Столичный вояж

Это однажды должно было свершиться. Москва, столица России, манила меня всегда. Но времени не было, и вот настал такой момент, когда удачно сложились все обстоятельства и я таки вырвался из тех жизненных неурядиц, что меня постоянно преследовали, и смог совершить  столичный вояж…

В полночный час я стоял на перроне Московского вокзала и провожал легендарную «Красную стрелу», играл Гимн Великому городу, было торжественно и круто. Вскоре объявили посадку на мой обычный скорый до Москвы, и я на всех парах унёсся в столицу…

Москва встретила меня прекрасной погодой, было солнечно и около 30 градусов тепла. Безумно голубое небо, приятно тёплый воздух, улыбки на лицах людей вокруг, красота… Медленно шёл по перрону Ленинградского вокзала, на котором сто лет уже не был, раньше постоянно делал пересадки в Москве, с одного вокзала на другой, и времени на прогулки не было, а сейчас я волен делать, что угодно, где угодно, боже, столица! СТОЛИЦА РОССИИ!!!

Сев в метро, я поехал по Сокольнической линии до Лубянки. Именно там начинался мой прогулочный маршрут, который я заранее обдумал. Выйдя на этой станции, я немного заблудился среди бесчисленных указателей, выходов было нереально много. На поверхности я стал искать ТО самое здание НКВД-КГБ-ФСБ, и лишь по нему смог сориентироваться, куда ж мне надо идти. Охотный Ряд, где-то впереди, и как-то внизу (боже, я на холме?! Ах да, Москва же на семи холмах, как Рим…) виднелось здание Государственной Думы… Дойдя до него, я достал фотоаппарат и стал фотографировать, с разных ракурсов, подумать только – я у места, где принимаются законы нашей страны! Не всегда, правда, адекватные, но всё же. Какой-то мужик с огромным шестом поправлял запутавшиеся флаги. По улице прогуливались немногочисленные прохожие. Как-то пустынно было, я обратил на это внимание. Причём и на дорогах тоже машин не особо то и много было. Где все?

Шагая с этими мыслями, я незаметно вышел на театральную площадь и увидел Большой театр… Шок? Мягко сказано! Хотя я знал, что он здесь, рядом, но всё  равно! Боже! Снова достал фотоаппарат и стал фотографировать… Я знал, что на скамейках перед ним любят собираться представители нетрадиционной любви, и признаюсь, в парочке одиноко сидевших молодых людях я искал внешние признаки причастности к геям, но был настолько поглощён столичной атмосферой, что отбросил это неблагодарное занятие и пошёл дальше, ведомый одной единственной целью – попасть в самое сердце столицы и всей России – на Красную Площадь…

И вот, за углом показалось величественное здание Исторического музея – я почти достиг своей цели. На минутку я остановился, дышал воздухом этого священного места, смотрел на проходящих мимо меня толпы туристов из Восточной Азии, затрудняюсь чётко обозначить их национальную принадлежность… Кричали они громко, пахли плохо, лица у всех однообразные, одежда вот разная была. И экскурсовод их, мужчина богатырского телосложения и славянской наружности, на чистейшем китайском что-то рассказывал. А может и не на китайском. В общем, я пошёл дальше. Из громкоговорителей доносились предложения о тех или иных экскурсиях по столице, на автобусе и теплоходе… Я был несколько ограничен в финансах и не мог себе это позволить. Я просто шёл дальше, пройдя через арку и выйдя в итоге к своей заветной цели… Сердце России сосредоточило в себе огромное количество иностранных гостей Москвы… Были смешанные чувства.. С одной стороны от меня высилась кремлёвская стена, а за ней здание Сената – официальная резиденция Президента России и всех его предшественников, вплоть до Ленина, а с другой – ГУМ. Впереди виднелся сказочный Собор Василия Блаженного, чья практически точная копия находится у нас, в Питере –  знаменитый Спас-на-Крови… Оглядываясь по сторонам, я не мог нормально дышать, огромный исторический груз данного места давил со страшной силой… У входа на Площадь была большая очередь из желающих попасть к Мавзолею, я решил глянуть его со стороны, не заходя внутрь. Особой страсти к тому, чья мумия там находится, я не питал. Но иностранцы во что бы то ни стало жаждали попасть туда… Заходили, выходили, боже, что они там хотели увидеть? Какое-то сокровище? Они все в Оружейной Палате, тут, рядом, а там – всего лишь забальзамированное тело одного из исторических деятелей России ХХ века.

Обойдя Собор Василия Блаженного, я оказался на Васильевском спуске, передо мной открылся вид на Москва-реку. Слева з строительным забором находилась площадка, ранее занимаемая гостиницей Россия. Когда-то тут находился район Зарядье, хотя он и сейчас тут, и там рядышком есть улица Варварка, на которой расположены древние церкви… Но это уже на следующий раз. А сейчас я держу путь к западной стороне Кремля, чтобы попасть внутрь этой прекрасно сохранившейся древней крепости…

Прогулявшись по Александровскому Саду, пофотографировав Дом Пашкова, я медленно, но верно приближался к кассам музеев Московского Кремля. Это чувствовалось по тому, как в геометрической прогрессии увеличивалось количество иностранцев вокруг. Войдя в зал с кассами, я оторопел от того, какое тут был столпотворение. Сразу несколько очередей, каждая в своё окно, а где мне купить билет, я не знал. Стал обходить все окна и таки нашёл нужное занял очередь. А через пять минут окно закрылось на обед. Послышались слова недовольства на английском, французском, итальянском, китайском, даже два спокойных и безумно симпатичных немецких парня, что стояли передо мной, стали тихо возмущаться, но их немецкая речь привлекла всеобщее внимание…

Купив билет, я пошёл к Кутафьей башне, там был досмотр, металлоискатели, полиция, всё серьёзно. Не куда-то, а в официальную резиденцию президента РФ идут… Внутри Кремль был поделён на две части – доступную для посещения и запретную зону. Везде стояли люди в форме, охраняя общественный порядок. Я посетил Успенский, Архангельский соборы, прогулялся по Соборной площади, чуть не ослеп от сияющих золотых куполов, погода стояла солнечная и прекрасная… Странно, но не было ощущения древности, всё как-то было сто раз уже переделано, не ощущалась причастность к событиям многовековой давности… А так хотелось этого чувства…

Смотря на современные здания Кремля, построенные на месте древних палат и монастырей, я испытывал смешанные чувства, сердце сжималось в груди…

Далее была пешая прогулка по окрестностям Кремля, несколько фотографий с моста через Москва-реку с потрясающим и, безумно, узнаваемым видом на Кремль, парочка селфи, далее прогулка по Болотной площади, и наконец, я добрёл до Храма Христа Спасителя. Вторая важная остановка на моём столичном вояже.

Я стоял перед Храмом и поражался его величию. Воистину, вся мощь российского государства, Российской Империи, воплотилась в этом Храме. Увы, первоначальное здание не сохранилось, построенное в конце XIX века, в середине века XX оно уже было взорвано проповедниками воинствующего атеизма. Взрывная волна сотрясала всю близлежащую округу. Храм, главный символ побед России, уничтожили, и вместо планируемой стройки не менее грандиозного Дворца Советов, которой помешала начавшаяся война, на этом месте открыли бассейн. Какой-то там бассейн, там, где до этого стоял великий Храм. Не хватает приличных слов, чтобы это как-то охарактеризовать.

Обойдя Храм вокруг, нашёл главный вход. Поднимаясь по ступеням, чувствовал, как внутри что-то дрожит, от волнения, как будто чувствовал энергетику места… На входе прошёл стандартные процедуры досмотра, и через какое-то время очутился в полумраке, таком типичном для православных храмов. Огромный потолок, неимоверной высоты, а на нём росписи, бесподобные по красоте и надолго привлекающие к себе внимание. До боли в шейном отделе позвоночника. Кое-как вернув голову в привычное положение, пошёл дальше, к алтарю. Сразу вспомнил небезызвестный эпизод в современной политической истории России с участием «Пуси Раят». Кажись, вот здесь они и пели. Видимо, после этого появились эти несколько решёток, ограждающих проход к главному иконостасу. Масштаб внутренней росписи Храма не передать словами. И люди молятся, и зажигают свечи, и атмосфера нереальности происходящего, немного потусторонняя, немного мистическая… Но потом вспоминаешь, что это всё новодел и построено при Путине, и какой-то внутренний облом возвращает в реальность…

Но моя экскурсия продолжается. Спросив у приветливой москвички, как мне пройти к ближайшему метро, узнал, где находится станция Кропоткинская. Немного полюбовался причудливым наземным павильоном станции первой очереди московского метрополитена, затем вошёл внутрь. Мой путь лежал в сторону не менее величественного сооружения, но уже века XX…

По пути к станции Университет я стал свидетелем великого чуда – поезд метро вышел на поверхность, через окна в вагоны влился солнечный свет… Это было так неожиданно, что я не мог понять, что происходит… А это была станция «Воробьёвы Горы», что на метромосте через Москва-реку.

Доехав до станции «Университет», я вышел на улицу. И столкнулся с тем, что полностью оказался дезориентирован! Куда идти? Где МГУ? Перейдя улицу, пошёл вдоль забора, ведомый неким внутренним геолокатором. Я интуитивно чувствовал, куда надо идти. И не прогадал. Вскоре увидел вдалеке знаменитый шпиль самой значительной сталинской высотки Москвы. Приближаясь к ней, замечал концентрацию науки вокруг, в зданиях, в людях, в общей атмосфере этого места. Какой-то всё усиливающийся гул в итоге оказался суперкомпьютером, точнее его системой охлаждения. Немного постояв у неведомого чуда электроники, пошёл дальше.

И вот он, наконец, МГУ! Знаменитое здание… Точнее, комплекс зданий, масштаб просто нереальный, невообразимый… А какие часы на башнях… А сколько этажей в главной башне… Стоял и не верил, что я таки здесь, что вот оно, величественное здание российской науки! И вокруг была какая-то нереальная тишина… Вроде бы у студентов жаркая пора, середина июня, экзамены…  Но сегодня ж воскресенье! Да, великое здание, дух просто захватывает…

Выйдя на площадку перед зданием, я пытался объять взглядом всю его длину, оно уходило далеко вдаль и конца ему было не видать. Сделав пару снимков, пошёл дальше. Рядом с фонтанным прудом заметил группу иностранных туристов, видимо, тоже студентов, по внешнему иду и молодому возрасту. Один из них лёг на землю, чтобы сфоткать уточек в пруду… Откуда он приехал?! У них что, дома нет уток?!

После прощания с МГУ я направился дальше, к Москва-реке, и вспомнил, что она, оказывается, там, внизу, а я на холме, причём не малом… Мне открылся потрясающий вид с Воробьёвых гор, на всю Москву, и народу, как сами понимаете, на площадке тоже было прилично. Красота… Завис на полчаса на террасе, потом стал искать спуск вниз. Меня окликнула парочка парней, спрсоила, как спуститься вниз, где кратчайший путь. Я не стал говорить, что я не местный, а просто указал тот путь, который мне подсказал мой внутренний геолокатор, а потом и сам пошёл по нему вниз. Был ли он на самом деле кратчайшим, я знать не знал, ведать не ведовал. Пущай спускаются, двигаться полезно!

Спускаясь, я обратил внимание на какие-то причудливые металлические конструкции вокруг. Что-то, отдалённо напоминающее трамплин, рядом неработающая канатная дорога, а чуть поодаль невероятных размеров горка, бетонированная. Правда, от неё отваливались уже приличные куски бетона, и вид был пугающим. Что это? Что за адский аттракцион? Я не мог понять. Был рад только тому, что всё-таки была дорожка, петляющая, периодически переходящая в металлическую лестницу, но ведущая вниз, к реке. Это потом я прочитаю в интернете, что это всё – не аттракцион и не трамплин, а заброшенный старый эскалаторный ход станции «Ленинские Горы», ныне именующейся «Воробьёвы Горы» и не имеющей выхода на верхней террасе, как в советские времена.

Но вот я достиг берега реки, и казалось, что тут была вся Москва. Яблоку негде было упасть. Народ отдыхал, купаться было запрещено. Водичка была не из чистых, хотя от неё не особо пахло.

Насладившись видом на стадион Лужники и на метромост, я сел в поезд и поехал дальше. На север. Следующая моя остановка – ВВЦ. Ранее – ВДНХ. Тоже место массового гуляния москвичей. Я решил доехать до выставочного комплекса не на метро, точнее, не на обычном метро, а на монорельсе. В Питере такой вид транспорта не развит, его попросту вообще нет в Питере, и мне было очень любопытно узнать, а что это вообще такое, как это выглядит и работает. Доехав до станции Тимирязевская, я вышел и опять столкнулся с тем, что не знаю, куда идти. Но не стал спрашивать у людей, мало ли что они подумают, а доверился своему чутью. И не прогадал. Странно, но с моей транспортной карты ничего не списалось, когда я вошёл на территорию конечной станции монорельса. Потом я узнал, что в течение полутора часов после посещения обычного метро на монорельсе можно бесплатно ездить. Круто!

Первое, что меня удивило – это то, что вместо обычных эскалаторов вниз, надо было ехать верх. Потом я с удивлением смотрел на тот самый монорельс – широкий рельс, по которому ездят поезда. И как они держатся? Как они не падают? Появился страх. Потом показался поезд. Я долго наблюдал, как он поворачивал, медленно и аккуратно. Вагончики были маленькими, максимум 4 метра в длину, поэтому он поворачивал без проблем. На конечной станции был круг диаметром метров 10, где поезда разворачивались. Было ощущение, что это какой-то аттракцион! Особенно, когда мы все вошли внутрь и поезд тронулся. Вид из окон был нереален – мы смотрели на город с высоты 5этажного дома, мимо нас проносились кроны деревьев, машины, поезда ленинградского направления, телецентр, Останкинская телебашня, было нереально круто!

Что такое ВВЦ? Это грандиозных размеров всестоличная гулянка под открытым небом. Народу было колоссально много, постоянно мимо меня проносились то велосипедисты, то люди на роликах, то собаки, то толпы немного нетрезвых мальчиков и девочек, а мне хотелось только одного – найти уголок уединения!!! Ибо я изрядно подустал от столичного вояжа, который превратился в суточный марафон. И такое спокойное место я нашёл в соседнем парке Останкино, но до него надо было ещё добраться! Бесконечные павильоны с названиями бывших советских республик, самолёты, космические аппараты, грандиозная стройка нового павильона с названием «Россия», и много чего ещё. Чтобы детально изучить ВВЦ, сюда надо будет приехать ещё раз.

Отдохнув в Останкинском парке, я ещё немного прогулялся средь полупустых парковых аллей и понял, что незаметно наступил вечери стало немного темнеть. Завершился мой вояж в ботаническом саду, на посещение оранжерей которого у меня просто не осталось сил. А ведь это крупнейший ботанический сад в Европе…

Ничего, будет зачем вернуться! Столица! Я ещё приеду!

После полуночи меня унёс обратно в Питер ночной скорый поезд.

21.07.15


Рецензии