Из дневника 20 июля 2015, понедельник

НАБЛЮДЕНИЯ

Слушал подкаст "Второе дыхание" с Надей Dhadiala (которая ведет знаменитый ЖЖ про ультрамарафоны и айронмены, давно читаю его). Больше всего в этом подкасте вдохновили и мотивировали не личный пример и не доводы Нади, но ее интонация - живая, энергичная, убежденная, совершенно без депрессивных ноток. Может быть, это объясняется тем, что она давно живет за рубежом. Ведущие подкаста (мужчины-спортсмены) выглядели на ее фоне очень по-славянски - вяло, тускло, рыхло, невесело и медленно.

ЧТЕНИЕ

Да, мне жалко книг, которые у меня берут почитать и не возвращают. Но жалко не столько из-за их стоимости. Больше другое. Прочитанные книги для меня ценны как вехи, как межевые знаки, размечающие пройденный путь. Как метки, обозначающие усвоенное культурное, интеллектуальное, духовное пространство. Как черточки с датами на ленте-ростомере: ребенок вырос, а ленту эту мама бережет, она память о том, каким он был и как рос. Не представляю своих книжных полок, своего личного материального пространства без зачитанного томика Чемберса с почти оторванным корешком, он верно стоит на расстоянии вытянутой руки от моего рабочего места и всегда поможет, когда нужна калибровка. Без сначала пожелтевшего, а потом покоричневевшего "Христос наша жизнь" Остин-Спаркса. Без оранжевого Макинтоша (увы, прямо сейчас, повернув голову, из двух его пятикнижий вижу всего две книжки, и то разных изданий). Без коричневого четырехтомного (полного!) Даля. Без нескольких полок словарей. Без собрания моих старых, полуразвалившихся Библий. Без пухлых блокнотов. Без вечно читаемых и вечно же недочитанных Стюарта-Фи с Осборном и иже с ними (нет, вы не подумайте, Кайзера я буквально в один присест одолел). Теперь уже и без восьми чудесных томов Шаффа. И так далее, и тому подобное. Другие книги терять тоже жалко, но потери в этих рядах избранной гвардии особенно болезненны. Не буду называть последних взятых в плен, чтобы никого из близких не опечалить и не пристыдить сверх меры, тешу себя слабой надеждой на то, что мои гвардейцы не пролеживают обложки, а хоть какую пользу на чужбине да приносят.

Дослушал книгу Бердяева "О назначении человека". И сразу начал искать в книжных магазинах бумажную книгу, чтобы перечитывать и перелистывать, зависая над абзацами-заливными лугами. В первом большом магазине, в который зашел, книги не оказалось. Похоже, придется через интернет заказывать (скачал с Литреса бесплатную электронную версию, но для книг такой содержательной плотности и густоты электронный формат - не то). То и дело вспыхивают в памяти искорки-мысли. Например, сейчас вспомнилось, что "творчество - это путь борьбы с пошлостью". С пошлостью затасканных фраз с выцветшим значением.

ПИСАТЕЛЬСТВО

Сейчас вижу, что подходил раньше к редактированию своих стихов слишком легкомысленно. В книжке "Держись Христа" собраны стихи лет за пять-семь, но старые тексты я почти не правил, между тем они выглядели откровенно слабо уже и по тем моим меркам. Работа над второй книгой ("Белоснежные дали"), которая готовится сейчас в "Смирне", у меня свелась только к сбору стихов и к распределению их по разделам. Хочу сейчас попросить редактора о разрешении еще поработать над этим сборником.

Написал стихотворение:

* Жизни полнота http://www.stihi.ru/2015/07/20/2061


МЫСЛИ ПО БИБЛИИ

Что за святые упоминаются в От.13:7 (антихрист их победит)? Сегодня из нескольких предпосылок у меня сложилось представление о принципе неопределенности. Вот он: аналогично неопределенности учения о свободе воли и предопределении, смысл которой, возможно, в том, чтобы склонные к колебаниям и неуверенности находили успокоение и твердое основание в учении о Божьем суверенитете и непоколебимом избрании, а излишне самоуверенные были тревожимы учением о свободе, ответственности и возможности отпадения человека, так вот, аналогично неопределенности этого сотериологического предмета спора кальвинистов и арминиан в Писании есть и неопределенность относительно момента восхищения церкви, смысл которой, в свою очередь, примерно в том же: побуждать бодрствовать тех, кто склонен к духовной расслабленности и развязности, при этом оставляя запас для определения точки их восхищения на протяжении всей Великой скорби (хотел выразить весь принцип одним предложением и выразил). Ведь вправду: время, предназначенное для встряски и приведения в чувство Израиля (Вт.4:30: "Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его"), может быть использовано в тех же целях и по отношению к зазевавшейся части церкви. А насколько большой будет эта часть - разве нам ныне определить? Особенно после того, как раз за разом на вопрос о готовности к восхищению "прямо сейчас" на больших молодежных общениях руки поднимают единицы.

Все же в пользу идеи о восхищении верных в начале ВС отмечу следующее. Во второй и третьей главах Откр. много сказано обетований побеждающим в церквах. Причем похоже, что побеждающими являются не все, раз к ним приводятся отдельные обращения. В 12:11 сказано о тех, которые победили сатану "кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти". А вот тех, которые не побеждали и не победили (1Пет.5:8-9: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою"; Иак.4:7: "покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас"), тех победит антихрист (От.13:7: "И дано было ему вести войну со святыми и победить их"). Прошу прощения за вольность в трактовке От.13:7, где все-таки говорится скорее о победе и господстве зверя-антихриста над Израилем (Дан.12:7: "по совершенном низложении силы народа святого все это совершится"), и От.12:11, где похоже, что речь о восхищении 144 тысяч евреев, являющихся обращенным начатком Израиля, но в целом понимание о двухчастном восхищении церкви (отдельно побеждающие и не побеждающие) кажется оправданным.

2Кор.13:5: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?" Темы проповедей:
1) Кого испытывать, проверять? Самих себя - 3 раза. Не других прежде, а себя. Мудрые девы в Мф.25:9: "чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас". Прежде о недостатке у себя, потом о недостатке у других. Связать с 2Кор.13:3: когда я испытаю и исправлю себя, тогда правильно буду относиться к другим.
2) Как проверять? И испытывать, и исследовать. Испытание - скорее об опытной проверке на практике. Как в обычных условиях эксплуатации, так и в экстремальных. Например, новый автомобиль перед запуском в серийное производство испытывают на специальных трассах и стендах. То есть для нас это об испытании в обыденной жизни, в практических ситуациях, в том числе и в исключительных, трудно выносимых условиях. Исследование - скорее об интеллектуальной, кабинетной, аналитической работе (расчеты, научные изыскания и т.п.). Должно быть и то, и другое.
3) На что особенно обращать внимание при испытании и исследовании себя? В вере ли мы и есть ли Христос в нас.


Рецензии