Ч. 3 Трагическая гибель капитана Фостера
После подготовки кораблей к дальнейшему плаванию, Кинг дал задание каждому капитану. Фицрою предстояло обследовать южный берег пролива Магеллана, а командиру «Аделаиды» - каналы Барбары и Магдалены. Сам же Кинг направился к берегам Огненной Земли, чтобы найти бриг «Шантеклер».
Этот десяти пушечный бриг принадлежал к тому же классу Чероки, что и «Бигль», только не был переоборудован в барк в отличие от последнего. «Шантеклер» в 1828 году тоже был назначен в научный вояж, как и «Бигль».
Командовал бригом капитан Генри Фостер, известный своими научными познаниями и участием в военно-морских полярных экспедициях. На сей раз, он занимался исследованием океанских течений и гравитационными измерениями с помощью маятника Катера.
Погода стояла неблагоприятная - сплошные шквалы, а густой туман не позволял различить берега Огненной Земли, но Кинг не стал дожидаться хорошей погоды. Он стремился как можно быстрее встретиться с капитаном Фостером, чтобы передать тому указания Адмиралтейства.
Невзирая на такие погодные условия, Кинг отыскал и вошёл в гавань Новогоднюю,
Брига в ней не оказалось, но когда туман немного рассеялся, с транспорта заметили на одном из островов флагшток. Начальник экспедиции отправил туда шлюпку, которая вернулась с жестяной канистрой, где находилось письмо Фостера, адресованное Кингу.
В письме Фостер просил о встрече в бухте св. Мартина вблизи мыса Горн. Кинг приказал немедленно сниматься с якоря. В процессе съёмки якорь сломали. Дул попутный ветер, поэтому транспорт шёл быстро, под всеми парусами. На следующий день были уже в семидесяти пяти милях от мыса Горн.
16-го апреля вошли в бухту св. Мартина, в которой увидели бриг «Шантеклер». После взаимного обмена информацией оба командира, несмотря на шквальный ветер, проводили исследование этой и соседних бухт, высаживались на берег для производства необходимых измерений.
Ветер был такой, что Кинга однажды на горе порывом сбило с ног вместе с теодолитом. Больше всего он переживал за барометры, но они не пострадали. Определиться по солнцу не удавалось, оно появлялось буквально на минуту, и снова его закрывали плотные облака. Звёзд ночью тоже не было видно.
Капитан Фостер даже спал у телескопа, чтобы не пропустить появления звёзд. Один шквал сменялся другим, что не позволяло судам покинуть бухту. Наконец ветер несколько унялся, и командиры судов решили покинуть бухту. Продовольствие, которое доставил «Эдвенчер», передали на «Шантеклер».
Два старых друга, Кинг и Фостер, пожелали друг другу счастливого плавания и расстались навсегда. Капитан Генри Фостер, вошедший в историю не только как отважный мореплаватель, но и, прежде всего, как выдающийся учёный, трагически погиб в том плавании.
Возвращаясь в Англию, его бриг посетил Панаму. 22 декабря 1830 года «Шантеклер» стал на рейде Порто Вело. Фостер сошёл на берег с инструментами для проведения замеров с помощью маятника Катера. Лейтенанта Горацио Остина он отправил в Панаму, чтобы определить возможность измерения перешейка с помощью ракет.
Лейтенант совершил пеший переход и вернулся на бриг только 12 января 1831 года. Он доложил начальнику, что производить там замеры крайне сложно. Тогда Фостер приказал перейти в Военно-Морскую бухту, и оттуда, на рассвете 14-го января на капитанской гичке отправился к реке Чагрес.
Там он пересел на туземную пирогу и на ней поплыл к Панамскому перешейку. Второй лейтенант с партией матросов был послан в Порто Бело для запуска ракет.
Ракеты запускали в назначенное время, но, ни капитан, ни офицер, находившийся на вершине горы, ракет не наблюдали. 25-го все вернулись на корабль. Через трое суток, после проверки часов и инструментов всё повторили.
5-го февраля Фостер на пироге возвращался на корабль. Он был возбуждён и доволен полученными результатами. Трудно сказать, что побудило его нарушить элементарное правило безопасности и встать во весь рост в неустойчивой пироге. Капитан сидел в корме. Проходили как раз стремнину.
Фостер не смог сохранить равновесие, рухнул в воду и камнем пошёл ко дну, на нём была сумка с приборами, и карманы сюртука тоже были набиты записными книжками и другими нужными вещами.
Мичман Фокс и матрос Питер Вайч, находившиеся в пироге, бросились в воду, чтобы спасти капитана. Но их уже отнесло сильным течением. К тому же, все смотрели вперёд, и точное место падения капитана не запомнили. Они с трудом забрались из воды в пирогу, потом два часа кружили по реке, чтобы найти тело командира, но безуспешно.
Лейтенант Бейли, остававшийся на корабле за старшего, сам направился на поиски тела, взяв с собой на гичку пятидневный запас продовольствия. Кроме того, он пообещал аборигенам награду двадцать долларов за обнаруженное тело капитана. Лейтенант Уильямс, командовавший ракетчиками, присоединился на каноэ к поискам.
Тело капитана англичане обнаружили в нескольких милях вниз по реке от места, где произошло несчастье. Труп был в таком состоянии, что его решили похоронить на месте. Лейтенант Уильямс вырезал ножом на доске, которую установили на могиле, имя капитана, дату и обстоятельства его гибели.
Местные мародёры уже успели украсть всё содержимое карманов капитана, его книжку с записями, но просмотрели казённый хронометр, находившийся у него в нагрудном кармане, видимо им в голову не пришло, что у человека может быть двое часов.
Обо всех обстоятельствах гибели Генри Фостера подробно доложили начальнику гидрографического департамента капитану Бофорту. По согласованию с губернатором, позже моряки установили достойное надгробие на могиле Фостера.
Все бумаги капитана разобрали исполнявший обязанности командира брига лейтенант Остин и друг капитана, судовой хирург. Личные вещи позже отправили отцу Генри Фостера. Англичане были очень щепетильны в таких делах.
Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/23/1436
Свидетельство о публикации №215072101631
С теплом, Виктор
Виктор Афсари 30.10.2021 23:26 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 31.10.2021 13:14 Заявить о нарушении