Излишки винограда
Проще сходить в магазин и купить бутылку другую вина, присесть на плите у горы, да поговорить о мировых проблемах, чем горбатиться день ото дня в огороде в винограднике.
Отец тоже стал понемногу корчевать виноградник, затраты труда были слишком велики, а самим без посторонней помощи слишком стало тяжко.
Виноград словно почувствовал свою близкую кончину, вдруг одарил необыкновенно щедрым урожаем.
Вся имеющаяся тара была занята под сладкими и сочными ягодами, для сладкого сусла не хватало кадушек, а в саду оставался ещё не срезанный виноград.
Раньше сдавали виноград рядом в станицу на винзавод, но с различными новшествами в стране, мода была на различные укрупнения, местный завод закрыли, а ведь завод производил отличное качественное вино, но не было всего на всего линии розлива вина по бутылкам, а возили станичники свою продукцию на розлив в Георгиевск.
Куда девать излишек?
Раньше заезжали заготовители из соседней республики, тогда в каждом дворе имелся виноград, сдавали по много, а теперь виноград редкость во дворах хуторян, вырубили всё подчистую, если и оставили, то только на беседках, до Горбачёвских времён оставалось целое десятилетие.
Проблема решилась просто, через два двора по нашему порядку проживал тогда Саня Козлов с семейством, вот он и подсказал, что Курской винзавод принимает виноград в неограниченном количестве.
Отец с матушкой с самого рассвета, срезают с кустов кисти винограда, нагружают им основательно люльку, завалили виноградом под завязку мотоцикл.
До Курской тридцать километров, по хуторам ещё не проложили асфальтированной дороги, поэтому тихим ходом по хутору до трассы за балкой Куры, отец за рулём, матушка сзади на сиденье, амортизаторы просели под большим весом и уже своей роли не играли.
Самый трудный участок, это преодолеть балку Куры и выехать на противоположную гору, а там недалеко до асфальтированного шоссе.
Мотоцикл с рёвом на первой передаче вывез на себе всю тяжесть груза возложенную на него.
Дальше дорога с небольшим подъёмом уходила на юг до трассы, расстояние чуть меньше километра, когда выехали на асфальтированную дорогу, мотор запел веселей и не так надрывисто.
Слева виднелась Дыдымовка, хутор заметно поредел, с закрытием здесь восьмилетней школы жизнь совсем угасла.
Вскоре дорога заворачивала вправо с небольшим подъёмом, удаляясь от соседнего хутора Вединяпина, внизу хорошо просматривался огромный крытый ток.
От перекрёстка к хутору дорога пошла ровной относительно горизонта, за лесополосой виднелось село Ростовановкое, с солидной постройкой подстанции.
Далее за дорогой, отходящей в село трасса поворачивала плавно влево, внизу в балке виднелся лес, и здесь скат горы близко подходила к дороге, затем линия балки резко уходила на север, и на противоположной стороне виднелся хутор Зайцев, далее показалась остановка села Каново, которое растянулось за балкой.
Затем дорога пересекает участок земли соседней республики с селением Молокановка, потом снова территория нашего края, слева огромное водохранилище, а по курсу пост ГАИ, дальше круг, разделение дорог.
В право уходила дорога на Моздок, объезжая круг, можно было попасть в Курскую на улицу Моздокскую.
К чему я вёл всё это описание хорошей дороги, а к тому, что на круге с восточной стороны случайно или специально разлили по дороге машинное масло.
Заезжающим со стороны Моздока эта лужа не представляла большой опасности, только в одном случае, при экстренном торможении.
А вот тем, кто двигался с западного направления, лужа открывалась в самый последний момент, когда нужно было постоянно поворачивать на круге небольшого радиуса.
И ещё один момент, транспорт, идущий со стороны Моздока, имел приоритет, всё внимание водителей с западного направления направо и лужа замечалась в самый последний момент, когда транспорт входил в вираж круга.
Вот и отец, заметил масло в самый последний момент, скорость хоть не была высокой, но строители дороги что- то перепутали в проекте или специально, чтобы вода от дождя не скапливалась внутри круга, сделали уклон в обочину справа.
Переднее колесо, вывернутое влево, скользило по маслу, и мотоцикл тащило в обочину, тормоза не давали эффекта.
Управлять такой массой сложно, а в данном случае невозможно.
Вот колесо люльки задребезжало по обочине, масло с шины стиралось о пыль, и весь напор груза пришёлся на колесо люльки.
Это сдерживало катившийся и не поддающийся управлению мотоцикл по самому краю обочины, и только по счастливо случайности отец удержал мотоцикл у самого края дороги, а обочина в том месте довольно глубокая, ещё немного и не миновать аварии.
Серия нелестных слов в адрес разливших масло и дорожных служб, которые могли для начала присыпать это место песком.
И снова в путь до самого винзавода, небольшая очередь у весой, затем сдача винограда и снова на весы, полученная квитанция удивила отца: В квитанции значился вес 530 килограммов сданного ими винограда.
Через день снова поездка в Курскую с виноградом на этот раз загрузили немного меньше, из этой поездки отец приехал немного возбужденный и не довольный.
а) Масло по дороге раскатали, но всё равно скользко было проезжать это место и хорошо, что отец уже был в курсе этого подвоха. В метрах ста пятидесяти стоял стационарный пост ГАИ, который отлично знал обстановку на дороге, но ни чего не предпринял.
б) Когда у ворот винзавода встретили своих хуторских сдающих алычу из лесополос, то был удивлён приёмной ценой, она всего на несколько копеек была ниже цены за виноград.
- Как так, возмущался отец, он с весны и до осени горбатился на винограднике, рвал жилы, а здесь осенью поехали по лесополосам, надербанили алычи с листьями и в итоге получили столько же сколько он за виноград.
Где справедливость?
О какой конкуренции можно говорить.
Погубили дешёвые вина хуторские виноградники.
Одно радовало, не подвела родная ось на люльке колеса, которую в одно время сменяли на ось, выточенную из пальца тракторной гусеницы.
21 июль 2015 г.
Свидетельство о публикации №215072200002