C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Город-сказка

____Человек - существо социальное. Ему необходимо общение с себе подобными, без него он чувствует себя некомфортно, в его психике возникают отклонения, которые при неблагоприятных условиях длительной изоляции могут стать причиной необратимых и губительных для него изменений. Так утверждают психологи, социологи и другие специалисты, объектом внимания которых является человек, как индивидуум, и их общности. С этим, пожалуй, можно согласиться. А что же тогда влечет за собой пребывание человека среди себе подобных, взаимодействие с ними, общение? Всегда ли это радость, или на худой конец душевный покой, комфорт?
____
____Наш город - крупный промышленный центр. В его небо упираются многочисленные трубы металлургических и химических предприятий, производств строительных материалов, каждая из которых выбрасывает в атмосферу города невообразимо большое количество ядовитых веществ, что является неизбежной расплатой за достаток рабочих мест, за относительно высокий уровень жизни горожан, за развитый соцкультбыт. Нескончаемым потоком сюда тянутся вереницы фермеров, везущих сюда сельхозпродукцию, находящую здесь устойчивый сбыт. В обратном направлении отсюда расходятся потоки с продукцией местных предприятий.
____
____Через четыре года здесь будет город-сад! - писал когда-то поэт. К сожалению, словам его не суждено было сбыться. Экологическая катастрофа погубила природу здешних мест, а сам флагман местной индустрии не очень давно был объявлен банкротом, и стал предметом расчленения, растаскивания, разграбления. На его строительство в свое время были привлечены большие людские ресурсы со всех концов нашей необъятной родины, в большинстве своем, увы, не отличавшиеся высокими человеческими качествами, что очень скоро привело к устойчивым изменениям социального портрета среднестатистического горожанина, к изменению нравов и росту преступности. Для человека приезжего все это представляется очевидным и заметным, для коренного же жителя часто кажется делом обыденным.
____За последние годы в городе произошло немало перемен. Мы переименовали магазины в супер- и даже в гипермаркеты, пивнари в бары, спекулянтов в коммерсанты и шагнули в рыночную экономику. Молодежь, как губка, мгновенно впитала в себя "западную культуру", принесенную валом западных далеко не самых лучших фильмов. Мат стал разговорной нормой, стало модным пить пиво прямо на ходу, из горла, а пустую бутылку выставлять на дорогу, чтобы зазевавшийся водитель разбивал ее вдребезги своей машиной, а другие резали шины об ее осколки под откровенный гогот шутников.
Утро. Горячий сладкий черный кофе обжигает и разливает блаженство по всему телу. Я гляжу через кухонное окно на улицу, и уже в который раз вижу одну и ту же картину: утренняя прохлада, люди, спешащие на работу, машины. В доме напротив располагаются общество с ограниченной ответственностью "Гарант" и торговый дом "Меркурий". Чем занимается "Гарант", и как обстоят у него дела - мне не известно, а вот "Меркурий", судя по всему, процветает. На одной из ступенек его массивного гранитного крыльца расположена скульптурная композиция - обнаженный Меркурий с крыльями за спиной и на ногах, стоящий на шаре диаметром около метра. В его левой руке некий канделябр. То, что находится в центре композиции, и отличает мужчин от других людей, не оставляет равнодушными многих прохожих и кто-то из них с недавних пор из озорства под покровом ночи стал окрашивать эту часть тела Меркурия белой краской. На темно-медном фоне тела Меркурия это выглядит контрастно. Сотрудники Меркурия, ответственные за порядок в здании, всякий раз стирают краску тряпками, смоченными в растворителе, в связи с чем все это в любом случае блестит, сверкает и обращает на себя внимание в первую очередь.
____Мой взгляд не обнаруживал за окном ничего необычного, и мысли мои были далеки от событий, происходящих на улице. Сегодня пятница, последний рабочий день перед отпуском, и уже завтра утром я отправляюсь в путешествие на своей машине. Сама по себе предстоящая дальняя поездка, смена обстановки и вида деятельности, встречи с людьми, знакомства с городами, где раньше не был, были причиной сильных ощущений, скрытой, и в то же время переполняющей меня радости, хорошо знакомой любому человеку, влюбленному в автомобиль и дороги.
____Свежевыбритый, благоухающий, с ощущением неуемной энергии в теле я вышел на улицу и направился в гараж за машиной. Десять километров до работы я предпочитал преодолевать на ней, чтобы не мять бока себе и людям в автобусе, не быть свидетелем или участником утренних автобусных скандалов и прийти на работу с не оттоптанными ногами. Кроме того, в середине дня частенько возникала необходимость сноситься куда-нибудь, и после работы заехать к кому-нибудь за чем-нибудь.
____Пересекаю по переходу Овражный проспект. Длинное 24-подъездное здание, стоящее вдоль дороги, пронзает узкий коридор, через который можно быстро пройти к гаражному массиву. В коридоре есть двери, через которые можно зайти в два магазина запчастей, магазин "Еврообувь" и два пивбара, в которых почему-то не предусмотрен туалет. Вечером, возвращаясь домой из гаража, я прохожу здесь через нестройные группы веселящейся молодежи, а утром, по дороге в гараж, я вижу, что весь коридор богато усыпан окурками, битыми бутылками, а также частично и полностью переваренной пищей. Проза жизни. Сейчас утро… Миновав тоннель, я выхожу к гаражному массиву. Местность здесь пересеченная, дорога местами плохая, местами очень плохая. Лужи после вчерашнего дождя еще не просохли. Справа по дороге приближается белая "четверка", основательно схваченная ржавчиной. Петляя между лужами и объезжая выбоины, она делает неожиданный для меня маневр, и брызги из-под ее колес летят на мои брюки. С запозданием, но все же я сдаю назад, гляжу на "четверку" и затем стряхиваю воду с одежды. Вскоре я замечаю, что "четверка" задним ходом приближается ко мне, открывается водительская дверь, и круглая бритая голова изрекает:
____- Ну-ка повтори, что ты сейчас сказал!
____- Я???
____- Я говорю, повтори, что сказал сейчас!
____Видя лицо, переполненное гневом и ненавистью, я решаю прекратить этот диалог в самом его начале, молча пересекаю дорогу сзади "четверки" и вдоль стены ухожу вглубь ГСК, слыша как мне вслед летит ужасная брань. Свернув за угол, я подумал: "Нет, мой хороший! Настроение ты мне не испортишь. Слаб ты для этого, я уже забыл про тебя. И брызги твои оказались не очень грязными, через пятнадцать минут от них следа не останется.
____Ключ на старт, и через пару минут я уже еду по той самой дороге, где меня только что обрызгали. Сворачиваю на улицу Советскую и вливаюсь в поток. Сколько здесь полос для движения - ведомо одному ее, этой дороги, создателю, так как краски хватило только для того, чтобы разделить потоки встречных направлений. Все остальное отдано на откуп водителям, и те едут по ней звеньями, кто по три, кто по четыре машины, что может быть и нельзя назвать хаосом, но и к порядку это имеет отношение отдаленное. Издавна здесь бытует стремление быть первым. Не быстрее других, а впереди всех, что опять-таки приводит к высокой скорости движения потока. Ехать не со всеми - неблагодарное занятие, мешаешь всем. Даже если ехать не спеша со скоростью около 50 по правой воображаемой полосе, обязательно найдется кто-нибудь, кто сядет на хвост, оббибикает, обморгает, догонит, припугнет опасным сближением бортов, покажет средний оттопыренный палец, что-то проговорит и уйдет вперед… по второй полосе. Все к этому привыкли и воспринимают спокойно.
____В конце моего маршрута левый поворот на перекрестке. Это, пожалуй, самый трудный участок. Встречный поток идет не только на зеленый и желтый, но и в начале красного, поэтому у поворачивающих налево шансы близки к нулю. Но сегодня я вижу во встречном потоке достаточный просвет и с ходу закладываю вираж на скорости около 50. Еще 500 метров и я останавливаюсь перед въездом на нашу закрытую для других стоянку. Кузьмич опускает цепочку, я приветствую его и въезжаю на территорию. Здесь у нас оазис порядка, доброжелательности, - одним словом благополучия. Пенсионер Кузьмич ревностно охраняет это наше общее достояние от посягательств со стороны. На моей памяти нет ни одного случая угона, кражи вещей или порчи автомобиля. Наши электронщики оснастили территорию хитромудрой охранной системой, а Кузьмича - радиотелефоном, посредством которого он может быстро вызвать нас всех на подмогу. Уже несколько лет я не перестаю удивляться тому, что ни правоохранительные, ни налоговые органы не прекратили это "безобразие" и не наказали какого-нибудь "стрелочника" за то, что мы нагло отгородили и заняли клочок городской территории, не пускаем туда никого кроме своих, складываемся и платим Кузьмичу зарплату черным налом и не платим государству никаких денег в связи с этим. Наше же руководство понимает, что чем легче и лучше живется сотрудникам, тем лучше и охотнее они работают, и поэтому не только не препятствует, но иногда даже финансирует работы по благоустройству нашей стоянки. Зимой мы не вынимаем ключи из замка, и Кузьмич по нашей просьбе, передаваемой по радиотелефону, заблаговременно заводит и прогревает двигатели наших машин, чтобы мы не теряли время на это и, сев в прогретую машину, быстро разъезжались кто куда. Въезжая сюда, я расслабляюсь и на какое то время забываю о напряженной жизни города.
____День прошел незаметно. Уже к обеду я завершил все то, что должен был завершить до отпуска, отчитался перед начальством, и весь остаток дня слонялся без дела, вовлекая коллег в рассказы анекдотов, чаепития и обсуждение моей предстоящей поездки. Выезжая со стоянки в конце дня, я притормозил у цепочки. Кузьмич оглядел меня критически:
____- Ты, я слышал, в отпуск собрался на машине?
____- Да.
____- И куда?
____- А куда глаза глядят.
____- Смотри, будь осторожен!
____- Да ладно, Кузьмич, чай не впервой.
____- Что, каждый год туда ездишь?
____- Куда?
____- Куда глаза глядят.
____- Я всегда еду туда, куда гляжу.
____- Находчивый! Это похвально. И что, нет ни цели, ни маршрута?
____- Ни цели, ни маршрута, ни атласа дорог.
____- А как же назад вернешься?
____- А мы географию в школе учили.
____- Все ясно с тобой, - Кузьмич опустил цепочку, я тронулся, но неудачно - двигатель заглох.
____- Эх ты, водила! - усмехнулся Кузьмич.
____- Ну прости, больше не повторится.
____- Прощаю. Так тебя ждать, или нет?
____- Ждать меня не надо, но я вернусь.
____Кузьмич покачал головой. Я завел мотор, плавно тронулся, и через пару минут выехал на улицу Советскую. Ехать быстро, вместе со всеми, мне не хотелось, так как спешить было некуда. Меня то и дело то слева, то справа обгоняли машины, водители которых по-разному выражали недовольство моей медленной ездой. Чтобы не мешать никому, я стал перестраиваться в правую воображаемую полосу. Перестроившись, и поглядев в зеркала, я вновь обратил свой взгляд вперед, но было уже поздно. Прямо передо мной на дороге стояла бутылка из-под пива, и никаких шансов избежать столкновения у меня не оставалось. Все мои группы мышц инстинктивно напряглись. Удар!!! Трехмиллиметровый лист железной брони разбил бутылку вдребезги, и осколки ее полетели в разные стороны.
____Ну вот! Не хватало еще пропороть шины перед поездкой. Кузьмич, как чувствовал, предупреждал меня… Я останавливаюсь, выхожу из машины и осматриваю колеса, но ничего подозрительного не обнаруживаю. Осколки стекла разлетелись по всей дороге, и другие машины с хрустом давят их, превращая в крошку и пыль.
____Пока я осматривал колеса, ко мне подъехала машина ДПС и встала впереди меня. Из машины вышел человек в форме.
____- Инспектор такой-то. Предъявите документы.
____- Я на бутылку налетел, понимаете, - начинаю объяснять я.
____- Документы ваши предъявите, - настаивает инспектор.
____- Пожалуйста, - я отдаю "права" и свидетельство о регистрации.
____- Вы нарушили Правила, - продолжает инспектор, - здесь остановка запрещена.
____- Вы понимаете, кто-то поставил бутылку на дороге, и я на нее налетел, - оправдываюсь я.
____- Что вы заладили, бутылка, бутылка, на дорогу надо смотреть лучше. Нарушили Правила, значит надо отвечать.
____- А что мне полагается за это?
____- Штраф 50 рублей. Можете оплатить на месте?
____Я вспоминаю, что все карманные деньги я потратил сегодня на торты и пирожные, которыми угощал сослуживцев, и осталась у меня какая-то мелочь, рублей пять-шесть.
____- У меня нет денег с собой.
____Инспектор усмехнулся:
____- Значит, придется изъять у вас водительское удостоверение и составить протокол.
____- Но я завтра утром уезжаю в отпуск. Как же я поеду без "прав"?
____- Задержитесь немного. Суббота и воскресенье выходной, а в понедельник заплатите штраф в сбербанке и после 13 часов привезете квитанцию в ГАИ, там и получите свои "права".
____Все мои просьбы и уговоры не дали результатов, протокол был составлен, машина ДПС укатила, а я остался на дороге, со своей машиной, но без "прав". В момент настроение мое было основательно испорчено. Мне предстояло отложить отъезд минимум на три дня. Это совершенно не входило в мои планы. Я получил запись в талоне предупреждений, по существу, ни за что ни про что. Я завел мотор и резко рванул с места, бесцеремонно вливаясь в поток, и обходя другие машины то справа, то слева, как флажки на горнолыжной трассе. Разогнав машину до 90, я вышел в левый ряд, прошел все оставшиеся светофоры на мигающий зеленый и вскоре подъехал к своему дому.
____Когда я поднимался по лестнице на второй этаж, мне в голову пришла неприятная мысль. Я вдруг осознал, что у меня есть только две комфортные среды обитания - дом, где я живу один, и работа. Здесь я в безопасности, здесь я раскрепощен, здесь я такой, какой я есть на самом деле. Все остальное - это враждебно настроенная ко мне среда, в которой я передвигаюсь, защитив себя скорлупой кузова автомобиля, - четок, собран напряжен. От этой мысли мне стало не по себе. Какое то время я пролежал на диване, стараясь не думать ни о чем. Что же делать? Треснуть грамм 150 коньячку в два приема, посмотреть телевизор, да лечь спать, а потом три дня слоняться из угла в угол?
____Неожиданно для себя самого я принимаю решение: ехать сейчас же, немедленно, не тратя времени на сборы, как можно скорее покинуть город, взяв курс в никуда. Месяц свободного времени впереди, на дворе август, жизнь прекрасна, если не сосредотачивать свое внимание на негативах. "Права"? А не важно! Поеду как есть! В конце концов, меня не лишили права управлять автомобилем, а всего на всего забрали бумажку, на которой это мое право закреплено. А это не одно и то же.
____Я достаю свою дорожную сумку и укладываю в нее вещи, которые могут мне понадобиться в дороге, остатки продуктов из холодильника, деньги и бутылку коньяка местного производства на всякий случай. Через десять минут я выезжаю на окраину города и, благополучно миновав пост ГАИ, набираю "сотню" - этого мне хватит. Солнце село недавно, начались вечерние сумерки. Вместе со мною летят дачники на свои дачи, - пятница, навстречу почти никого. Через час, когда позади остался не только город, но и пригород с дачами, машин на дороге осталось совсем мало. По развязке я выезжаю на дорогу с разделительной полосой и укладываю стрелку на 120, - обида за изъятие "прав" еще не угасла. В свете фар свежая разметка четко обозначает полосы и край проезжей части. На безоблачном небе высыпали звезды. Стараясь не отвлекаться от дороги, я изредка бросаю взгляд на великолепную картину звездного неба.
____Через какое-то время вдалеке показалась милицейская мигалка, я снижаю скорость до 90, а затем и до 80. Приближаясь, вижу скопление машин и людей. Все ясно - ДТП. Что же могло случиться на такой хорошей дороге? Может быть, водитель уснул за рулем? Замедляю движение до 30, проезжаю рядом. Междугородний автобус, штук пять-шесть легковых машин, машина ДПС, скорая помощь и много людей. Все машины и автобус целы и невредимы, стоят ровным рядом на обочине. Что же случилось? Останавливаюсь с намерением удовлетворить свое любопытство, а может быть и помочь. Очень скоро из разговоров людей мне становится известно, что автобус с "челноками" шел в Москву на оптовый рынок. Здесь его догнала некая белая "десятка". Люди из нее в камуфляже и с оружием заставили водителя остановить автобус, избили водителя и пассажиров, попавшихся под руку, приказали сдать все деньги, после чего вывели всех на улицу и устроили обыск людей и осмотр автобуса. За найденные деньги - побои. Женщины, составлявшие большинство, никакого сопротивления оказать не могли. Один из немногих мужчин, попытавшийся что-то предпринять, получил огнестрельное ранение в бедро. Собрав все деньги, бандиты порезали тормозные шланги у автобуса, и скрылись. Кто-то по сотовому вызвал милицию и скорую.
____С виду обычное скопление машин и людей обернулось для меня жуткой трагедией, от которой стало и в какой-то мере страшно, и в какой-то мере обидно за то, что земля наша плодородна на подонков. Нет, эта "цивилизованная" трасса мне не нравится, и на ближайшей развязке я ухожу с нее в южном направлении.
____
____***
____Я проснулся оттого, что где-то рядом со мной застрекотал кузнечик. Стог сена, в котором я заночевал, источал дурманящий запах трав. Солнце уже взошло и начало пригревать, разгоняя утреннюю прохладу. Передо мной вдаль простиралось поле, местами прерванное кустарником и немногочисленными березами. И если бы не шоссе, на котором стали появляться первые машины, можно было бы считать, что я был наедине с природой. Хотелось дышать полной грудью, и каждый вдох вливал в тело энергию и бодрость. Примерно через час, насладившись этой близостью и позавтракав, я продолжил свой путь в неизвестность. Мой дом, моя работа, мой город - остались далеко позади, и существование их уже казалось мне сомнительным.
____Весь день я ехал по районным и сельским дорогам, выбирая на развилках путь по солнцу таким образом, чтобы не свернуть маршрут в круг и не вернуться к его началу. Названия населенных пунктов умиляли, удивляли, а иногда озадачивали. Можно предположить пару-тройку легенд о происхождении названия Кудряшкино, Бинарадка заставляет призадуматься, и крайнее удивление у меня вызвало название Каменный Ниппель. К концу дня, покрыв расстояние около 800 километров, я приблизился к небольшому городку, огни которого озаряли небо, и свет этот был заметен издалека. Решив начать знакомство с городом с утра, я свернул на ближайшую площадку, и заночевал прямо в машине.
____Утром я въехал в город. На въезде - пост ГАИ. Инспектор проводил меня взглядом, но не остановил. Сразу же за постом я увидел щит, на котором была показана схема проезда через город и номерами обозначены все выезды. Я выбрал 3-й маршрут и двинулся дальше. В планах моих было поблудить по городу часа два-три, перекусить где-нибудь и продолжить путь. Не знал я тогда, что задержусь здесь надолго и что вообще поездка моя на этом закончится…
____Движение по городу оказалось нетрудным. Перед каждым перекрестком я встречал табличку на столбе с указанием моего 3-го маршрута. Никакого кафе или столовой на моем пути не оказалось, и я свернул со своего маршрута, как мне казалось, в центр. Было воскресенье, город просыпался. Я пристроился в хвост автобусу и глазел по сторонам в поисках кафе. Проехав очередной перекресток за ним, я увидел, что въехал под знак "Движение запрещено". Автобус проехал дальше, высадил пассажиров на остановке и уехал. Я в размышлениях тоже медленно подкатил к остановке и остановился. Посередине дороги сплошная разделительная полоса - разворачиваться нельзя, на остановке стоять нельзя, ехать вперед тоже нельзя. Приехали. И тут я замечаю, что на противоположной стороне дороги прямо напротив меня остановилась машина ДПС, из которой вышел инспектор и направился ко мне. Ну вот, думаю, можно уже деньги доставать. Выхожу из машины с документами в руке. Однако инспектор документы не взял, а, представившись, поинтересовался:
____- Откуда едете, и куда?
____- Из дома еду, в никуда. В отпуске я.
____- Понятно. Похоже, что заблудились?
____- Да вот, увлекся за автобусом и заехал сюда.
____- Знаете, что я вам посоветую? Город наш красивый и интересный. Задержитесь здесь на пару дней, - не пожалеете. А сейчас развернитесь, и на перекрестке направо. Проедете еще два светофора и увидите справа площадь. Там есть стоянка, рынок, магазины, кафе и газетный киоск. Там всегда есть карта города. Купите карту, и горя знать не будете.
____Я удивился такому повороту событий:
____- А как же я развернусь, если здесь сплошная линия?
____- Я прослежу, чтобы ваш маневр был безопасным.
____- Ага, а на той стороне вы меня встретите и оштрафуете за несколько нарушений сразу!
____- Нет, - инспектор улыбнулся, - езжайте, я вам дело говорю.
____Я убрал документы в карман, сел в машину и завел мотор. Меня терзали сомнения, поведение инспектора меня удивило и насторожило, я ждал подвоха, но не знал, откуда он придет. Посмотрел в зеркало - сзади никого, впереди пусто. Я плавно трогаюсь и делаю разворот через сплошную линию. Инспектор смотрит по сторонам, как будто мы с ним соучастники одного преступления. На перекрестке я сворачиваю направо, и вижу в зеркало, что он проехал через перекресток прямо. Что-то здесь не то, что-то не чисто - вертелось в моей голове, но что - я понять никак не мог. Почему он не проверил мои документы? Ведь он видел, что машина из другого региона.
____Вскоре я действительно припарковался на площади, где было несколько магазинов и киосков, среди которых я сразу заметил киоск "Роспечать". На его витрине среди журналов я увидел карту города для автотуристов и попросил ее у киоскера. Неожиданно кто-то потянул меня за локоть и женский голос произнес:
____- А может, вам гид нужен вместо карты?
____Я повернулся и обомлел. Платье простого покроя в мелкий цветочек плотно облегало стройную фигуру, легкая обувь. Больше ничего лишнего на женщине летом не увидишь.
____- Ленка! Это ты?! Ты как здесь оказалась?!
____- Я то живу здесь, а вот ты как оказался здесь?
____Это была она - моя первая любовь, по которой я сох в десятом классе, но которая отвергла меня. После окончания школы мы несколько раз случайно встречались, потом я перестал встречать ее, постепенно остыл и забыл. С тех пор прошло много лет и вот я опять вижу ее. Почему это произошло? Задержи меня гаишник еще хоть на минуту, или не заедь я под знак и события стали бы развиваться по другой линии - наша встреча не состоялась бы…
____- Я… на машине еду, - ответил я и почувствовал, что волнуюсь.
____- И куда ты едешь? - спросила она, не переставая улыбаться и не скрывая радости встречи.
____- Я еду… в никуда…в отпуске я.
____- Что значит в никуда? Ты что, убегаешь от кого-то?
____- Мне не от кого убегать, я просто путешествую.
____- Так бы и сказал. А давно приехал сюда?
____- Пятнадцать минут назад
____- Ну, тогда карта тебе необходима.
____- А ты давно живешь здесь?
____- Давно. Вышла замуж и вот, оказалась здесь.
____- Понятно.
____- Ничего тебе не понятно! - возразила она. - Вот что, я сейчас спешу в плавательный бассейн, потом надо зайти в ателье, пройтись по магазинам. После трех я буду дома. Видишь дом на той стороне? 12-й подъезд, 164-ая квартира.
____- И как ты меня представишь? - поинтересовался я.
____- А мне некому тебя представлять… я живу одна, - она перестала улыбаться. - Придешь?
____- Приду.
____Ленка ушла. Я какое-то время смотрел ей вслед, потом купил все же карту и, сев на скамейку невдалеке, стал изучать ее… Поблудив по городу на машине и пешком, я понял, что город живет совсем другой жизнью. Я не увидел ни на карте, ни в действительности никаких промзон с трубами. Атмосфера города была прозрачна до горизонта. Нигде не было слышно не только мата, но и грубых слов. На дорогах никто не хамил, бутылок и битого стекла я нигде не встретил. Гаишники не устраивали засады, и вообще их видно не было. Одного я встретил на въезде в город, второго, - когда заехал под знак. Все остальное было как обычно - обычные дорожные знаки, обычные светофоры, обычный асфальт, обычная разметка. Первое знакомство с городом заставило меня задуматься. Здесь все так же, как и у нас, но люди живут по-другому, - лучше нас живут. Что мешает нам жить так же? Почему мы грыземся друг с другом, как собаки, и даже хуже. Собаки то у нас по городу бродят дружными стаями…
____С такими мыслями я подъехал к перекрестку, где мне надлежало сделать левый поворот к ленкиному дому, но, размышляя над мировыми проблемами, я замешкался, и встал перед светофором не в левом ряду, а в среднем. Слева подкатил громадный черный джип. За рулем - господин в белом. "Да, уж этот-то не пропустит", - подумал я, но все же включил левый поворот, намереваясь сразу за джипом нагло влезть в левый ряд и уйти налево. Водитель джипа, заметив это, повернулся ко мне и одобрительно кивнул головой.
____Зеленый! Не веря "джиперу" и ожидая подвоха, я осторожно, но в темпе заложил левый поворот. И только завершив свой лихой маневр, я осознал, что "джипер" и встречные, видя мои намерения, не тронулись с места, пока я не проехал перекресток. Почему?! - думал я. То, что сделал я, - у нас обычное дело. Но почему они не сдвинулись с места?! Ведь у них преимущество! Почему никто не сигналил и не моргал фарами?
____12-ый подъезд, второй этаж, квартира 164, я стою у двери, за ней она… В ответ на мой звонок вскоре распахнулась дверь.
____- Входи, гостем будешь.
____Я вошел. Квартира была достаточно просторной и светлой, но в ней ощущалось женское одиночество. Все чисто, все побелено, постирано, поглажено, развешано, расправлено, везде цветочки, кружева и ни одной мужской вещи.
____- Да... то, что ты живешь здесь одна, видно сразу.
____- Теперь одна.
____- А раньше?
____- Раньше жили вдвоем.
____- А потом?
____- После института он поступил на работу. Много работал, так, что приходил домой только ночевать. Все выходные тоже на работе пропадал, так что я его почти и не видела. Стал быстро продвигаться по службе и хорошо зарабатывать. А потом стал пить… Дальше рассказывать?
____- Я догадываюсь, что было дальше.
____- Ну, тогда прошу к столу, я тебя покормлю немного
____Я достал свою бутылку коньяка и водрузил ее на стол.
____- Та-а-ак! Опять пьянка!
____Мне стало неловко.
____- Пить не обязательно… так… дань традиции, по двадцать капель.
____Ее нельзя было назвать юной, но видимо благодаря уходу за собой она сохранила свежесть, женственность, привлекательность. Ровная гладкая загорелая кожа, не скрытая простым, и в то же время изящным платьем, пробуждала желание притронуться к ней, ощутить ее тепло и упругость. Прическа была ей ни к чему. Естественное состояние ее волос подчеркивало естественность ее облика и шло ей, пожалуй, больше, чем что-либо иное. Рядом с ней я выглядел заметно бледнее.
____- Какая ты какая… Лена…
____- Какая? - она игриво вздернула плечами и улыбнулась.
____Весь вечер мы вспоминали школьные годы, школьных друзей, рассказывали друг другу о своей жизни. Выяснилось, что не виделись мы ровно пятнадцать лет. Выслушав меня, она сказала:
____- Радостей в жизни должно быть больше, чем работа и дом. А у тебя и в доме нет праздника, а только четыре стены и потолок, как у меня. А ведь работа однажды закончится, и что тогда?
____- Почему это закончится?
____- Ты заметил, как пролетели эти пятнадцать лет?
____- Да… пролетели незаметно…
____- И еще пятнадцать так же пролетят. На смену нам приходит молодежь боевая и талантливая. У них свои планы, свои приоритеты, и мы для них будем досадным недоразумением, будем отброшены и забыты. Не людьми такой порядок установлен. Это закон природы - выживает сильнейший. И мы есть только потому, что этот закон действует.
____Лена взяла в руки свой бокал, поболтала в нем свой коньяк, но не выпила.
____- Да… ну и перспективу ты мне нарисовала, - я взял бутылку и стал доливать коньяк.
____- Не наливай мне больше, а то меня кроет как бабочку. - Лена улыбнулась, и это заставило меня воспрянуть.
____- И что же теперь делать… в свете открывшихся обстоятельств?
____- А ничего. Жить дальше. Только трезво смотреть на вещи, без иллюзий. В реальной жизни достаточно приятных моментов, надо уметь видеть их. Жить хотя бы для себя… если больше не для кого жить…
____
____***
____
____Утром я проснулся от звона посуды на кухне.
____- Ты что предпочитаешь по утрам, кофе или чай? - услышал я ленкин голос.
____- Кофе…пью стоя перед окном.
____- А Нескафе сидя за столом тебя не устроит?
____- Устроит.
____- Тогда прошу к столу.
____Я оделся, вышел на кухню и подошел к окну.
____- Машина моя стоит…
____- А что ей сделается?
____- У вас что, не угоняют машины?
____- Не знаю… Знаю, что за все время, что я живу здесь, в нашем дворе не было ничего такого.
____- Слушай, но почему тот джип пропустил меня?
____- Ну, задел он тебя за живое!
____- Ведь у него же было право проехать первым.
____- Почему было? Оно у него и осталось. Ты же не отбирал у него его право, ты попросил его пропустить тебя, вот он и пропустил, а его право осталось при нем. И ему, я думаю, было приятно ненадолго почувствовать себя твоим спасителем. Ведь это же приятно, когда у тебя просят помощи, и ты великодушно помогаешь. - Выдержав непродолжительную паузу, она добавила, - А я привыкла к этому городу, мне он нравится, и я отсюда никуда не уеду…
____- Непривычно мне все это.
____- Сколько времени отнял ты у них?
____- Да, секунд пять, не более, - поразмыслив ответил я.
____- Ну и о чем тут говорить?
____- Лена, а ты вспоминаешь наш город?
____- Вспоминаю… У меня там никого не осталось…
____
____Три недели пролетели как один миг. Мы с ней объехали весь город и его окрестности, выполнили большую "культурную программу", обошли все пляжи и даже побывали на рыбалке на одном из озер. Настало время возвращаться, мой отпуск подходил к концу. Я собрал сумку и уложил ее в багажник. Ленка наготовила мне еды в дорогу.
____- Ты приедешь? - ее глаза стали влажными.
____- Приеду. Я обязательно приеду, только не знаю когда. Ты мне веришь?
____- Я буду ждать тебя. - Она подошла совсем близко… Женское тепло. Какую необычайную силу оно имеет подчас! Сама того не ведая и не прилагая никаких усилий, женщина лишает самообладания даже самого стойкого, самого хладнокровного из нас.
____И вновь асфальт летит мне под колеса. На душе та самая сладкая истома, которая хотя бы иногда необходима человеку, чтобы он не очерствел, не сломался под гнетом трудностей и житейских проблем. Я не заметил, как разогнал машину до 120. Надо сбавить темп, а то получается, что я спешу уехать подальше от этого города, от неё. Выключаю передачу и качусь некоторое время накатом, снижая скорость. Подъем, четвертая, вперед!
____Прошедшие три недели разрушили мое ощущение спокойствия и благополучия. Мне стало казаться, что я еще не жил, что настоящая жизнь проходит где-то в другом месте, и совсем не так, как у меня, и самое обидное, - что этого я не знал, не понимал и даже не догадывался. Порвать с прошлым? Поломать все устоявшееся? Попытаться жить по другому?.. Не поздно ли? Не мало ли примеров разрушения созданного годами и почивания в задумчивости на развалинах? А может быть через два дня, когда я буду дома, существование этого города и встреча с Ленкой покажутся мне такими же сомнительными, каким казался мне мой город в течение этих трех недель…
-----------------------------------

© Goliaf, 2002 г.


Рецензии