Фарфоровые короли Кузнецовы. Их дело

    
Фото: Сидор Терентьевич Кузнецов - внук основателя
      династии фарфорозаводчиков России. 1860 год.



  (Главы  из  книги  «Взгляд  из  настоящего  в  прошлое»
      (подзаголовок "Мы - слитки русского крестьянства")

 
           Чтобы  быть  фарфору – нужна  глина
    
   Издавна, Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов  глины велась здесь с середины XVII века. Ещё в 1663 году царь Алексей  Михайлович издал указ: « во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же  для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из  Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарский приказ надобно будет».
В 1770 году Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу « для алхимической посуды». Великий русский учёный М.В. Ломоносов  по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «… Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики  девственницею называют, разве между глинами, для фарфору употребляемыми  такова у нас гжельская…, которой нигде не видел я белизною превосходнее…».*
* Материал из Википедии. Источник – «http://ru.wikipedia/org/wiki/%..»   
   Дополнительная информация: Гжельский государственный Художественно–      
   промышленный институт-центр обучения прикладному искусству Гжели.

  Центром гончарного промышленного образования являлось село Речицы 
(до 14 кустарных заводов), да по деревням пару десятков наберётся. Реализация изделий требовала особого умения и потери времени. Не каждый  кустарь мог продать свой продукт прибыльно.
  Облегчением в торговле была торговая лавка Кузнецовых (мастеровитых местных кузнецов), к ним и обращались умельцы с продажей изделия. Проезжие  купцы часто останавливались на постоялом дворе Кузнецовых. У них  можно «откушать чаю», подремонтировать оснастку, подковать лошадь, прикупить товар посудный и лесу. Постепенно, Кузнецовы становились известными по  тракту зажиточными людьми. За торговлю платили «Гурьевские налоги и  пошлины»  (В.Н.).


                Клевета

  К сожалению, приходится отметить попытки, со стороны некоторых авторов изданий, очернить Якова Васильевича Кузнецова. Они предлагают читателям  вымысел его коварства. Якобы, что он ограбил проезжего купца и обрёл, тем самым, возможность на эти деньги построить фарфоровую фабрику. Отсутствие  данных о стартовом капитале семьи Кузнецовых, не желание поиска правдивой  информации об этом в архивах, вызвали бурные фантазии, поверхностные мысли, у некоторых учёных. Отсутствие своего логического мышления они подменяют  сказками, слухами и вымыслами, не опираясь на факты и исторические   источники, всё это даёт мне право называть их «сказочниками». Очернив, таким образом, Кузнецовых, они создают прецедент и утверждают, тем самым, что  при  организации  любого  вида  бизнеса, не существует  вариантов  честного  обретения капитала, кроме как, криминал.
  Описанный сюжет, в произведении В.Я. Шишкова «Угрюм-река» является  художественным вымыслом, но никак не руководством для историков, которые 
воспользовались этим, и взяли себе прообразом в исследовательских работах
при описании возникновения фарфорового производства Кузнецовых.
  Рассуждения о том, что человек имеющий кузню, постоялый двор, посудную лавку, торговлю лесом, на полученные доходы может построить небольшую  фабрику, отметаются напрочь. Проще всего, сказать – он вор и убийца.  *1,*2
  Лица, взявшие на себя роль исследователей династии Кузнецовых, намеренно вводят в заблуждение читателей, интересующихся историей жизнедеятельности фарфорозаводчиков Кузнецовых.
  Попробую вас, господа, «сказочники», придерживающиеся данной версии, вернуть в логическое поле размышлений, а также опустить вас «с небес на  грешную землю».
      Итак:                Староверы, по сути своей религиозности, ни в коем случае, этого сделать  не могли. Исторически и документально доказано, что нравственно-духовное  содержание их было значительно строже и нравственней, чем у представителей других религиозных конфессий. Отношение к религии, обычаям и, традиционным законам предков, воспитывалось у староверов веками. И Кузнецовы это хранили 
в себе до смертного часа и поэтому стали жертвами социального переворота,
произошедшего в 1917 году.
  Нарушение библейских заповедей, в корне, не могло быть для них чем-то  обыденным.
  Мне стыдно за вас, господа, затрагивая тему староверов, их быта и религии 
вы отклонились от правдивости событий, произошедших во времена организации 
и становления фарфоровой династии, семьи основателя; поверхностно отнеслись 
к вопросу изложения материала. Даже фальшивомонетничество вы, господа, приписали староверам, сославшись на их уникальный талант в точности  копирования и переписывания молитвенных книг, а это преступление.
  Не лгите. 
  Сначала, досконально, изучите жизнь и быт староверов по архивным документам, говорите со староверами, а потом уж рассуждайте, не домысливая  чужие сказки. *3
  Яков Васильевич, Степан и Алексей Симеоновичи Кузнецовы унаследовали от деда Ефрема  не только денежный капитал, но и крестьянскую сметку, рачительность, порядочность и любовь к родственникам. Кузнецы по призванию, староверы по  религии, не могли быть грабителями, ворами и убийцами.
  Кузнецовы - деловые  люди и это они доказали всей России и миру.
  А вы, «господа – учёные», внимайте этому.
  У Шишкова грабитель - не старовер, а никонианец, ему и Бог не помог.
  Хочу вам заметить, что вы глумитесь над памятью знатной фамилии России, 
и оскорбляете этим, потомков, живущих и поныне. Вы дали некоторым  иностранным изданиям повод порочить российское предпринимательство, как  криминализированное. (В.Н.).

 …Последняя треть XIX в. отмечена бурным успехом семейного дела Кузнецовых,
начатого прадедом Матвея Сидоровича, Яковом Васильевичем в 1810 году, он,
по роду своих занятий, не имевших отношения к керамическому производству, построил в деревне Новохаритоново Бронницкого уезда Московской губернии
фарфоровый завод…
  Выдержка из статьи И.И. Сергиенко, У.В. Туман - Кузнецовы. На перекрёстках
истории «Старообрядчество в России (XVII-XX века),выпуск 3, изд. Языки Славянской культуры, М.2004., стр. 5. 

  К сожалению, и здесь, недостаточно правдиво указано, при каких условиях
возникла фарфоровая фабрика в Новохаритонове.
  Фабрику построили двоюродные братья Кузнецовы - Яков,Степан и Алексей на деньги Василия Ефремовича. Василий воспитывал племянников Степана и Алексея так как его родной брат Симеон Ефремович умер от чумы в 1771 году. Поэтому фабрику именовали - «Фабрика Братьев Кузнецовых», подтверждением этому являются клейма на изделиях тех лет. Впоследствии Степан и Алексей отказались от участия в  управлении фабрикой, так как не имели интереса в этом деле. Они стали владеть  постоялым двором, и кузницей. Дальнейшее развитие этого дела их потомками  подтверждено документально. Их дети и внуки владельцы постоялых дворов,  шорных мастерских, а также занимались извозом, доставкой (логистикой)  посудной продукции в Москву из Гжели. Фабрика же и торговая лавка остались  у Якова Васильевича. (В.Н.).
            
 …Там, в Гжели, в 1810 г. Яков Васильев Кузнецов – основатель династии – открыл первое предприятие по изготовлению фарфоровой посуды; его  возникновение окутано легендами. Хотя многие в этих местах активно заводили  своё дело, тем не менее личная удача, быстрый успех в условиях конкуренции, как  правило, объяснялся особыми обстоятельствами, порой не совсем  законного свойства. Так, считалось, что в основе гуслицкого благополучия  лежало умение изготавливать фальшивые деньги. Одна из местных версий,  объясняющая яркость первых фарфоровых изделий Якова Васильева, также  приписывала его опытам с красками самодельных ассигнаций. Можно не   комментировать эту историю, поскольку объяснение её коренится в области  народной психологии. Далее сама жизнь должна была проверить новое дело,
а нового предпринимателя - на мастерство и выносливость… *3
 (Выдержка из статьи Агеевой Е.А.- Староверы-предприниматели в контексте русской жизни второй половины XIX- начала ХХ в. «Старообрядчество в России  (ХVII –XX века),выпуск 3,изд.Языки Славянской культуры,М., 2004.,стр.487»)

  В этой выдержке проглядывается ложное представление госпожи Агеевой Е.А. –
о фальшивомонетчестве Якова Васильевича  Кузнецова.
  Время междуцарствия Павла I и Александра I было насыщено инфляционными 
процессами. Реформизм Александра I (1801–1825 гг.) создал, на определённое  время, обстановку опасного и аккуратного пользования деньгами (привыкания),  да к тому же смертная казнь за подделку денег, всецело, ограничивала  возможности для незаконного обогащения. Хочу дополнить к вышеупомянутому,   что для подделки ассигнаций времён правления Александра I особого умения  художественно-красочной работы не требовалось, да и Яков Васильевич, к  тому же, прямого отношения к выделке фарфора не имел. Рисовать и лепить он  не умел. У кузнецов рука привыкла держать только молот, а не художественную  кисть. Вот так, госпожа Агеева. 
  Я, сожалею, что учёный–историк поверхностно всматривается в проблему  становления предпринимательства в России, тем самым даёт основание своим  последователям опираться на её материал и воспринимать его, как фактический  и неотъемлемый. Таким образом, она (Агеева) дала повод воспользоваться  иностранным "писакам" простотой измышления. Смотрите ниже выписку из журнала «Знаменитые династии России» - Изд. «Де Агостини», Италия.
  Для Агеевой Е.А. и другим, ей подобным, первоисточником послужила книга  авторов, в прошлом, активных коммунистических пропагандистов Раменского  района «господ-товарищей» Гамелкина С.В. и Капитина М.Г.* 2
   
Приложение. *1
  ЗНАМЕНИТЫЕ ДИНАСТИИ РОССИИ(Еженедельное издание Выпуск 28,2014,с.5,
Изд-во «Де Агостини», Италия.
  «История умалчивает правду об истоках стартового капитала основателя династии Кузнецовых. Мастеру и его большому дому завидовали многие, поэтому очень скоро прошел слух, что деньги у новоявленного фарфорового заводчика нехорошие: будто бы заманил Яков в свою кузницу проезжего богатого купца и порешил его, а деньги бедолаги присвоил. Впрочем, шептались по окрестным селам не только о зажиточном кузнеце, задумавшем лепить посуду. Многих гжельских мастеров росписи соседи из зависти обвиняли за глаза в подделках денежных ассигнаций! Не исключено, что эти слухи имели под собой почву, - уж больно искусно разрисовывали иные умельцы свои блюдца и чашки. Вот и Якова Васильевича Кузнецова после того, как на рынках и ярмарках стали раскупать его посуду, молва связала с фальшивомонетчиками.
.. На самом же деле просто таких ярких и выразительных красок не было еще ни у кого».


                Приложение.  *2
                РОЖДЕНИЕ ДИНАСТИИ

 …По рассказам наших матерей, отцов и дедов, на (большой дороге между селениями Речицы и Ново-Харитоново, там, где теперь железнодорожная ветка завода «Электроизолятор» круто поворачивает на север, когда-то стояла незатейливая кузница Якова Кузнецова. Кузнецов и его сыновья Терентий, и Анисим ковали деревенских лошадей, чинили телеги, изготовляли немудреный крестьянский инвентарь, а иногда занимались мелкой торговлей пиломатериалами.
  Как-то в осеннюю пору проезжий богатый татарин завернул к этой сельской кузнице. Как был принят заезжий человек, чем угощал его лукавый хозяин, осталось глубокой тайной. Но этот случайный визит для гостя оказался роковым. Видимо, ни страх, ни христианские заповеди не смогли удержать гостеприимного хозяина от соблазна легкого обогащения: по окрестным деревням пошли слухи о таинственном исчезновении проезжего купца. Многие упорно, хотя и бездоказательно, утверждали, что к этому делу приложил руку Яшка-кузнец.
  Не успели еще гжельцы забыть это происшествие, как новое обстоятельство несколько приоткрыло завесу над всей этой загадочной историей. В конце деревни Ново-Харитоново, на правом берегу узкой речушки Дорки, со сказочной быстротой вырос новый фарфоровый завод с двумя горнами. Хозяином завода, к удивлению, всех, стал, некто иной как, вчерашний сельский коваль.
Так закончилась старая трудовая жизнь Яшки Кузнецова. Началась деятельность родоначальника династии фарфоровых королей и миллионеров Кузнецовых. После смерти Якова Кузнецова во главе завода стал его старший сын — Терентий Яковлевич, который с каждым годом расширял производство. В 1832 году он основал новый фарфоровый завод в Дулеве Владимирской губернии. Одновременно Терентий Яковлевич был совладельцем Ново-Харитоновского завода, принадлежавшего его братьям. После смерти Терентия Кузнецова завод по наследству перешел к его сыновьям Сидору и Емельяну. Но внукам Яшки-кузнеца стало тесно на берегах мутной реки Дорки. Их потянуло к просторам широких полноводных рек, поближе к тверским и новгородским лесам, туда, где незадачливые потомки родовитых дворян проматывали большие земельные и лесные угодья, доставшиеся им в наследство…

Гамелкин С.В. и Капитин М.Г. «Гжель и гжельцы» Изд. «Московский рабочий»,М.,1969 г., 152 стр.,  Тир. 10 000 экз.


  Таким образом, не заглянув в архивные документы, «товарищи» Гомелкин 
и Капитин, став авторами этой легенды, оболгали достопочтенную фамилию  русских предпринимателей, внесших большой вклад в развитие культуры   обихода российского общества. 
  Являясь в своё время партийными работниками Бронницкого райкома партии, они выполнили заказ своего руководства по обезличиванию династии Кузнецовых, так как это требовалось в определённое время для дискредитации асоциального  элемента, к которым была отнесена вся династия Кузнецовых. 
  Впоследствии, этим воспользовались лица, занимающиеся исследованиями  деятельности фарфорозаводчиков Кузнецовых. Не утруждая себя, в поиске  нужного материала в архивах, они взяли себе у этих господ мотивацию  возникновения капитала для строительства первой фабрики Якова,Степана и Алексея Кузнецовых и причислили ещё им и фальшивомонетчество. Неслабо.
  Таким образом у легенды выросли «ноги и, пошло, поехало». Кузнецовых  сделали разбойниками, как у Шишкова В.Я. в «Угрюм-река». 
  Русские народные сказки славятся и за рубежом. Своим динамизмом и острым
сюжетом привлекают закордонного читателя и, способствуют олицетворению «русского медведя», кровожадного, опасного со всех сторон  для «западного человечного обывателя». А виною этого становится тупость,  таких – «горе учёных», которые бездумно и цинично обращаются с историческим  прошлым своей Родины.  (В. Новиков 2015).


Рецензии
Спасибо, Валерий, за интересную информацию!

Успехов!

С уважением

Юрий Фукс   23.07.2015 11:37     Заявить о нарушении
Юрий,благодарю Вас.

Валерий Новиков 43   24.07.2015 08:07   Заявить о нарушении