Тулбаевы - имамы уральской Красной мечети 1 часть

 ТУЛБАЕВЫ - ИМАМЫ УРАЛЬСКОЙ КРАСНОЙ МЕЧЕТИ

(Сокращенный вариант)
 28 августа 2006 года в Уральске состоялось знаменательное событие – официальная церемония открытия после восстановительных работ исторической Красной мечети.
Семь десятилетий находившаяся полуразрушенной Красная мечеть, имеющая богатейшую историю, связанную с жизнью и деятельностью выдающихся духовных служителей и представителей татарской интеллигенции, включая Великого Поэта Габдуллу Тукая, в год своего 142-летия обрела вторую жизнь.
Следует отметить, что если практическую реализацию этого проекта осуществили уральчане во главе с меценатом Ришатом Хайруллиным, то идейным вдохновителем, как и всех других местных проектов, явился известный в татарском мире главный тукаевед Казахстана, профессор Разак Абузяров.
На состоявшемся в тот пятничный день митинге приняли участие Верховный Муфтий Казахстана Абсаттар кажы Дербисали, аким области Нургали Ашимов, представители общественности, духовенства, жители областного центра. 
Выступающие словами благодарности вспоминали имена имамов Красной мечети – Габдул-Ракыйба Тулбаева, вынужденного покинуть Уральск в годы революции, знаменитого наставника Габдуллы Тукая - Мутыйгуллу Тухватуллина, и репрессированного в годы сталинизма последнего его имама Мухаммет-Гарифа Тулбаева, именно в такой последовательности и по возрасту, служивших в Красной мечети.
В своем выступлении старшая дочь Мухаммет-Гарифа хазрета - Рауза Каримова (Тулбаева) искренне поблагодарила всех, кто восстанавливал мечеть, и кто возвратил из забвения имена Тулбаевых - Хайруллина и Абузярова, Абсаттара кажы и акима области, отдельно поблагодарив и Хадичу апай - маму Ришата Хайруллина. И все это стало возможным, подчеркнула она, только в нынешнее время, уже в независимом Казахстане…
В ходе митинга, на основании письма старейшин татарского центра, хорошо знающих историю родного края, Ришат Хайруллин обратился к Верховному Муфтию с просьбой о присвоении мечети имени Тулбаева Мухаммет-Гарифа хазрета, на что Абсаттар кажы Дербисали под всеобщие аплодисменты заявил – «Безусловно, человек отдавший жизнь за Веру, за Ислам достоин этого…»
Решение о присвоении Красной мечети имени Мухаммет-Гарифа Тулбаева Духовным управлением мусульман Казахстана было принято 7 сентября 2006 года за №140 накануне II Съезда мировых религий в Астане…

В отличие от Мутыйгуллы Тухватуллина и его семьи, имена имамов в нескольких поколениях Тулбаевых, меценатов Гайнуллы и Хайруллы Гаделшиных, Муртазы Губайдуллина, внесших большой вклад в духовное развитие местных татар до событий 1917 года, все эти годы находились в забвении или преподносились однобоко, и сегодня практически оказались стертыми из памяти народной.
К примеру, имена подлинных меценатов татарского народа, влиятельных людей татарской общины Уральска отождествлялись лишь с их финансовым состоянием и с чисто пролетарской позиции, т.е. как «буржуины» и «черносотенцы». А после доносов в НКВД и ареста т.н. «врага народа» Мухаммет-Гарифа хазрета, будет немало сделано, чтобы вообще стереть их имена из памяти народной. И лишь благодаря кропотливым исследованиям профессора Разака Абузярова, Рустама Вафеева, Марата Багаутдинова и меценатству Хайруллина все по крупицам становится на свои места.
На основе архивных данных, выдержек из писем, книг, воспоминаний, я тоже попробую внести свою лепту рассказом об имамах Тулбаевых.

часть Первая ТУЛБАЕВ Габдул-Ракыйб хазрет
(07.1842, с. Дусмят, Оренбуржье – 1923, с. Баширово, Оренбуржье)

Религиозный деятель, ходжа. Родился в семье имама Тулбаева Газымжана хазрета в татарском селе Дусмят Оренбургской губернии. По метрическим данным Красной мечети дата рождения 7 апреля 1842 года (по другим данным – 1837). Его мама Гайникамал была дочерью имама уральской городской мечети Ахмади хазрета.
После окончания сельского медресе, Ракыйб продолжит учебу в известном в мусульманском мире Эстерлебашевском медресе хазрета Тукаева в Уфимской губернии, являвшимся высшим духовным заведением. Здесь преподавали воспитанники бухарских медресе, талантливые духовные педагоги (один из них - Шамсетдин Заки). Побывает он и в Кашгаре - одном из центров подготовки кадров мусульманского духовенства. Совершил хадж в Мекку. Указный имам (этот документ долго хранился в семье, пока после очередных обысков не пропал…)
Энциклопедические знания того Времени, владение арабским, фарси, турецким и другими тюркскими языками стали результатом не только полученного им образования, но и постоянное самообразование и высокая самодисциплина.
Как известно, с 60-х годов XIX века российское правительство приступило к осуществлению мер по т.н. «ослаблению магометанского фанатизма», консолидирующей силой, которой было, по их мнению, татарское духо¬венство. Именно поэтому, всю жизнь Ракыйб хазрету придется отстаивать идеи традиционного Ислама в борьбе с политикой царских, затем советских властей.
Важным моментом в укреплении татарского влияния и Ислама в Уральске явилось то, что в конце XIX века приток татар в город значительно увеличился.
В 1897 году, по данным переписи, татары занимали в Уральске уже второе место по численности после русских. Они жили тремя махалля, т.е. тремя кварталами или религиозными общинами и соответственно имели три мечети. И, если в 1861 году в Уральске функционируют две мечети, в 1879 году три, а в 1898 году - уже четыре. Красная или 3-я Уральская Соборная (кирпичная) мечеть располагалась по улице Царицынская, 49 (в некоторых источниках адрес указывается Царицынская 50, и как 2-я соборная мечеть...)
Имам-хатыйб и мударрис Тулбаев Габдул-Рахыйб - первый имам Красной мечети в Татарской слободе. Поясним, имам-хатыйб – это имам-проповедник, возглавляет совместную и пятничную молитвы, владеет искусством устной речи и может влиять на мысли и чувства прихожан; а мударрис - старший учитель, педагог, наставник. 
55 лет в общей сложности прослужит он имамом (так написано на его надгробии в селе Баширово в Оренбуржье). Из них 30 лет с Мутыгуллой Тухватуллиным, прибывшим в Уральск в конце 70-х годов, и после службы в мечети в Куренях определенным к Тулбаеву вторым муллой.
Именно так пишет в романе «Тукай» известный писатель Ахмед Файзи - Ракыйб является карт (старым или старшим) муллой в Красной мечети, а Мутыйгулла яшь мулла (т.е. молодой или младший), хотя разница в возрасте у них была всего три года (Тулбаев 1842 года, Тухватуллин 1845-го). Т.е. в данном случае речь идет о том, кто был из них здесь старшим имамом, а не только по возрасту, и далее он пишет, что, тем не менее, в качестве имама они сменяют друг друга, служа попеременно…
В Уральске к началу ХХ века было уже три медресе, и все носившие имена своих настоятелей - «Ракыйбия», «Гайния» и «Мутыйгия», т.е. Габдул-Ракыйба Тулбаева, Гайнетдина Залялютдинова и Мутыйгуллы Тухватуллина.
Вскоре, в результате проведенного расширения здания «Ракыйбия», здесь теперь могло обучаться до 140 шакирдов. По воспоминаниям его дочери Фатимы, своих шакирдов он набирал даладан, т.е. буквально из степи и с улицы и в основном из числа детей сирот, это были и татары, и казахи. Потом, именно шакирды-казахи в трудные времена оказали поддержку своему наставнику - это помнят в семье… 
Хайран хазрет, т.е. Дивный – так от его благонравно звучащего голоса звали его в народе. Убежденный, что в Книге есть ключ к пониманию происходящего, он призывал не расставаться с Кораном, в котором есть ответы на все жизненные вопросы. Впереди хазрета идет тишина – еще одно высказывание, дошедшее до наших дней. Это было связано с тем, что когда он в белом одеянии и сам убеленный сединами выходил из дома и шел к мечети, в торговых рядах, находившихся по пути его следования, сразу же прекращался гомон и шум… 
В переписках и записях Габдуллы Тукая уральского периода упоминается имя Ракыйба Тулбаева. Шакирды медресе «Ракыйбия» отличались, пишет Файзи, хорошими знаниями Корана, Ислама в целом, и часто были победителями дебатов и диспутов, проводимых среди медресе Уральска.
Впоследствии из медресе «Ракыйбия» того периода вышло немало известных людей Уральска и Оренбуржья. Среди них Гарифулла Хабибуллович Махмудов, Губайдулла Муратов, Гариф Тухватуллин, Муллагали Бикбулатов, Салих Сабитович Шамбазов, братья Бикметовы, Хабиб Гатаулы. Долгие годы преподавателем медресе Сорочинска работал имам хатыйб Хабибрахмат Бикметов.
По данным доктора филологических наук, профессора Казахского Государственного университета Хайруллы Махмудова, тексты обращений имама Тулбаева к мусульманским солдатам на казахском языке в годы Первой мировой войны и революционных событий 1917-1920 годов хранятся в Центральном архиве Алматы, в которых он призывал их не участвовать в этой братоубийственной войне. Здесь хочу отметить, что профессор Махмудов был его родственником по линии его супруги, и именно он выступил одним из первых в 60-е годы с призывом о творческой реабилитации выдающегося казахского поэта Магжана Жумабаева… 
В 1919 году за участие в работе Всероссийского мусульманского съезда в Казани, органами ВЧК будет арестован его сын Мухаммет-Гариф. А затем преследованиям от новых властей подвергнется и сам престарелый хазрет.
После всех этих событий стало ясно, что авторитетный имам не вписывается в политику ВКП (б) и на склоне лет он вынужден уехать из Уральска, последние годы (до кончины в 1923 году) прожив в селе Баширово Оренбургской области. Немногим ранее, в 1920 году в возрасте 75 лет уйдет из жизни и Мутыйгулла Тухватуллин…
У Габдул-Ракыйба Тулбаева от двух браков было двое детей - продолживший духовную службу в Красной мечети сын Мухаммет-Гариф Тулбаев и дочь Фатима Махмудова, позднее переехавшая в Узбекистан. Как это сделают в годы преследований и голода и старшие дети Мухаммет-Гарифа...
Интересно, что младший брат Габдул-Ракыйба хазрета - Габдул-Хади Тулбаев (1884-1974) в 13 лет думал поступить на курсы Коран-хафиз (изучение Корана) в медресе «Ракыйбия». Но Ракыйб посоветовал ему так: «В настоящие дни достаточно знатоков Корана, ты лучше иди на специалиста по арабскому языку, тогда будешь занят». И по его наставлению, он занялся изучением арабского языка. В родном селе Дусмят построит медресе, в котором получат знание около 200 шакирдов, служит имамом в Булгарской мечети. В 30-е годы тоже подвергся преследованиям, похоронен был в Казани...
По рассказам старожилов села Баширово, Ракыйб хазрет предвидел свою скорую гибель в Уральске и поэтому видел спасение в этом тихом татарском селе в Оренбуржье.
Память о нем жива здесь до сих пор. Старожилы села помнят Хайран хазрета, до конца жизни не расстававшегося с книгами, и каждая семья уже в XXI веке хранит свою историю и благодарную память, передаваемую из поколения в поколение. По этим воспоминаниям, хазрет, обладая определенным даром предвидения, был не совсем ординарным человеком, о котором сохранились  легенды и как о провидце и о святом человеке. 
Все эти добрые рассказы довелось услышать автору этих строк летом 2006 года, когда жители села Баширово скромно и достойно отметили 165-й День рождения своего имама. Вначале все побывали у его ухоженного надгробья, затем в сельской мечети, после чего состоялась встреча с его внучкой Раузой Гарифовной Каримовой (Тулбаевой) в местном клубе и только потом начался поминальный обед в нескольких домах, включая и его дом, через все эти воспоминания, длившиеся до конца дня.
Более восьмидесяти лет (!) жители села ухаживают за его могилой, потому что они свято чтут память о достойном сыне татарского народа, посвятившего всю свою жизнь Вере, Образованию и Воспитанию человека в лучших традициях Ислама...


Рецензии