Е. Н. Л

               
               
               
                ПРОЛОГ
        Сколько в моей жизни было ученических дневников, своих и подопечных.
Но есть дневник, который я читаю и перечитываю уже несколько лет. Каждый
раз беру его в руки с волнением и удивлением от того, как можно многое уз-
нать о человеке через сто лет по его  дневниковым записям. Это дневник за
 1908-1909 учебный год воспитанницы  Донского Мариинского Института Благородных Девиц в городе Новочеркасске. На темы таких институтов фильмы поставлены, книги написаны, но живой документ того времени задал мне много вопросов: зачем они создавались, как девочки выживали там… и д.р.
        Еще дочь Петра 1 Елизавета знала о невоспитанности и необразованности дочерей своих высокопоставленных подданных. Хотела заняться этим делом, но не успела. А вот Екатерина Великая, одна из образованнейших женщин
своего времени, на практике занялась этой проблемой. Российской империи очень нужны были образованные люди. Надо начинать учить дворянских детей уже дома, где мама была бы обучена наукам разным или смогла бы оценить учителя, который пришел к ее детям. Императрица велела построить на месте смоляных складов в столице один из красивейших архитектурных ансамблей столицы и разместить там Институт Благородных Девиц для дочерей потомственных дворян. Туда принимали девочек с шести лет и двенадцать долгих лет они находились в этих стенах (так и хочется сказать - крепостных или монастырских) вдали от любви матушек и нянюшек. Мария Федоровна Романова – вдова Императора Павла 1, успешно продолжила строительство этих институтов в разных городах России. В ее честь многие институты назывались Мариинскими.
            Дневник учащейся первого (выпускного) класса – это маленькая книжечка в твердом переплете, в ней 256 страниц, ее удобно было носить в кармане ученического фартука. Половина книжки заполнена хозяйкой, а остальное – справочный материал, которым можно пользоваться не только в годы учебы, но и во взрослой жизни. Записи в дневнике сделаны хорошо отточенным карандашом, что и через сто лет можно практически все прочитать, запинаясь, конечно, на дореволюционной орфографии. 
           Дневник начинается с вопросника:
Любимый писатель – Лермонтов
Лучший друг – Шурка Кравченко
Любимый учитель – Джек Лондон
Любимое занятие – труд полезный
Любимое развлечение – музыка
           Вопросы типа любимый цветок и т.п. – были проигнорированы.
           Вначале, когда я увидела фотографии ученицы десяти и восемнадцати
лет, представила себе «кисейную» барышню. Но слабо представляешь, что такое создание могло бы упомянуть Джека Лондона, как любимого учителя, совсем интересный ответ о Лермонтове М.Ю. и труд полезный назвать любимым заня-
тием.  Скорее наша девушка была с характером и очень одиноким человеком в этом закрытом обществе.
         Кроме изучения душевного состояния здесь есть и практические данные:
Номера учебного билета, сберегательной книжки, часов, галош, перчаток, и др.
          Сохранились фотографии столовой, коридора и можно только представить строгую жизнь девушек. Есть и более радостное фото двух подружек в ученичеческой форме с белыми воротничками и в белых передниках.
          Весь дневник я разделила на темы: учеба, отдых, домоводство и справочные материалы и жизнь после института.
                УЧЕБА
           Расписание уроков и экзаменов, темы сочинений.
1. Каждая страница дневника носит свое название. Страница «Росписанiе уроковъ». В маленькой таблице каллиграфическим почерком записаны все
пять ежедневных уроков: три урока до двенадцати часов и после двыхчасового
перерыва еще два урока до шестнадцати  часов. Учились шесть дней в неделю.
По три часа в неделю учили иностранные языки, русский, историю и математику.
 По два часа – занимались Законом Божьим, педагогикой, географией, рукоде-
лием и пением. И уже почти факутальтивно по часу в неделю занимались физикой, космографией, танцами и рисованием.
            Через пятьдесят лет в расписании выпускного класса общеобразовательной школы уже в другой Советской России
 в расписании были русский язык и литература, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, химия, астрономия, история СССР, иностранный язык, физкультура, а вот здесь поподробнее вместо музыки и танцев «будьте любезны» сдать нормы на значок ГТО (готов к труду и обороне), производственная практика на заводе вместо педагогики  девочки работали на громадном
дореволюционном станке, справедливости ради, запах машинного масла остался на всю жизнь приятным и родным.
      Выросли несколько поколений умных девочек, которые так и
не смогли понять, как это электрический ток по синусоиде в проводе умещается и глупые, которые стали инженерами, в большинстве своем на короткий период жизни – до замужества.А еще через пятьдесят лет – ЕГЭ по русскому языку. Безграмот-ность на новом витке. Абитуриент медицинского институту пи-
шет: «поциэнт». Это про нас, пациентов будущего врача –грамотея.

2. Страница: «Росписанiе экзаменовъ»
В табличке отдельно записаны названия письменных экзаменов, а потом уст-
ных. Экзамены проходили с 20 апреля по 25 мая, их было тринадцать и оцен-
ки, в основном, высокие одиннадцать – двенадцать баллов. Эти даты и назва-
ния предметов отмечены и в православном календаре. Например, экзамен по
географии записан в графе – Дня Великомученницы Ирины. Наверное, выпуск-
ница обращалась за помощью к покровительнице, и так все тринадцать экза-
менов. По русскому, немецкому, французскому языкам и математике экзаме-
ны были и письменные и устные, а остальные только устные. Неизменно высший балл был по математике и физике, а иностранные языки девять – десять
баллов – тоже хорошо. 
    Через пятьдесят лет сдавали письменно и устно экзамены по русскому и литературе, алгебре, геометрии, тригонометрии, остальные устно. Четырехчасовое сочинение приятно вспомнить. Члены родительского комитета разносили чай с булочками, а кому-то и шпаргалки. Замечательно. Дальше алгебра – геометрия – это нам только давай; с физикой, химией и историей – напряженка, а французский вспомнить стыдно.  Еще через полвека на выпускном экзамене по русскому – изложение, многие уже двух слов связать не могли. На математике были такие задания, что внук выпускник выскочил в туалет, по мобилке позвонил бабуле, быстренько прочитал задание. Та ему без подготовки тут же ответила и обрадованный внук:
- Все, хватит. На трояк есть, а там, как будет. Спасибо.
Знания, где –то на дне.
3. Страница: «Темы сочиненiй».
Второго октября 1908 года она писала классное сочинение на тему: «Значение
ума, чувства и воли в жизни человека». (!!!). Целый месяц с конца сентября до
конца октября она работала над домашним сочинением «Почему потомки
справедливее оценивают великих людей, чем современники?». В течение
учебного года были продуманы и оформлены сочинения на темы:
«Петр Великий по  произведениям А.С.Пушкина»,
«Наиболее благородные и возвышенные взгляды на счастье»,
«Какие люди заслуживают название друзей человечества?»
Тут тебе не списать, не подсказать – думай сама. Так и остается из детства привычка складывать из буквочек слова, а потом и высказывать  мысли.
 Через пятьдесят лет кому-то повезло с учителем литературы. У нас      тоже была замечательная учительница. Интеллигентная, знающая, внимательная к нам. Без особого желания, но с особым чувством долга, лично для нее мы писали сочинения. Правда, таких свободных тем не было, «о благородном и возвышенном». Все больше «образы» разбирали и некоторые писали ей на радость, чтоОнегин своих колхозников не притеснял. В сочинениях на свободные темы писали о роли КПСС в «нашем счастливом детстве». Поэтому предпочитали темы по русской классике. Нынче умные головы в министерстве решили, что    сочинения писать не нужно – дети и так загружены.  Результаты ЕГЭ по русскому языку 2014 года привели в ужас всех, министерство   образования вздрогнуло. В школьную программу вернули сочинение. Не поздновато ли господа? 
               
                ОТДЫХ
     Задания на каникулы, театральный и музыкальный листки, книги…

         Институт не забывал своих воспитанниц и летом. На каникулы тоже отводились странички: «работа на каникулы», распределение летних занятий и д.р. В дневнике эти листки аккуратно вырезаны и можно только додумать, что не хотелось ей перечитывать воспоминания о лете после проверки классной дамой записей об исполнении заданий.
          В свободное от учебы время воспитанница занималась пением, брала уроки по английскому языку или просто гуляла по большому институтскому парку с одноклассницей, с которой дружила всю жизнь, а во взрослой жизни подолгу жила в ее доме.
          Ходила в театр, читала книги, слушала музыку, пела, играла на пианино, о чем писала в дневнике на отдельной страничке.
1.В « театральном листке» записано: 27, 28, 29 и 30 декабря 1908 года наша институтка побывала на вечерних спектаклях и посмотрела: «Ценою крови», «Анна Каренина», «Большой человек». Уже 3 января 1909 года вечером она опять в театре и в своем дневнике дала оценку спектаклю «Дни нашей жизни» Андреева – роскошная вещь. В дни летних каникул она видела несколько спектаклей Островского, Гоголя, Ибсена и неизвестных ныне авторов.
2. Страничка. « Музыкальный листок». Здесь та-а-а-кой перечень оперных спектаклей. За один учебный год были прослушаны: «Евгений Онегин», «Русалка», «Демон», «Травиата», «Мазепа», «Аида» и др. После спектакля она записывала в дневнике исполнителей главных действующих лиц. Когда однажды приехал Федор Иванович Шаляпин в Ростов, она ездила его слушать. Любовь к таланту великого певца осталась у нее на всю жизнь. Через пятьдесят лет, уже в другом дневнике пожилая женщина хранила вырезки из газет о нем.
У нее был прекрасный голос и в семье до сих пор вспоминают, что ей предлагали учиться в Италии. Она не поехала, и за ослушание отец лишил ее наследства. А пока она не жалела денег на ноты, многие хранила до конца жизни. Во взрослой жизни и в старости она брала ноты и  ходила к соседям, у которых было пианино, музицировала. Оставшиеся после нее ноты хранят уже немолодые внучки в память о бабушке. Что дальше будет с уникальной коллекцией нот?
3. Страничка. «Книги прочитанные мною».
       Для достижения необходимого уровня интеллектуального развития и при подготовке к сочинениям, барышне необходимо было прочитать книги по
предлагаемым спискам. В начале двадцатого века восемнадцатилетняя учащаяся читала: Шопенгауэра, Дарвина, Горького, Куприна, Вл.Соловьева, Раскина, Доро-
шевича, Вересаева (порядок книг я точно списала из дневника). После названия
книги она записывала главных и второстепенных героев, выписывала цитаты из них. Собирала она и свою библиотеку.
                А что нынешние? Как-то я ее праправнука попросила прочитать
повесть Куприна «Гранатовый браслет» и позже спросила:
- Понравилось?
Он ответил:
- Да там бедный… Ну, как его?
- Желтков, телеграфист?
- В-о-о. Влюбился в богатую, а ему…  облом.
В  семье есть библиотека, которую собирали более полувека, есть
книги издания 1868, 1898, 1908 годов. Молодежь не читает - в интернете можно скачать. Ждем-с, может опять появятся любители чтения в одном отдельно взятом семействе.      
               
                ДОМОВОДСТВО
          Приход-расход, кто должен, кому я должна, планирование расходов.
          В институте учили не только наукам, но и как планировать расходы при ограниченных доходах, контролировать долги свои и чужие. Короче, экономи-
ческие знания на службе достойного житья при любых условиях.
1. Страница. «Что нужно прiобрести?». Таблица «Приход-расход» удивляет ассортиментом и ценами. Все покупки воспитанница подробно записывает в дневнике:
        - Чулки    - 1руб. 54коп.
        - Калоши – 2 руб.
        - Туфли    - 80 коп.
        - Материя – 1руб.95 коп.
        - Сахар      - 10 коп.
        - 2 фунта вишен – 10 коп.(это около 800граммов)
        - 2 фунта черешен – 4 коп.
        - Молоко – 5 коп.
        - Хлеб – 5 коп.
        - Трамвай – 10 коп.
        - Мороженое – 10 коп.
        - Баня – 15 коп. Итого истрачено в эту неделю…
  Барышня покупала себе необходимое из одежды. Сахара, фруктов видимо
не хватало ей. На трамвае (целых десять копеек) не покатаешься, за эти деньги
можно купить два килограмма черешни или побаловать себя мороженным.
Туфли стоили почти в два раза дешевле чулок – как же их надо было беречь.
        Запись на ноябрьской страничке совсем интересная, девушка планировала
купить необходимое:
        - Тройного одеколону – 1 руб.
        - Духов    - 1руб20 коп.
        - Глицерину – 10 коп.
        - Пудры – 20 коп.
        - Борной  - 10 коп.
        - Подмышники – 1 руб.
        - Воротнички «композиция» - сумма не стоит, наверное, дорого.
Покупка откладывается. Что можно сказать. Ребенок знал цену деньгам, очеред-
ность покупок: что купить сегодня, а что в следующий раз.
            Их учили: «есть два средства не страдать от бедности: увеличивать свое богатство или уменьшить свои потребности. Первое – не всегда, второе – в нашей власти».
         Это пригодилось на всю жизнь – планирование скромного семейного бюджета помогли выжить ей в страшные годы революции, разрухи и войны.
Долгие годы наша выпускница работала учительницей иностранных языков и
на свою сверхскромную зарплату вырастила двоих детей.
        Вернемся к дневнику. В конце учебного года подводились и финансовые итоги. В записях видны и финансовые хитрости. Подписано (почти не видно) – театр 35 копеек. Наверное, баланс не сошелся.
        Долги тоже учитывались, заполнялись графы таблицы: когда получил, срок уплаты, от кого получил и сумма. В другой табличке «кто мне должен» тоже точно указано: когда дала, срок уплаты, кому и сумма. Например, учителю русского языка Брызгалину отдала 10 копеек. Я думаю, что учитель возил учениц на трамвае за свой счет, и она возвратила ему долг.
        Учащаяся имела свой счет в сбербанке и отчитывалась за свои расходы перед семьей. Вот она спрашивала разрешения у отца (это она так называла родителя,предварительно составив план письма). «Отцу написать про шапочку и муфту,  про мое желание побывать в Ростове к доктору по накожным болезням…». В дальнейшем, к несохранившимся письмам она всегда писала сначала план, о чем она хочет спросить или сообщить. Никаких экспромтов – точность, корректность.

                СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

           Словарь иностранных слов, употребляемых в быту. Хронология.
           Шпаргалки. Таблица важнейших государств земного шара.
             Статистика России. Сравнительная таблица русских и 
           иностранных монет. Высшие учебные заведения России.
           Первая помощь, домашняя аптечка гигиена и др.

          Для учащихся института, кадетов и гимназистов редакция «Товарищ»   издавала книжечки – календари не только как записную книжку – ученический дневник, но и как справочник «по самым разнообразным вопросам», начиная от истории… гигиены и т.д. и т.п. У целого поколения были однонаправленные зна-
ния. Н-у-у-у здесь море интересного и сегодня.
1. Чего только нет в «Словаре иностранных слов, употребляемых в житейском быту». В начале 20-го века все знали, что:
- Демагог – это предводитель народной партии.( А я думала, что это просто
краснобай и пустослов).
- Либерал – благородного образа мнения.( Не к ночи вспомнишь В.В.Жириновского, Б.Б.Надеждина и других – свободномыслящие человеки).
- Олигархия – господство немногих лиц. (Я учила, что это политическое и эко-номическое господство небольшой группы представителей крупного капитала).
- Риск – предприятие на удачу. (Не только на удачу. В риске главное принимать
на себя неприятности, которые могут произойти).
- Третировать – обходиться без уважения. (В современном понятии это прене-брежительное отношение).
- Диктатор – лицо временно обличенное неограниченной властью (Почему временно?).
2. Глава «Хронология» уже познакомее.
- Древняя история от 3000года через рождение Христа до 476 года – падения Западной Римской Империи.
         - Средневековье до 1492 года – открытие Америки Христофором Колумбом.
         - Новая истории начинается с морского пути в Индию и заканчивается 1900 годом Война Европы с Китаем. 
         Ну, наконец – то раздел Русской Истории. Слава тебе господи, начинаешь себя маленько поумнее чувствовать. 862-й год, записано – призвание князей. Даже не пишут, что это Рюрики. Читаем дальше. Столько дат… Ужас.
- Но вот Иван Грозный, почти родной. В 1559 году верноподданный Ивана Васильевича Д.Адашев пошел брать Крым.  Последние годы живу в Крыму, и
поэтому интересно, что изучали  в начале двадцатого века об известных мне
событиях.
-  Богдан Хмельницкий занимает несколько страниц в учебнике.
- Совсем близкая дата 1689 – 1725 годы Петр Великий и все. Между этими цифрами черточка, а Россия встала на дыбы.
- В 1783 году Екатерина Великая присоединила Крым.
Ну, дальше все знакомое и, наконец, последняя дата 1905 год – высочайший манифест об учреждении  Государственного  Совета и Государственной Думы.   Девочки учили историю по учебникам, в которых всего-то 350 страниц. Подумаешь! Зато они не учили Историю СССР …, Историю КПСС…
         Мне нравится в учебниках по истории того времени спокойное повествование событий, уважительное отношение к прежним царям. Если властитель был «не очень», то в учебнике читаем: «Бог не дал удачного правления». Господи,не хочется думать о нынешнем времени, когда каждый последующий правитель охаивает предыдущего, хотя последний президент пока не запятнал себя этим. 
3.Шпаргалки. Таблицы по арифметике, алгебре, геометрии, физике, химии. Гор-
жусь, кое-что помню.
4.Самый интересный раздел «Смесь». Здесь действительно все в кучу свалено.
- Как расколоть орех пальцем
- Таблица «Важнейшие государства Земного шара»: Афганистан (деспотия), Корея (империя в зависимости от России и Японии, Северо – Американские Соединенные Штаты, Германия определена, как союз 25 государств и трех вольных городов.
 - В справке «Статистика России» утверждается, что территория равна 19139 верст квадратных. Владения обнимают (какой термин, а?) одну шестую часть суши.
-« Сравнительная таблица русских и иностранных монет» поражает стабильно-
стью. В книжечке на год вперед напечатано: 1 доллар Соединенных Штатов Северной Америки равен 1/94 рубля. 1 фунт стерлинга – 9,45 рублей, а германская марка всего-то 46 копеек.
Душа заполняется надежностью того времени. Сейчас табло на пунктах обмена валюты сходят с ума и перегорают. Люди каждый день не знают точного курса валют.
- В справочнике есть и данные о стоимости билета. Если пора домой, то надо
знать, что стоимость билета в вагон первого класса в два раза дороже билета в
вагон третьего класса. Поэтому можно ехать во втором классе, хотя билет дороже
в полтора раза билета третьего класса.
 - В списке высших учебных заведений для нашей героини интересна была бы
запись, что в Санкт Петербургской Консерватории вольнослушатель заплатит 200
рублей и за посещение научных классов 50 рублей в год, а если бы она поступила
туда, то заплатила бы просто 200 рублей.
         В некоторые ВУЗы принимали только русских подданных, христианского вероисповедования, как, например, Политехнический Институт Санкт Петербурга.
 -  На будущую жизнь есть глава «Первая помощь». Например, при отравлении
лечили – алкоголем (водка), голову обливали холодной водой, а руки и ноги –теплой; клистир с касторовым маслом и солью, нюхать нашатырный спирт, содо-
вые порошки, черный кофе и сон. Очень полезен совет при солнечном ударе –
холодные примочки или лед, а если в деревне, то обложить больного холодной землей.
 - Выпускница должна знать, что должно быть в домашней аптечке. Что у нас
в аптечке лежит? Таблеток куча. В аптечке начала 20-го века должно быть:
- для полоскания больного горла нужны вазелин, горчичники, поваренная соль.
- при суставном ревматизме салициловый натр.
- для лечения незначительных порезов – коллодий (?).
- при сильном кашле – французский скипидар (?).
- хинин – жаропонижающее.
- мятные капли при спазмах и поносах.
- гофманские капли, английский пластырь, английская или горькая соль, капли
Датского короля и другие неизвестные лекарства.
          Учащаяся на 10 копеек покупала глицерин, чтобы кожа мягкой была.
          Все это изучали Благородные Девицы, готовясь стать хозяйками дома, стражами здоровья домочадцев.
 -  Гигиенические советы – хоть все подряд списывай. Очень много места занято уходом за кожей. Ежедневная зарядка, это понятно, после которой надо
мыться – и это ясно. А если нет ванной, «можно довольствоваться обыкновенной
умывальной чашей и губкой, выжимая воду из губки на себя или же стоя на ков-
рике ударять по всему телу полотенцем, вымоченным в холодной воде. Обмывание будет более освежающим и укрепляющим, если в ведро с водой бросить
пригоршню соли». Кстати, набирается вода из колодца. Можно представить себе
эту процедуру. Б-р-р.
 - А это совет для многих горожан, а особенно для молодых мам. Списала це-
ликом: «Температура в жилых помещениях не должна превышать 18 градусов.
При высокой комнатной температуре тело превращается в тепличное растение,
лишенное всяких сил. Из этого не следует, что надо меньше топить, но нужно
постоянно держать открытым окно или форточку».
         Все. Выпускница Института готова содержать свое здоровье и домочадцев в полном порядке.

                ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ИНСТИТУТА
                Письма из Сиэтла

    Последняя страница дневника заканчивается записью:
Е – Владикавказъ - Леночка
Е.Н.- Новочеркаскъ – Елена
      За окном нашего дома в Крыму расцвели ирисы: высокие, с удивительно нежно-фиолетовыми цветами. Когда первый раз я просмотрела дневник, то мое представление об институтках было именно такое: хрупкие, прекрасные, хорошо воспитанные домашние девочки, в длинных,  красивых, форменных платьицах, аккуратно причесанные…
      Стоп! С шести до восемнадцати лет девочки-девушки одинаково одетые
«строем» ходили в столовую есть одинаковую пищу; вместе в классы, в театры.
Изо дня в день, из года в год нашей девочке, после смерти мамы, пришлось с
восьми лет жить далеко от дома долгих десять лет в этом институте. Какой характер надо иметь, чтобы там выжить и «вдребезги» не разбить мозги и не свихнуть душу. Чем дольше я читала дневник, тем ярче из всех точеных буквочек вылезало одиночество. Отсюда любовь к Лермонтову и на страничку дневника она полностью переписала стихотворение «И скучно, и грустно…». Она уговаривала себя, списывая из книг цитаты, вроде этой: «Дружба  - достояние обыкновенных, средних людей. Идеал возвышенной души – одиночество. Тело обременяет дух и тянет его вниз».
       Все время под надзором классной дамы, старой и строгой, и она нарисовала ее не очень радостно.  Выход из такого однообразия – музыка, книги, очень далеко от реальной жизни.
       Может, желание пожить в теплой семье толкнуло девушку к раннему замужеству, хотя, если бы не это, она могла стать великой певицей. Кто знает. Первый муж –Шурка Кравченко, тот самый друг детства из ее дневниковой анкеты. Он стал отцом ее девочек и погиб в первый год Первой Мировой Войны. Опять одна. Второй раз вышла за царского офицера, красивого и любящего, но он тоже рано умер. От тифа? Упала на голову Революция, Гражданская Война - пришла Беда.      
               
 Вся ее семья в годы революции разделилась на несколько частей: одна из
Владикавказа оказалась в Харбине и осталась там, другая постепенно переехала
в Сиэтл штат Вашингтон США, а  остальные члены семьи остались в России. Что ее остановило – тиф? Ведь рассказывали, что ее с поезда сняли.    
 Сохранились отрывки из четырех писем из Сиэтла. Некоторые страницы писем за 1925 и 1927 годы утеряны, а письмо декабря 1931 года сохранилось полностью. Читать их было просто и сложно: написаны они по правилам старой дореволюционной орфографии, но четким почерком. Открывалась такая бездна горя, которую хлебала молодая женщина полной чашей. За что?

            
       Я буду приводить цитаты из писем, не исправляя ошибок и стиля – точненько.В письме Сиэтл пишется, как Сиатл, килоуат – киловатт, сажень – это мера длины равная 2,18м, сдесь вместо здесь. В предложениях не хватает слов, знаков препинания, но понятно, что мисс Belly (Белова?) волновалась, обращаясь к милой детке, голубке Леле.       
       Из Харбина в Сиэтл перебрались не сразу и не все. И вот в конце декабря 1925 года пришло письмо. 
«Даже страшно написать тебе, что я пишу тебе из Америки, куда прости
прости Господи занес меня черт… По месту расположению напоминает
наш родной Кавказ. Сиатл на нескольких горах, сходящихся между собой в разных направлениях, по ним расположены всюду дома, но
так часто, прямо почти на 3 – 4 сажени друг от друга, между горами везде дороги улиты асфальтом, а все тротуары громадными плитами
из камня, освещены вечером настолько сияет, что булавку свободно можно найти, форменно море огня и соответственно электричество сдесь стоит 2 коп. килоуат. Все приспособления усовершенствования в хозяйстве сдесь прямо поразительны. Плиты газовые электрические, ни копоти ни сажи. Я не знаю, все полы усланы в квартирах везде коврами, чистятся особым пылесосом, убрать 3-5 комнат прямо игрушка ; часа не больше понадобится. Обед сготовить тоже 1-1,5 час, в водопроводах горячая холодная вода целый день, и ванна и теплая уборная в каждом захолустном домишке. Прислуги ни у кого нет ибо – это сдесь это дорогое  удовольствие, меньше 40 руб.не наймешь, а то и все 80 -100р…»

        И правду сказать, когда наши либералы в 90 годы говорили, что надо начинать с теплых туалетов, нам было смешно. А сейчас  в 2014 году туалеты на улице. Особенно это развлекательно в бараках на Крайнем Севере. Некоторые мои сотрудники в Мурманске начинали зимнее утро с « проверки прогноза погоды.  Зато они знали, что надевать на себя. Остроумно. В 1925 году тетя Женя пишет вусмерть разбитую страну голодающей Леле с двумя детьми о сказке, в которую поверить, а тем более представить трудно. Асфальтированные улицы в городах, тротуары уложенные плитами, и сейчас, мягко говоря, не везде.
       В 1927 году стали накапливаться заботы в американской семье.
  «Начну описывать тебе свое великое горе от которого я думала сойду с ума, которое вызвало у меня воспаление затылочных нервов. Но видно что человек такое паршивое животное со всем смиряется и ко всему привыкает. В феврале месяце 1927г. мой Ш. благополучно добрался для нас и начали хлопотать, чтобы оставили здесь, но американские законы настолько дикие, что никакие хлопоты, никакие залоги в 25тысяч не помогли. Одно выражение «не трудоспособный»
и все и его 10 мая депортировали обратно в Харбин. И тут-то переживания его и мои можно понять: описывать нет сил. Теперь живем на два дома дочь в Харбине и я с остальными в Америке.»
     А жизнь идет своим чередом: дочь тети Жени развелась и дети остались с отцом, по американским законам, мать не против – вышла замуж за американца. В двух кварталах от нее живет бывший муж с их детьми в доме ее матери. Приехала жена сына с дочкой из Харбина. « Живут материально очень хорошо. Зарплата у него 150 рублей в месяц, а даже на 80 р. можно жить роскошно: живут, ни в чем себе не отказывая. Русские  работают на низко-оплачиваемой и неквалифицированной работе. Но это их не смущает…у каждого семья».
       И вот последнее большое, обстоятельное, на шести страницах письмо в  декабре 1931 года. Это грустный и печальный, и так хочется сказать про-
щальный  ответ на письмо ее детки из Владикавказа, которое ее очень обеспокоило.
        «…Давно я не посылала тебе весточку. Ты спросишь почему. Непри-        ятностями не хотела огорчать и без того безцветную твою жизнь,
 а хорошего все не было, теперь немного успокоившись собралась с мыслями и черкнула тебе. По приезде в Америку моя специальность… мне улыбнулась.  Пришлось ее совершенно забросить ибо в больницу без знания английского языка нечего и мечтать попасть. Заделалась я было швеей на электрической машинке шила платья все ситцевые и ты удивишь ся и может быть не поверишь как не верят и в Харбине, что за 8 часов я сшивала 15 – 20 платей и это считалось еще мало тем паче американки давно работающие сшивают от 30 – 40 платей. Но сопоставить работу с домашним хозяйством было не возможно и мне пришлось бросить тогда я набрала квартирантов столовников и этим помогала  мужу. Мы гуртом перетаскиваем сюда своих. Приехала дочь Люся и только Шуренок остался в Харбине».
       Она хочет сказать, что жизнь и у нее не дай бог какая и отвечает на некоторые вопросы своей милой девочке – новой советской гражданке.
« Сюда попасть Леля только за визу 300р. Здесь конечно с детьми ты
и горя бы не знала да и все же были бы около меня. Какие то мы все в жизни не счастливые. Сами ли мы нехороши, или около нас нехорошие все прямо не пойму. По письму вижу что мало радости и у тебя».
       В ответ на страшные слова Лели о невыносимо трудной жизни, тетя советует ей.
            « … Крепись береги себя для детей помни что ты у них одна опора.
 Не станет тебя и погибли они да еще девочки. Какое бы у них горе не
было при тебе им легче будет перенести, помни всегда это и если тебе
приходят дурные мысли в голову, то сейчас же подумай на кого ты их
бросишь. Рано родила, то должна со всеми неурядицами мириться…
И зачем ты только от меня уехала…
Ты спрашиваешь можно ли работу достать в Америке. Работы хоть
отбавляй, но конечно учительницей ты могла бы стать при условии
если сдашь экзамен. При знании французского и немецкого очень
легко выучить английский».
     Последнее грустное письмо заканчивается:
 «Да родная моя назвала бы человека, который бы мне в молодости сказал мне что я попаду в Америку сумасшедшим, а теперь это так. Конечно, если бы не революция то я вернулась бы на Кавказ… Сюда вырвались и тут уже сложим свои старые кости.
      Целую тебя многократно искренне любящая тебя Мать».
      Слово Мать тетя Женя выделила в тексте. До конца жизни Леля скучала
по тете Жене. В дневнике через пятьдесят лет уже пожилой женщины часто повторяется Ам., то балет в Нью Йорке, то самолет полетел от Москвы до Нью Йорка 27 февраля 1959 года. Читала, слушала по радио, смотрела по телевизору все, что касается Америки, где живут ее близкие люди, и куда она так и не попала.      
       И так печально стало на душе: жизнь – очень тяжелая вещь, особенно, в эпоху перемен.
      Я знала эту женщину. Первое мое знакомство помню до сих пор. Я еще не
видела ее, но услышала прекрасное, сильное сопрано. Подумала, что по радио передают концерт, но… нет. Женщина пела для себя что-то итальянское.  Когда
я ее увидела, то от восторга и удивления обмерла. Передо мной стояла женщина старше 70-ти лет. Но голос…
      О прошлом она никогда не говорила. Но семья знала, что она преподавала иностранные языки: немецкий и французский.  Учила игре на фортепиано.  О своем происхождении  не сообщала никому: близких берегла, а остальным и  знать не надо, даже в нынешние снобистские времена, когда покупались «дворянские корни». Береженого  - Бог бережет. Может быть, поэтому она не имела своего жилья, боялась графы о происхождении в документах. Подолгу жила у своих дочек и у институтской подруги.  Да ей и говорить о своих корнях не надо было: издали видно было.  Я уже застала ее в последние годы жизни. Уходила она достойно.
       Жалко, что наши предки были слишком скромными, а мы не любознатель-ными.
       Прошло много времени и мои воспоминания, не то чтобы фантазийные, но я помню ее такой и знаю из рассказов ее близких. 
       Жизнь Благородных Девиц уже знакома по книгам, кино и телесериалам, но эта моя история, моя благодарность  этой женщине и память о ней.

               
               
                Декабрь 2014г. – июнь 2015г.
               


               
 


               


Рецензии