Города Сибири. Тюмень - ворота Сибири

      
        Тюмень стала первым опорным пунктом присоединения и освоения Сибири (Тобольск основан на год позже), но впоследствии вошла в состав Тобольской губернии в качестве уездного города, наряду с нынешней Курганской, частью Омской и Свердловской областей.
        После установления Советской власти в Тобольской губернии в 1918 году административный центр был перенесён из Тобольска в Тюмень и губерния стала именоваться Тюменской (с отходом двух уездов к Омску и Курганского к Челябинску).
        В 1923 году при новом районировании Тюменская область была упразднена и её территория, разделённая на четыре округа (Тюменский,Тобольский, Ишимский, Туринский) вошла в состав Уральской области.
        Тюменский край оставался в составе Уральской области до 1933 года, а затем, после кратковременного существования Обь-Иртышской области, вошёл в Омскую область
        14 августа 1944 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил представление Верховного Совета РСФСР "Об образовании Тюменской области с центром в гор. Тюмени". В её состав вошли Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа, шестнадцать районов Омской области и четыре - Курганской. Сам факт образования области в военное аремя, как бы подтвердил заслуги Тюмени в период Великой Отечественной войны, её индустриальное развитие, рост экономического потенциала всего края.*



                *   *   *

                «Лета 7093 посланы воеводы с Москвы
                Василий Борисович Сукин да Иван Мясной,
                да письменой голова Данило Чулков
                с тремя сты человек,
                поставиша град Тюмень июля в 29 день,
                еже Чинги слых,
                и церковь воздвигоша Всемилостивого Спаса
                первую в Сибире,
                и ясак с многих татар собраша
                по Туре и по Тоболу и Исети и Пышме…»

                (Краткая Сибирская летопись)


ВОРОТА В СИБИРЬ

        Миллионы лет привольно петляет по западносибирской равнине тысячекилометровая река Тура, дочь Урала, слева и справа сбирая в себя воды меньших сестёр и братьев: Тагила, Салды, Ницы, Пышмы, чтобы затем вместе с Тоболом и Иртышом добраться до великой сибирской Оби-матушки и достичь с ней студёного Карского моря…

        1586 год. Плывут по реке Туре от Урала струги с отрядом из трёхсот «служилых и охочих людей» под началом воевод Василия Сукина, Ивана Мясного и письменого головы Данилы Чулкова.
        В низовьях Тура вдруг резко уходит из своего прежнего русла вправо на юг и крутой излучиной поворачивает против течения, а затем так же круто, повернув влево, устремляется к основанию возвышенности. Если глянуть на русло реки сверху, получается подобие буквы «Z» (рис.2), высотой в три и шириной в полтора километра. Подмывая глинистый склон возвышенности, река образует высокий обрывистый правый берег. Дружинники из-за излучины реки видят это чудо природы – украшенный наверху корабельными соснами обрыв, протянувшийся живописным амфитеатром на версту. 
        В одном месте обрывистый берег Туры как ножом прорезает глубокий овраг её притока, реки Тюменки, образуя острый, двадцатиметровой высоты мыс. Лучшего места для острога не найти (рис.1). Кроме глубокого оврага Тюменки к западу от мыса находились два больших оврага Делилов и Вишнёвый с ручьями, впадающими в устье Тюменки, а также несколько мелких оврагов, что ещё более укрепило бы будущий острог с западного направления.
        С мыса открывался неоглядный простор за рекой Турой. Болотистый левый берег переходил в широкую луговину, заросшую кустарником. Верстах в трёх темнели стены сосновых боров.   
        Разведчики отряда доложили, что на этом мысу в 1580-1581 году зимовала часть дружины Ермака.
 
        Провожая Сукина, Мясного и Чулкова в Москве, Борис Годунов наказывал: «Зачнёте град на Туре – ворота в Сибирь откроете».
 
        29 июля 1586 года Данило Чулков сделал запись об основании Тюмени. Лето было в разгаре и казаки дружно взялись за работу. Валили лес, ставили избы, амбар, съезжую избу, караульную избу, срубили небольшую церковку. От оврага Тюменки до берега Туры выкопали оборонительный ров, поставив вдоль него наклонные заострённые брёвна. Корчевали пни и выжигали землю под пашню. К зиме Тюмень огородилась по периметру крепкой стеной из заострённых брёвен с воротами и восемью башнями. Впоследствии в деревянном остроге размещались две церкви, воеводский двор, торговые хлебные житницы, несколько амбаров и ряд других построек. К югу ото  рва крепости, в посаде, поселились служилые люди, пашенные крестьяне и ямщики (рис.1, Тюмень в конце 17 века, гравюра из книги И.Витсена «Северная и восточная Татария», Амстердам, 1785).


РЕЧНЫЕ ПУТИ ТЮМЕНИ

        Тюмень стала форпостом освоения Сибири и Дальнего Востока. Большую роль в этом сыграли водные пути. По реке Туре (рис.2) открывался путь к Оби, а по ней на север и на восток.
        Уже через год после основания города по велению Москвы Данило Чулков с отрядом отправился по Туре и Тоболу ставить «градЪ ТоболескЪ».
        По сибирским рекам из Тюмени уходили на север основатели Сургута, Обдорска, Берёзова, Верхотурья, Туринска, Пелыма, Мангазеи.
        На восток первопроходцы двигались через тайгу, по сибирским рекам, то спускаясь по течению к Северному Ледовитому океану, то по крупным притокам рек двигаясь далее на восток Сибири. На стыке речных бассейнов приходилось перебираться через водоразделы и, отыскав новую реку, строить новые суда и продолжать свой путь.
        На своём пути к Тихому океану первопроходцы ставили остроги и военные посты, из которых впоследствии возникли Красноярск, Иркутск, Чита и другие населённые пункты.
        Наличие разветвлённых водных путей привело к созданию в Тюмени крупного речного порта, развитию судостроительных заводов и судоремонтных мастерских. Суда с паровым движителем появились в 40-50-х годах 18 века, а через два десятилетия паровой флот практически вытеснил из перевозок парусные и гребные суда.


СИБИРСКИЙ ТРАКТ
 
        Особенно возросло значение города после прокладки в 1597 году из Верхнетуринска вдоль Туры дороги, разведанной соликамским посадским человеком Артемием Бабиновым. В течение двух столетий Бабиновская дорога была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции.
        В Тюмень и через неё возили товары из десятков областей России и Сибири. В 1596 году царским повелением стала поощряться бухарская торговля и в Тюмень опять стали приходить караваны из Бухары и Самарканда.

        В 1601 году был учреждён тюменский ям для гоньбы по казённым надобностям от Тюмени до Тобольска. За рекой Тюменкой в 1605 году появилась ямская слобода, жители которой выполняли «государеву службу», перевозя почту, людей и товары по сибирским дорогам. Ямская гоньба привела к развитию в городе кузнечного и санно-экипажного дела. Тюменцы изготовляли для продажи проезжающим деревянную и глиняную посуду, лодки-дощаники, упряжь, мыло, торговали кожами и шерстью, хлебом, маслом и льном.
 
        Царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью до границы с Китаем, вышел в 1689 году, однако более сорока лет это решение не было проведено в жизнь.
        К осуществлению плана сооружения Сибирского тракта приступили в лишь в 1730 году. Тракт шёл из Москвы через Казань, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Каинск на Томск. Затем северная ветка тракта шла на Енисейск, Якутск и Охотск, а южная — на Иркутск, Верхнеудинск. За Верхнеудинском дорога снова раздваивалась: одна ветвь шла на Нерчинск, другая сворачивала на юг до границы с Китаем (рис.3, зелёная линия). Эта дорога получила название «Чайный путь», потому что по ней торговцы через степи Внутренней Монголии прибывали за чаем на заставу Калган в Великой Китайской стене.
        В 1738 году из Тюмени на Екатеринбург был  проложен Московский тракт – главная дорога, соединившая  Сибирь через Тюмень с европейской частью России, и Бабиновская дорога утратила своё значение.  Таким образом, главная улица города Тюмени стала составной частью Сибирского тракта.
        В середине XVIII века Сибирский тракт из Тюмени на восток проложили южнее существовавшего: он прошёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск, Красноярск и Иркутск, где соединился с прежним трактом (рис.3, красная линия).
      
        Обустройство Сибирского тракта было завершено к середине XIX века.

        Антон Павлович Чехов в своём путешествии на Сахалин в апреле 1890 года опрометчиво не стал дожидаться открытия речной навигации в Тюмени и отправился в дальнейший путь по Сибирскому тракту:
        «Сибирский тракт — самая большая и, кажется, самая безобразная дорога во всем свете. От Тюмени до Томска, благодаря не чиновникам, а природным условиям местности, она еще сносна; тут безлесная равнина; утром шел дождь, а вечером уж высохло; и если до конца мая тракт покрыт горами льда от тающего снега, то вы можете ехать по полю, выбирая на просторе любой окольный путь. От Томска же начинаются тайга и холмы; сохнет почва здесь нескоро, выбирать окольный путь не из чего, поневоле приходится ехать по тракту. И потому-то только после Томска проезжающие начинают браниться и усердно сотрудничать в жалобных книгах. Господа чиновники аккуратно прочитывают их жалобы и на каждой пишут: «Оставить без последствий». Зачем писать? Китайские чиновники давно бы уж завели штемпель».


ТРАНССИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ

        К концу XIX века пропускная способность Сибирского тракта не отвечала объёмам перевозок российской экономики, что стало основанием для сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали. Дорога построена в период с 1892 по 1896 годы за счет государственной казны. Она проходила южнее Тюмени через Челябинск, Курган на Омск.
        Железная дорога из Екатеринбурга в Тюмень пришла ещё в 1885 г., а в 1912 году построили железнодорожный путь между Тюменью и Омском (рис.4).

        Первый за Уралом город Тюмень по праву стал воротами в Сибирь.


        Александр Соханский,
                июль 2015 г.


        Информация:
        * Б.А.Жучихин, С.П.Заварихин. Тюмень архитектурная. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1984.
        * Д.И.Копылов, В.Ю.Князев, В.Ф.Ретунский. Тюмень. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1986.
        * С.П.Заварихин. Ворота в Сибирь. Москва, «Искусство», 1981.
        * Тюмень – ворота Сибири. Хроника, документы. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1986.
        * Улицы Тюмени рассказывают. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1979.

.


Рецензии
Здравствуйте, Александр! С большим интересом и удовольствием прочёл Ваше увлекательное повествование о древнем сибирском городе и по совместительству - областном центре огромного уральского региона с двумя автономными округами. Чувствуется глубокая заинтересованность автора в вопросах краеведения, топонимики и географии. И самое главное, читателю сполна передаётся Ваше доброе отношение к Родине (и читать подобное приятней вдвойне).
Кстати говоря, я "наткнулся" на Ваше произведение через поиск (можно сказать, случайно - искал аналогичную информацию), а теперь с радостью хотел бы поближе ознакомиться и с другими Вашими работами. Что ж, желаю Вам дальнейших творческих успехов, неисчерпаемого вдохновения, мирного неба и как можно больше приятных сюрпризов от надвигающейся осени! Привет Вам из Тютчевского края!
С уважением,

Сергей Кобозев 2   28.08.2023 16:05     Заявить о нарушении
С благодарностью за добрые слова и высокую оценку патриотического отношения к родному краю, к Родине в целом. Здесь Вы попали в самую точку!
Приглашаю Вас, Сергей, на посещение моего скромного кабинета. Посидим, почитаем, потолкуем...
С наилучшими пожеланиями!

Александр Соханский   28.08.2023 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.