Эксплуатамс

Когда мы были в Гиндукуше и меня вез ишак, мне было стыдно. Перед ишаком. Дышать там было тяжело. Высокогорье. Мы задыхались, а ишак идет себе молча, опустив голову и аккуратно переступая ногами.
И когда мы  ехали на рикше в Сайгоне, в Пном-Пене, в Банг-Коке - всегда  испытывала чувство стыда: я эксплуатирую. Тем более, если человека. В Китае наблюдали, как маленькие худые китайцы тащат в гору на носилках толстых европейцев, которым лень переставлять ноги.

Вот мы гнались на собаках по Аляске. Там был азарт. Я видела - они были счастливы. Вы не представляете, что такое, когда снимаешься со стоянки: собаки вьются вьюном, стонут и бесятся. А несутся как! Вылетишь из нарт - могут и потерять. Тут у меня не было чувства эксплуатации. Мы как-то были на равных. Соревнование вроде.
 
А вот на ишаке... Он молча тянул свою лямку.
Не сказать, что был счастлив.
Не хочу в другой жизни быть ишаком.
Или вот в пустыне Сахара, в Северной Африке, на одногорбом верблюдЕ, наре - это бактрианы, скрещенные с дромадерами. Дико неудобно. Садишься сзади и всё время сползаешь, не уснуть. То ли дело на нормальном, с двумя горбами, между ними удобно сидеть, через полчаса острастки засыпаешь, покачиваясь в такт шагам корабля пустыни. Горбы твердые, с плотным жиром, когда верблюд сытый. А в конце долгого пути по безводной пустыне они похожи на ... повисшие женские груди и заваливаются набок.
Верблюдь, когда причаливает, опускается на колени - и тут можно спикировать мордой в песок или в сухую землю, что очень больно. С тормозящего ишака я уже летала через 2-х метровый дувал (среднеазиатский глиняный забор) в пыльные лопухи.

Мечтала проехаться верхом на лошадИ. Пока не удалось.
На ишаках - да. На собаках, на лошади, но в санях, а верхом нет.

Путешествие верхом, скажем, по Алтаю - золотая мечта! - видимо, впереди.
Если здоровье не подведет.
И компания будет подходящая.


Рецензии