22 июля 2015

8 октября 1968 (окончание)
Далее о научных и художественных методах познания окружающего мира как первичной собственно материи с отсутствующим сознанием, подобному человеческому разуму и сознательной материи, способной к самопознанию и совершенствованию не только живого и разумного, но и способствующей изменению неорганического мира и дикой живой природы по мере дальнейшего приспособления и развития. Завершается отрывок словами: Научно-технической революции должна была, по идее, соответствовать революция Духа. Всякую революционную стихию во избежание катаклизма должен контролировать разум. До сих пор разум перестраивался после больших потрясений и человеческих потерь, поскольку все предупреждения об опасности не воспринимались серьёзно элитой, часто бывающей самой неразумной частью общества….
Движение музыкальной мысли в пределах очищенных тысячелетиями абстракций в виде отражений от слышимых в природе звуков в постепенно развившихся гармонических системах. Ритм – характер этого движения. Музыкальная речь складывается из разнообразных звуков, сочетания которых образуют всевозможные ритмы. То же самое ритмическая литературная речь слов, разбитых на слоги, обозначающих предметы и действия. Музыка кажется на первый взгляд неизмеримо богаче и гораздо свободней в возможностях, но на самом деле содержит в себе непримиримые противоречия, с одной стороны являясь чистой абстракцией, а с другой – взывая к самым тёмным сторонам подсознания человеческой натуры. Всякая прикладная область науки и искусства имеет свои определённые специфические цели и задачи, а также средства и методы разрешения этих задач по мере достижения цели. Но в данный момент рассуждаю о сопоставлении музыки, членораздельной речи и даже истории, отталкиваясь от ритмического взаимодействия формы и содержания предмета.
История – движение отношений между людьми, вернее группами людей, которые развиваются посредством общения друг с другом. Промежутку времени в истории соответствует свод законов этих отношений – ритм этого промежутка. Искусство отражает разные ритмы, преследуя цель совершенствовать как эти отношения, так и человека, развивающегося соответственно требованиям места, времени, национальной культуры. Истинное искусство всегда опережает историческое время, одновременно естественным образом отставая, смещаясь в область мифов абсолютных времён так называемого небывшего, абстрактно присутствующего внутри и блистательно, но фатально отсутствующего снаружи! Быть всегда – это основное кредо в деле творца и жизни человека в обществе и искусстве!
Но сейчас интересуют только всевозможные ритмически организованные движения абстрактно отражённых предметов рассуждений. Новой ритмической речи предшествует новый исторический музыкальный ритм. Ритмическая речь тянется за музыкальными ритмами времени, как велосипедист за машиной, принимающей давление воздуха на себя.
Например, Блок, как пишут лит-веды, отразил новые революционные ритмы в поэме «Двенадцать», а Маяковский совершенно сознательно начинал работать над произведением с поиска ритма по ходу своего знаменитого «мычания»! В музыкальной речи существует повторение ритмов, заостряющих внимание на характере произведения, а в ритмической речи повторение сходных звуков, заостряющих мысль – рифма. Но «рифма изнашивается, имея словарный предел», - это заметил ещё Пушкин. Музыка такого предела не имеет, хотя временами нуждается в слове больше, чем сама литература.


Рецензии