Сюрприз для учительницы

      
   

                Последний урок в 10 классе закончился, но никто, как обычно,  по домам не расходился: в этот день планировался классный час на тему: «Моя будущая профессия – учитель». Классный руководитель Надежда Ивановна зашла к своим подшефным, как только прозвенел звонок. Отпустив учителя физики, она обратилась к классу:
       - Ребята, что-то долго нет наших девчонок, как нет и того, за кем они пошли. Но срывать именно этот классный час  или переносить его на другой день мы не можем: в учительской уже сидит представитель районного отдела народного образования. Как вы все знаете, по их предложению в 10 классах средних сельских школ нашего района   проводится классный час на указанную тему. Давайте сделаем перерыв, а ты Света, как староста класса, сходи и поторопи своих одноклассниц. Если разумеется, с Иваном Николаевичем всё в порядке: как – никак возраст.
    
         Иван Николаевич Богданов в родной сельской школе проработал всю жизнь, делая четырёхлетний перерыв только в годы войны, на заслуженный отдых ушёл в  юбилейном году; праздновали 25-летие Победы. Когда постучали в дверь, он лежал в постели  и держал в руках отрывной календарь. На листке  значилась среда, 13 апреля 1972 года, и  его рукой написано: «В 13 час. 10 минут в школу на классный час. Приглашает 10 класс рассказать о профессии учителя». Всю неделю бывший учитель истории готовился к походу в школу, тщательно отбирая примеры из своей педагогической деятельности. А она оказалась весьма богатой.
     - Войдите, кто там? Дверь не на замке, -  как можно громко произнёс Иван Николаевич. Сделать это ему удалось с трудом: с утра стало что-то нездоровиться, поднялась температура. Поскольку его жена  уехала в город к внукам и вернуться должна  только к вечеру, он решил  отлежаться, но как сообщить в школу? И тут послышался спасительный стук в дверь.
      
         В комнату вошли Валя и Вера, которым учитель истории, насколько он помнил, отметки ниже пятёрки никогда не ставил. Очень надеялся, что они продолжат его дело.
      - Иван Николаевич, мы за Вами, - в один голос проговорили девчонки. – Вы не забыли?
      - Нет, не забыл, - последовал ответ.
     По выражению лица учителя и голосу  стало понятно: их любимый бывший учитель заболел.
    - Я, к сожалению,чувствую себя плохо, но, надеюсь, с вашей помощью до школы дойду.
      Поднявшись в полный рост с постели, он успел сделать только три шага и упал на пол, потеряв сознание. Ни о каком выступлении на классном часе, понятное дело, речи не шло. Когда в дом вошла соседка, которую позвали ученицы, бывший учитель уже пришёл в себя. Фронтовые раны  в последнее время часто его беспокоили. Оставив больного с соседкой, одноклассницы побежали обратно в школу, чтобы позвонить в больницу и доложить учительнице о том, что случилось.
      
       На обратном пути, во дворе школы, им встретилась староста класса.
     - Не поняла, а где Иван Николаевич?
     - Его не будет, он заболел.
     - И что мы теперь скажем Надежде Ивановне?
    
       За беседой одноклассниц внимательно наблюдал с салона своего автомобиля мужчина, на вид лет тридцати пяти. Когда они на мгновение затихли, не зная, видимо, что  делать дальше, мужчина обратился к ним:
     - Девчонки, скажите, пожалуйста, Надежда Ивановна - это ваша учительница?
     - Да, - за всех ответила староста.
     - А можно узнать её фамилию?
     - Кириллина.
     Услышав знакомую фамилию, незнакомец задумался.
      - Неужели это она, Надя Кириллина,  школьная первая любовь. Да нет, не может быть, просто совпадение. Прошло ведь много лет, - мысли бессистемно носились в его голове.
       Пока они носились, Вера и Валя уже поднимались по школьным ступенькам, осталась одна Света.
     -  Вы замолчали, Вам  плохо?- спросила она.
     - Присядь, Света,  и расскажи, что у Вас случилось, и почему вам нечего будет сказать Надежде Ивановне? Меня зовут Денис Егорович.
    
        Выслушав школьницу и вникнув в суть проблемы, незнакомец успокоил собеседницу:
     - А знаешь, Света, я, кажется, смогу вам всем помочь.
     - Каким образом?
     Тут он достал из внутреннего кармана два документа. Раскрыл их.
     - Читай.
     -«Директор средней школы …» - понятно, а здесь... - «Кандидат педагогических наук…». Денис Егорович, Вы действительно хотите нам помочь?
     - Я хочу помочь вашей Надежде Ивановне.
     - Вы её знаете?
     - Кажется, знаю.
   
          А в это время в 10 классе представитель районо воспитывала   классного руководителя.
         - И ты туда же, Надежда Ивановна? Что у вас один только Иван Николаевич заслуженный учитель? Нельзя было перестраховаться?
          В классе после этих слов установилась такая тишина, что было слышно, как две мухи, сидевшие на потолке и слышавшие гнев чиновницы от образования, убрались восвояси.
         
          Не услышав ответа от Надежды Ивановны, вышестоящая начальница хотела продолжить монолог в том же духе, но в это время отворилась дверь и на пороге появилась староста класса. Класс дружно загудел. Свету одноклассники не случайно избрали старостой: за словом она в карман не лезет. Как и подобает старосте, она уверенным шагом подошла к доске, взяла в руки мел и очень быстро написала: "Классный час на тему: " Моя будущая профессия – учитель". Докладчик – Денис Егорович Рябцев». Надежда Ивановна смотрела на доску, смотрела, а потом не выдержала:
     - Света, ты что? Какой Ряб…,- продолжить ей не позволило неожиданно нахлынувшее на неё воспоминание: этот же кабинет, последняя парта у окна, а за ней ученики 10 класса  Надя Кириллина и Денис Рябцев, но только происходило это много  лет назад.
      
        Не отвечая учительнице, Света, вытерев руки от мела, подошла к двери, открыла её и громко сказала: «Денис  Егорович, заходите, мы все  Вас с нетерпением ждём. Вам слово. Тему нашего классного часа Вы знаете".
      
        -Дорогие ребята, я также как и вы был десятиклассником, сидел на той задней парте у окна, - начал свой разговор Рябцев.
     - А с кем Вы сидели за партой?
     - Об этом я скажу в конце своего выступления.
     - Согласны.
     - У нас тоже были классные часы, посвящённые будущей профессии. Скажу сразу, я мечтал стать лётчиком, но судьба так распорядилась, что в итоге я оказался школьным учителем. После школы ушёл служить  в Армию.  После неё заехал домой к другу, с которым вместе служили, это очень далеко отсюда. Вот эта поездка и сыграла решающую роль в выборе моей профессии учителя. Отец друга был учителем, преподавал в школе русский язык и литературу. Как и ваш Богданов, он проработал в школе, как говорится, «от звонка до звонка». Так здорово рассказывал о своей профессии, что мы с другом, не сговариваясь, решили: будем учителями. Решили и ими стали. Окончили университет. Сами попросили дать направление в сельскую школу, где и работаем по сей день: я директором школы, а друг – моим заместителем. Оба защитили кандидатскую диссертацию. Как видим, ребята, учителями не рождаются – ими становятся. А теперь давайте в целом поговорим о профессии учителя. Задавайте вопросы, а я буду на них, по мере возможности, отвечать.
       
        Не успел докладчик закончить свою речь, как в классе взметнулся лес рук.  Денис Егорович отвечал на вопросы одноклассников, превысив регламент.  Надежда Ивановна  сидела грустная. И было от чего.
    
       ...Все письма, которые вначале приходили с Армии от Дениса, её мама прятала, договорившись на  почте с почтальоном  отдавать письма дочери лично ей. У неё в качестве жениха намечалась совсем другая кандидатура: сын председателя колхоза Василий Сорокин. Колхоз им обоим дал соответствующее направление на обучение в педагогический институт. На третьем курсе Надя  официально вышла замуж за Василия. Молодыми специалистами они вернулись в родное село и поступили работать учителями в  школу. Когда сын учился  во втором классе, муж уехал на республиканское совещание учителей, да так там и остался, познакомившись с какой-то актрисой. Надя измены простить не смогла и подала на развод... .

      Вопросы, казалось, десятиклассники готовы были задавать до утра, как и получать на них ответы, но вмешалась представитель РОНО:
     - Подведём итоги. Кто из вас, ребята, после школы готов поступать в педагогический институт?
     Готовы были половина класса.
     - Я очень рада, - подвела итог голосования чиновница, - сдавайте экзамены, приезжайте в район к нам за направлениями. Но их получат только те, кто хорошо учится. Есть ко мне вопросы?
     - К Вам вопросов нет, - поднялась с места староста Света, - у нас есть вопрос к Денису Егоровичу: с кем же Вы всё-таки сидели в 10 классе на последней парте у окна? Кстати, она сегодня свободная.
      
        Вместо ответа Рябцев подошёл к Надежде Ивановне, взял её за руку и повёл на свободную последнюю парту. Картина в классе была точно такая же, как в финале пьесы Николая Гоголя «Ревизор». О том, что нечто подобное может произойти,  знала только одна староста класса, да Денис Егорович, который только к 35 годам нашёл ту, которую искал.
       - Надежда Ивановна, скажите нам что-нибудь, - умоляюще попросила староста.
       - Спасибо, Света! Спасибо, ребята! Я такого сюрприза за свои 35 лет ещё не получала. 

22.07.2015 г.

Фото из Интернета


    
      
    


Рецензии
Классно! Действительно сюрприз. Такое в жизни редко бывает.

С уважением.

Евгений Пекки   14.06.2023 20:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.