Николай Гумилёв. Убийство поэта

Статья обновлена в июле 2023 г.

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) — русский поэт. В 1910-ых годах был одним из ведущих представителей акмеизма. Для его стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костёр», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Был расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилёва прекращено за отсутствием состава преступления.
Отец учёного-этнолога, историка и доктора исторических и географических наук Льва Николаевича Гумилёва.


Николай Гумилёв родился 15 апреля (3 апреля по старому стилю) 1886 года, в Кронштадте. Его отец был морским врачом. В детстве жил в Царском Селе, с 1895 — в Петербурге, в 1900-1903 годах — в Тифлисе, где в 1902 в местной газете впервые было опубликовано его стихотворение. Учился в петербургской и тифлисской гимназиях.

Осенью 1903 года семья Гумилёвых вернулась в Царское Село, где юноша в 1906 году завершил гимназическое образование. На литературные вкусы начинающего поэта, по-видимому, оказал влияние директор Царскосельской гимназии поэт Иннокентий Федорович Анненский; повлияли также труды Фридриха Ницше и стихи символистов.


«Путь конквистадоров»

В первых сборниках стихов Николая Степановича — «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908; отмечен обращением к экзотической тематике) — нашло отражение чувство Гумилёва к Анне Горенко, будущей Анне Андреевне Ахматовой, с которой он познакомился в 1903 году в Царском Селе (их брак, заключённый в 1910, спустя три года распался). Определяющим для поэзии Гумилёва стал образ одинокого завоевателя, противопоставляющего свой мир тусклой действительности.


Странствия Николая Степановича

В 1906 году Николай Гумилёв уехал в Париж, где слушал лекции в Сорбонне, изучал французскую литературу, живопись, театр. Выпустил три номера литературно-художественного журнала «Сириус» (1907). В 1908 путешествовал по Египту (позднее ещё трижды ездил в Африку — в 1909, 1910, 1913, собирал народные песни, образцы изобразительного искусства, этнографические материалы).


«Письма о русской поэзии»

Некоторое время (1908-09) Гумилёв обучался в Петербургском университете — на юридическом, затем на историко-филологическом факультете. Одновременно он познакомился с русским поэтом Вячеславом Ивановичем Ивановым, печатался в газете «Речь», журналах «Весы», «Русская мысль» и др., издавал сборник стихов «Жемчуга» (1910). Гумилёв принимал участие в организации журнала «Аполлон» (1909), в котором вплоть до 1917 года вёл постоянную рубрику «Письма о русской поэзии» (отдельное издание — 1923), снискавшую ему репутацию проницательного критика: «его оценки всегда по существу; они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта» (Валерий Яковлевич Брюсов).


Гумилёвский акмеизм

Желание освободиться от опеки Вячеслава Иванова и организационно отмежеваться от «теургического» символизма привело к созданию в 1911 году «Цеха поэтов», в который вместе с Гумилёвым, руководившим им в качестве «синдика», вошли Анна Ахматова, Сергей Митрофанович Городецкий, Осип Эмильевич Мандельштам, Михаил Александрович Зенкевич и другие поэты-акмеисты. Объявив новое направление — акмеизм — наследником символизма, закончившего «свой путь развития», Гумилёв призывал поэтов вернуться к «вещности» окружающего мира (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913). Первым акмеистическим произведением Гумилёва считается поэма «Блудный сын», включённая в его сборник «Чужое небо» (1912). Критика отмечала виртуозное владение формой: по словам Брюсова, значение стихов Гумилёва «гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит». Следующий сборник «Колчан» (1916), драматическая сказка «Дитя Аллаха» и драматическая поэма «Гондла» (обе 1917) свидетельствуют об усилении в творчестве Николая Гумилева повествовательного начала.


Война

Житейское поведение Гумилёва соотносилось с его поэзией: романтический пафос конквистадорства он транспонировал из стихов в жизнь, преодолевая собственные слабости, исповедуя личный культ победы. В начале Первой мировой войны (Great War) Н. Гумилёв поступил добровольцем в уланский полк; был награждён двумя Георгиевскими крестами. По воспоминаниям сослуживцев, его влекло к опасности.

В 1916 году Николай Степанович добился отправки в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но задержался в Париже, где общался с Михаилом Фёдоровичем Ларионовым и Наталией Сергеевной Гончаровой, а также с французскими поэтами (в том числе с Гийомом Аполлинером).


Возвращение в Россию и гибель Гумилёва

В 1918 году Николай Гумилёв вернулся в Россию. Был привлечён писателем Максимом Горьким к работе в издательстве «Всемирная литература», читал лекции в институтах, преподавал в литературных студиях. Занимался переводами (эпос о Гильгамеше, английская и французская поэзия). Издал несколько сборников стихов, в том числе лучшую свою книгу «Огненный столп» (1921; посвящена его второй жене — Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Николая Александровича Энгельгардта).

Осенью 1920 года Николай Гумилёв неопределённо обещал участникам так называемого «таганцевского заговора» своё содействие в случае антиправительственного выступления и номинально вовлекается в конспиративную деятельность. 3 августа 1921 он был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией, 24 августа приговорён к расстрелу.


«Преступление» Гумилёва заключалось в том, что он «не донёс органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался». Никаких других материалов, которые изобличали бы Гумилёва в антисоветском заговоре, нет. Мотивы поведения Гумилёва зафиксированы в протоколе допроса: пытался его вовлечь в антисоветскую организацию его друг, с которым он учился и был на фронте. Предрассудки дворянской офицерской чести, как он заявил, не позволили ему пойти «с доносом».


Свою жизнь Гумилёв построил как приближение к идеалу Поэта: годы ученичества и строгой дисциплины, постепенное расширение и в то же время конкретизация мира его образов. В своём последнем сборнике Гумилёв сосредоточен на глубинных душевных движениях, связанных с острым переживанием современности и с чувством трагической тревоги.

К заслугам Гумилёва-поэта можно отнести введение в русскую поэзию «элемента мужественного романтизма», а также создание собственной традиции, опирающейся на принцип особо строгого отбора поэтических средств, сочетание напряжённого лиризма с декламативными интонациями, патетики с лёгкой иронией.

Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное литературное наследие, оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилёвым — одним из лучших русских поэтов начала XX века.

biography.5litra.ru›122-gumilev…stepanovich.html


 Задача  данной  статьи - выяснить,  как  заложена  трагическая  гибель  русского  поэта  НИКОЛАЯ  ГУМИЛЁВА  в  его  код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

               Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

                Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

   4     24    37    47    59    66    69        83    93   104  119  131  132  142      160  179  185  201  202  216  231  234  244  268
   Г     У     М     И     Л      Ё     В         Н     И      К     О     Л     А     Й         С      Т     Е      П     А     Н     О     В      И     Ч   
 268  264  244  231  221  209  202      199  185  175  164  149  137  136      126  108   89    83    67    66    52    37    34    24


  14    24    35    50    62    63    73        91   110  116  132  133  147  162  165  175  199     203  223  236  246  258  265  268
   Н     И     К     О     Л      А     Й         С     Т      Е     П     А     Н     О      В     И     Ч         Г     У     М     И     Л     Ё      В
 268  254  244  233  218  206  205      195  177  158  152  136  135  121  106  103   93       69    65    45    32    22    10     3

                ГУМИЛЁВ  НИКОЛАЙ  СТЕПАНОВИЧ  =  268.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  268 = (подвер)Г(н)У(т) (с)М(ертной) (казн)И + (расстре)Л(у) + (обвин)Ё(н) В(рагом) Н(арода) И КО(нтррево)Л(юционером) + (к)А(знённы)Й + (рас)СТ(р)Е(лян) + П(улевое) (р)АН(ение) (г)О(ловы) + (кро)В(оизлияние) (внутр)ИЧ(ерепное).

  268 = ,,Г,,У,,  ,,М,,  ,,И + ,,Л,, + ,,Ё,,  В,,  Н,,  И  КО,,Л,, + ,,А,,Й + ,,СТ,,Е,, + П,,  ,,АН,,  О,, + ,,В,,  ,,ИЧ,,.


Код  ДНЯ  ГИБЕЛИ:  86-ДВАДЦАТЬ  +  89-ШЕСТОЕ  +  66-АВГУСТА  =  241.


   5     8     9    14   37   38   57   86     111 117 135 154 169 175    176 179 183 203 221 240 241
   Д    В    А    Д     Ц    А    Т     Ь      Ш    Е     С    Т    О     Е       А    В     Г    У    С     Т    А
 241 236 233 232 227 204 203 184    155 130 124 106  87   72      66   65   62   58   38   20    1


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  241 = Д(ыхание) (прер)В(ано) + (остановк)А (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + (выс)Ш(ая) (м)Е(ра) + (рас)СТ(рел) + О(гнестрельно)Е (р)А(нение) В Г(олов)У + (о)СТ(ановка) (сердц)А.

  241 = Д,,  ,,В,, + ,,А  ,,ДЦА + ,,ТЬ + ,,Ш,,  ,,Е,, + ,,СТ,, + О,,Е  ,,А,,  В  Г,,У + ,,СТ,,  ,,А.


            268-код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ  =  241-ШЕСТОЕ  АВГУСТА  +  27-МИГ.


Код  числа  полных  ЛЕТ  ЖИЗНИ:  123-ТРИДЦАТЬ  +  96-ПЯТЬ  =  219  =  БЫСТРАЯ  СМЕРТЬ.


            268-код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ  =  219-ТРИДЦАТЬ  ПЯТЬ;  БЫСТРАЯ  СМЕРТЬ  +  49-(п)РИГОВ(ор).


Рецензии
Люблю, как поэта ... уважаю, как человека ...
Прочла с интересом. Спасибо, сударь!
Творческих успехов!

Мила Кудинова   28.07.2015 18:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, ещё раз за Ваше неравнодушие к памяти замечательных поэтов и людей!!

С уважением! Удач Вам во всём!!

Голиков Альберт Александрович   28.07.2015 18:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.