Из воспоминаний. Земляника

Лето вспоминается солнцем, ароматом, купанием, ягодами.
Это сейчас я еду на дачу и собираю жимолость, раньше всех ягод, даже раньше земляники, созревающую в Зауралье.
А тогда, в детстве, мы ходили за ягодами  в лес. Ранней весной- за молодыми побегами сосны, которые служили нам лакомством, а позже- за земляникой, клубникой, костяникой, брусникой, черникой и голубикой.

Когда в июне к нам в гости приходила бабушка, старший брат всегда её спрашивал: "Пошла ли земляника?" Я была маленькая и всё услышанное воспринимала буквально: как может ходить земляника? Это же ягода? В большой толстой книжке читала сказочку про кувшинчик и Боровик, который подарил дудочку, открывающую ягодки, поднимающую  листья.Вот бы такую дудочку!

-Ну что, Люся, пойдем за ягодами,- сказала однажды бабушка Ираида. Мама взяла плетёную корзинку, положила туда в платке завязанный ломоть хлеба, мне дала  металлическую кружку.
Меня заставили одеть штаны, кофту с длинными рукавами, платок. В жару!

Когда пришли в лес, ягоды, казалось, убежали от меня. Я их не видела. Мошки и кроважадные комары так и вились рядом, стараясь  присосаться и выпить всю кровь. Я отмахивалась от них одной рукой, а другой крепко держала кружку, чтобы не потерять. Мама сорвала мне березовый прутик и показала, как надо отмахиваться. И совсем стало трудным собирать ягоды: одной рукой отмахиваться веткой,а другой держать кружку. Но всё-таки несколько ягод, которые попались мне. я сорвала. Это были не совсем спелые ягоды, только чуть начавшие краснеть, но ...ягоды!

-Разве так собирают ягоды?- говорила бабушка.
-А как же надо собирать?
-Их звать надо!
-Чтобы они пришли?- спросила я, мне тогда было года четыре.
Бабушка засмеялась.
-Пойдём, полянку тебе выберем хорошую!
И когда мы выходили на залитую яркими золотистыми солнечными лучами полянку, бабушка ловко присаживалась и тянула за руку меня присесть также.
-Вот, смотри...Надо присесть на корточки...Садись, садись, а то ничего не увидишь! И теперь смотри во все стороны...Всё замечай, где что растёт. Верти головой, видишь?- я села на корточки, и, хотя так было неудобно сидеть, завертела головой. И увидела много ягод!Но встала, чтобы сорвать и забыла, где же они росли.На меня снова смотрели только зеленые листики! А на паутине между стволами берез раскачивался паук!

-Не получается? А ты присядь, увидишь ягодку первую и рви, приговаривая волшебные слова:"Вот первую рву", а сама вторую замечай. Заметишь вторую и говори:"Вторую замечаю, а третья сама придёт"...-и бабушка быстро передвигалась на корточках! А ягоды так и прыгали в её корзинку!
-Я поняла, поняла,- торопилась я, потому что боялась, что ягоды от меня разбегутся. Я присаживалась и ...ягод не было. Я раздвинула листики руками, и ,вот чудо! Увидела первую ягоду. Да такую крупную!
-Мама, смотри, какая ягода!-закричала я, но мама была далеко от меня, она только крикнула, чтобы я оставалась на месте и никуда не уходила. Я положила красную большую ягоду в кружку, и потянулась за второй, которую увидела рядом, но ...её там не было.
Я вспомнила волшебные слова бабушки: "Первую рву, вторую заме..заме...замечаю,-я, раздвинув листья, увидела ягоды, и продолжила,- а третья сама придёт!"

Пол-кружки тогда я собирала- медленно, но это были самые вкусные ягоды. Жалко, что они так  быстро съелись!
И совсем не обидно было, оттого, что мама и бабушка за то же время успевали собрать по корзинке земляники.


Рецензии