сон Николай. Толян смолк, торопливо оделся и исчез.

Спустя пару, часов, когда все проснулись и протёрли глаза нарисовался Толян с полным котелком облепихи, что было кстати. За несколько часов мы обошли всю долину, найдя заросли барбариса, небольшую поросль фисташек и кусты миндаля, не говоря об облепихе, которой было очень много вдоль горной речушки без названия. На фоне всего этого великолепия гор, альпийского луга, название и количества трав которых мы не знали. Швейцария со своими отелями просто помойка. Это даже хорошо, что в
такие места нет дорог и отелей-возможно подольше сохраниться сама природа.

Я вообще бы запретил без дела, так сказать, праздно шляться по горам-здесь надо совершать таинство покаяния и причастия-чем выше в гору-тем ближе к звёздам, а значит к богу-и никакие посредники не нужны. Окунуться в росу луга, попить чистейшей горной водицы, совершить омовение, звенящим прохладой, воздухом-это как заново родиться. Что говорить-ноги тонкие, а жить так хочется.               

Возле нашего шатра располагался жилой вагончик прикомандированных из района сантехников, вернее одного, т. к. работы были завершены, а для обслуги и запуска по мере сдачи работ достаточно было одного. Это был человек лет 35, простодушный, весёлый, общительный по имени Виктор. Одна беда с ним -он был законченным наркоманом. Для нас этот факт был удивительным, т.к. наркоман в те времена был исключением-в школе, где одновременно училось около тысячи человек я знал только о двух, и то их все считали просто ненормальными, в техникуме где училось не меньше, чем в школе их вообще не было. И это при том, что конопля росла в огромных масштабах-миллионы гектаров в долине, в городах, в сёлах.
Конечно в населённых пунктах её заставляли косить и даже штрафовали за то, что она росла вдоль забора вашего дома, а вот за пределами с ней бесполезно было бороться. Одно время пытались травить коноплю химикатами с самолётов-конопля исчезала и вместе с ней привычный ландшафт-появлялась коррозия, почва размывалась, образуя всё новые и новые овраги. Говорят, что *сухой закон*Горбачева принёс много пользы-меньше стали пить, рождаемость повысилась-не знаю, а вот что наркоманов стало в разы больше знаю точно, благо что отравы полно везде под ногами.
Но тогда наркоманы были в диковинку, по крайней мере для нас. Однажды вовремя моего дежурства по кухне влетает злой Виктор и орёт, чтобы я быстро разжёг огонь-потом достаёт шприц, опиум, ложку и после соответствующих манипуляций вкалывает себе в вену дозу наркотика. Спустя пару минут он отходит и становиться привычно общительным и доброжелательным человеком.

Любой житель долины, мужского пола, вернее сказать, что все, пробовали курить анашу, это считалось *круто*, но наркоманами становились единицы. Все рассказы о том, что гашиш/анашу/ собирают раздевшись до гола, бегая                по конопле, а потом соскребая с тела налёт-это сказки и романтический образ для книг. На самом деле всё проще и без нудизма. Важны два условия-это солнце, как можно больше и жара, как можно дольше-иначе конопля пригодна только для изготовления веревок и конопляного масла.
В долине идеальные условия для произрастания конопли и сбора гашиша, не даром же со всего Советского Союза сюда съезжались наркоманы для сбора отравы. А нам и ехать никуда не надо-только руку протяни.               

- Вставай Толян, уже ночь-пора идти спать-что-то жрать хочется.               
-Это отходняк…надо завязывать с этой бедой. -Видишь - зарядили дожди, скоро домой.                -Черт побрал бы этого Витю, так и недолго наркошей стать.
-Ну что, завязываем дружище?               
-А мы и не начинали…просто попробовали.
-Ничего себе попробовали…               
Обнявшись мы побрели к себе в шатёр, напевая:               
                -А где найти железный рубль, а семь копеек я найду
                -И чтоб никто не догадался, что за портвейном я иду
               



               


 








 






      

         
      


Рецензии
Даже не знаю,что и сказать. Состояние двоякое. Думаю,что не стоит писать и "марать лист" о нелюдях, даже в познавательной форме, это для незрелого мозга как реклама и вообще не стоят они ни строчки ,ни вдохновения! Есть тысяча тем и направлений в писательстве. Извините,но это лично моё мнение.

Оксана Светлова   01.09.2016 23:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте Оксана. Спасибо за отзыв. Наркоманы,пускай не лучшие, но люди.
В качестве предупреждения для других этот рассказ,не более.

С уважением

Ильич Бессмертный   01.09.2016 23:39   Заявить о нарушении
Я вас услышала. Это бич нашего времени. Когда за гонкой денег,карьеры,ложного достатка,внебрачных отношений,тв и интернет при повсеместном безразличии к друг другу, родители забывают о детях. Пусть вас хранит Господь от нелюдей-наркоманов.

Оксана Светлова   02.09.2016 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.