Тулбаевы - имамы уральской Красной мечети 2 часть

ТУЛБАЕВЫ - ИМАМЫ УРАЛЬСКОЙ КРАСНОЙ МЕЧЕТИ

(Сокращенный вариант)
 
часть ВТОРАЯ ТУЛБАЕВ Мухаммет-Гариф хазрет
(05.06.1877, г. Уральск - 28.01.1942, г. Ургенч)

Религиозный деятель, ходжа. Родился 5 июня 1877 года в Уральске (ул. Балаковская, 50, позднее ул. Орджоникидзе, 48) в семье имама Красной мечети Тулбаева Габдул-Ракыйба, мать – Тулбаева Хадича.
С раннего возраста постигнув познания о Коране и Исламе в семье, Мухаммет-Гариф пошел по стопам отца, продолжив династию духовных служителей Тулбаевых. Как и было тогда принято в семьях авторитетных имамов, вначале учится он в медресе своего отца «Ракыйбия» (1887-1897). Затем, стремление к новым знаниям приводит его в широко известное в те времена Каргалинское медресе хазрэта Хайруллы Галекеева (1897-1898), находившееся в 18 км от Оренбурга.
Здесь и далее приводятся данные из личного дела Тулбаева №3605 от 19.11.1940 г. Управления НКВД по Западно-Казахстанской области, архивное дело №п-2412, т.1. стр.5-78 ДКНБ ЗКО.
Как известно, среди представителей мусульманского духовенства было много честных и талантливых людей, стремившихся не только получать, но и распространять знания среди простого и угнетенного люда. И потому, многие молодые люди, отправляясь учиться в медресе Бухары, Кашгара, Каира или Стамбула, постигали здесь не только духовные знания, но и, овладев арабским и персидским языками, знакомились с произведениями великих мыслителей и возвращались домой высокообразованными людьми.
Получив высшее духовное образование, прекрасно владея арабским, турецким и другими языками, Мухаммет-Гариф совершает хадж в Мекку, в Стамбуле служит в одной из ее мечетей, а  возвратившись на Родину, в Уральске в 1908 году на альтернативной основе будет избран  имамом Красной Мечети…
Однако, пойдем по порядку. На рубеже XIX и XX веков (ноябрь 1899-февраль 1900), в возрасте 23 лет он совершает хадж со своим тестем Хайруллой Гаделшиным, Почетным гражданином города Уральска, одним из основателей (вместе с братом Валиуллой) Красной мечети. В тот год Гаделшин заболел, что и позволило им с разрешения врачей и выехать из Российской империи (именно так потом объяснил Мухамметгариф свой выезд за рубеж на допросе в НКВД). 
И здесь, на основе архивных данных, несколько подробнее остановимся еще на одном представителе семьи Гаделшиных – Хайрулле Губайдулловиче, одном из самых влиятельных и авторитетных людей того Времени.
Звание потомственного почетного гражданина купцу и крупному меценату Хайрулле Гаделшину, оказывавшему помощь не только прихожанам Красной мечети или медресе «Рахыйбия», но и всем мусульманам города и просто бедствующим жителям края, именно за финансирование благотворительных и культурных предприятий было присвоено Указом Императора Российской Империи в 1900 году.
Как явствует из архивных источников, единственный из татар Почетный гражданин города являлся директор-эконом Областного попечительского комитета о тюрьмах в Уральском округе, Почетным членом Статистического комитета, возглавляемого губернатором. Одновременно был членом еще трех Обществ вспомоществования - недостаточным лицам (т.е. малообеспеченным), стремящимся к высшему образованию; недостаточным ученикам Уральского войскового реального училища; недостаточным воспитанницам Уральской войсковой женской гимназии.
Как меценат, вносивший немалые взносы и оказывавший личные услуги для пользы общества, был избран членом Управления и Попечительского Совета Общества Красного Креста и членом Совета Уральского Благотворительного Общества. Его брат Валиулла Гаделшин являлся торговым депутатом...

Мухаммет-Гариф Тулбаев, после возвращения из святых мест, памятью о которых останется Карта Аравийского полуострова с указанием исторических территорий начала распространения Ислама в период жизни Пророка Мухаммеда (сохранившаяся  до наших дней), продолжит повышение уровня знаний в области исламской теологии, соберет солидную библиотеку (позднее мешками конфискованной НКВД).
Так, в Стамбуле одно время служит он в одной из мечетей, о чем потом расскажет дочери Раузе, когда после очередного обыска он с сожалением скажет, что надо было им всем уехать в Истамбул – там была бы совсем другая жизнь...
Побывал он и в Санкт-Петербурге, где в те годы видным представителем мусульманских кругов был ахун Атоулла Баязитов, сочетавший учение Корана с европейской культурой.
И вот в декабре 1908 года махалля (прихожане) на альтернативной основе в обстановке жесткого противоборства из двух кандидатур (вторым был бывший имам Красной мечети, младший ахун округи Мутыйгулла Тухватуллин), он был избран ахуном (имамом) 3-й Уральской соборной мечети или Красной мечети. Так и оставшись последним его имамом вплоть до ареста уже при сталинском режиме.
И в тяжелые предреволюционные и революционные годы, годы Гражданской войны и боевых действий в Приуралье, затем в годы преследования духовенства, службу в Красной Мечети продолжит Гариф хазрет.
Как и отец, по воспоминаниям, он был уважаемым, с непререкаемым авторитетом среди мусульман и жителей Уральска трудолюбивым и духовно стойким человеком. В то же время, был добрым, обаятельным, нравственно красивым, внешне и внутренне благородным и скромным - именно таким сохранился его образ в памяти людей, передаваясь из одного поколения в другое.
Далее жизнь его далее сложилась так, что после кончины супруги, через некоторое время он объединит судьбу с Уммагульсум Исхаковой или Абыстай, как уважительно будут называть ее в городе, вместе продолжат они воспитание уже десятерых детей...
В двухэтажном медресе «Рахыйбия» занимались обучением грамоте и духовным наукам - толкованию Корана, мусульманскому праву, логике, а также общеобразовательным и точным наукам - астрономии, алгебре, географии, истории, и книги эти тоже дошли до наших дней, несмотря на все бедствия, обрушившиеся на их владельцев и их читателей.
Многие представители уральской интеллигенции получили здесь первое свое образование. В своих воспоминаниях знаменитый композитор, основоположник татарской профессиональной музыки Назиб Жиганов (Садрижиганов) пишет, что одно время он тоже учился здесь. Отсюда вышли впоследствии директор и учителя татарской СШ №9, участники Великой Отечественной войны Исмагил Акчурин, Яруш Мухтаров, Бари Билюков, З.Хабидуллина, С.Мухаметшина и другие, большинство из которых не вернулись с фронта…
Нужно отметить, что Гариф Тулбаев был достаточно известным для своего Времени духовным служителем, являвшимся участником всех основных всероссийских собраний мусульманского духовенства тех лет. 
Так, в мае-июне 1917 года Гариф хазрет принимает участие в работе Всероссийского мусульманского съезда в Казани, на котором Верховным муфтием был избран авторитетный богослов Галимжан хазрет Баруди, уже в ходе гражданской войны открыто поддержавший Белую Армию и координировавший действия мусульман Сибири и Казахстана. 
В июне 1923 года и в октябре 1926 года Тулбаев принимает участие в работе еще двух исторических съездов - Втором и Третьем съездах мусульманского духовенства, прошедших в Уфе, когда Верховным муфтием был избран другой авторитетный богослов Ризаэтдин Фахретдин.
Именно за связь с руководством Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ), он неоднократно вызывается на допросы в НКВД и в итоге будет арестован четыре раза – в 1919, 1934, 1937 и 1940 годах. Причем, после первого ареста (за знакомство с Баруди), преследованиям подвергся и его отец Ракыйб хазрет, который в те годы и вынужден был перебраться в Баширово.
Империям, да и любым властям, что при царизме, советах или ныне, всегда неугодны истинные представители национальных интеллигенций, люди, имеющие иные от их правителей взгляды. А тогда, тем более, еще и духовные служители…
В 1931 году в возрасте 30 лет умирает старшая дочь Мухаммет-Гарифа – Мукаррама. Следующих за ней по возрасту детей от голода и всех обрушившихся бед, отправляет Гариф хазрет к родственникам в Узбекистан, оставляя в Уральске находящихся еще на иждивении пятерых младших. Это было сделано для сохранения от преследований уже повзрослевших детей от первого брака – в Узбекистане не знали ни богачей Гаделшиных, ни имамов Тулбаевых…
А о том, что происходило в это время с Красной мечетью, расскажет Справка областного архива.
«По документам архивных фондов Уральских губернских исполкома Совета д.т., административного отдела установлено: 2-я Уральская соборная мечеть, основанная в 1871 г., располагалась по ул. Царицынская, 49 (близ реки Чаган). В 1924 г. Совет мечети во главе с Темниковым Абдулхаликом и представитель Уральского губисполкома Нагиев заключил договор о передачи верующим здание мечети со всем инвентарем и оборудованием в бессрочное пользование.
Службу в мечети осуществляли Мухаммед-Гариф Тулбаев (имам) и Файтхудин Рахметуллин (муэдзин). В феврале 1926 г. им было разрешено преподавание в помещении мечети мусульманского вероизучения по определенной программе ежедневно кроме пятницы с 6 час вечера до 10 час вечера.
Мечеть считалась действующей до 1930 г., когда после акта обследования административного отдела от 02.06.1930, она передавалась под размещение ссыльных. Закрытие мечети также было вызвано и сокращением числа верующих. Если в 1924 г. их насчитывалось 213, в основном люди старшего возраста, то в 1929 лишь 35. Она переходит на баланс ГОМХ, а в 1932 г. в мечети разместился стройучасток»...   

Таким образом, в 1932 году мечеть окончательно переходит на баланс городского отдела коммунального хозяйства, а минарет сносится, а в здании бывшего медресе «Ракыйбия» уже с первых лет советской власти будут заселены жильцы, которые живут в нем и поныне… 
В тридцатые годы сталинский режим плановое ведение хозяйства переводит и на борьбу с т.н. «врагами народа», ставя на поток число репрессий. К примеру, 19 ноября 1937 года Бюро ЦК КП (б) Казахстана на основании решения ЦК ВКП (б) увеличивает число репрессируемых антисоветских элементов в Казахской ССР с 3 925 человек ровно до пяти тысяч (!), в т.ч. в Западно-Казахстанской области устанавливает плановую отметку в 450 человек (данные Архива Президента РК).
Так, уже в декабре 1937 году согласно новой плановой разнарядке будет арестован в возрасте 78 лет, называвшийся выше в архивной справке председатель Совета Красной мечети Темников Абдулхалик, бывший торговец, который затем будет расстрелян - что нужно было сделать этому бабаю для высшей меры наказания? (В 1957 году он будет реабилитирован за отсутствием состава преступления…)   
Под все эти жернова попадает и Тулбаев Мухаммет-Гариф.
Вначале, в 1933 году он будет лишен избирательного права. Затем, «авторитетный религиозный деятель, крупный имам и мухтасиб Уральска» - так написано о Тулбаеве в материалах НКВД, он обвиняется за контакты с уже расстрелянным руководством ЦДУМ во главе с казыем Кашшафом Тарджемани и другими «англо-японскими агентами», а также за участие в т.н. «панисламских» съездах.
Перед этим неоднократно дома проводятся обыски, а в последний раз мешками будут вывезены книги из его домашней библиотеки. Причем, по воспоминаниям дочери Раузы, один из эНКаВэДешников листая Коран, и обнаружив в нем отложенные отцом 10 рублей на самые тяжелые дни, не погнушался их забрать из этой многодетной семьи, благо, священную Книгу отдав видевшей все это девочке…
Особым совещанием НКВД СССР по политическим мотивам (антисоветские высказывания) Тулбаев Мухаммет-Гариф был осужден как «враг народа». Молча и достойно перенеся все удары судьбы, унижения и оскорбления в уральских застенках НКВД, в вагонах для скота будет сослан в узбекский город Ургенч сроком на пять лет без права переписки. Здесь, 28 января 1942 года, в год 100-летия своего отца, он умер от сердечного приступа, было ему 64 года...
Свою «лепту» в его осуждение внесли и показания отдельных уральчан тех лет, прислуживавших сталинскому режиму. Главным их «доводом» было то, что на проводимых мусульманских мероприятиях садаха, курбан-байрам, ураза, курбан-гает, Гариф хазрет в это сложное время призывал не только к выдержке и терпению, но и остерегал людей от такого репрессивного органа, каковым он называл НКВД, говорил о внезапных исчезновениях людей...
И в то же время, не все тогда поддержали обвинение НКВД, к примеру, житель Уральска Муртаза Гайнуллин 1859 года рождения в своих показаниях пишет, что ничего подобного от Тулбаева «никогда не слышал, антисоветских речей он не вел…»
Здесь нужно сказать и о сложной судьбе, выпавшей в эти годы на долю Камиля Тухватуллина. В 1938 году в Москве в возрасте 35 лет будет арестован его сын Хамид, тогда директор Татарской оперной студии при Московской консерватории и осужден на 8 лет как участник националистической шпионской террористической организации. Не выдержав этого, 57-летний Камиль Мутыйгия в январе 1941 года покончит с собой, а его сын в 1949 году вновь будет арестован МГБ СССР и выслан на поселение. В то же время, сестра Камиля Галия Кайбицкая в том же 1938 году заканчивает ту же оперную студию в Москве, и в течение 20 лет с 1938 по 1958 год успешно выступает на сцене Татарского театра оперы и балета в Казани…   
Такие были Времена, такие были люди и судьбы…   
Осиротевшая многодетная семья Гарифа хазрета стойко выдержала все тяготы, обрушившиеся на семью «врага народа», на которой четверть века висел этот ярлык, не позволяя получить ни достойное образование, ни работу, ограничивая в правах и живя впроголодь. Дело однажды дошло до того, что в одну из морозных уральских зим, ближайшие соседи, зная, что не будут за это наказаны властями, нагло пришли и разобрали забор на дрова…
Тем не менее, четверо из десятерых детей Тулбаевых ушли на фронт  защищать страну от фашизма. Двое старших Рашат и Рашит (из Узбекистана) – будут воевать на Северо-Западном фронте, участвовать в обороне Москвы, медсестре госпиталя Рафике доведется быть в Ливадии во время знаменитой Ялтинской конференции глав трех союзнических государств СССР, США и Великобритании. А Фаат - старшина 2-й статьи Черноморского флота в возрасте 20 лет геройски погиб в Румынии. В извещении за №2/5 от 27.03.1948 года на имя Гульсум Тулбаевой за подписью Уральского горвоенкома, гвардии полковника Чумака сказано - «Ваш сын старшина 2-й статьи Тулбаев Фаат, уроженец гор. Уральска Западно-Казахстанской области в бою за социалистическую Родину верный воинской присяге, проявив геройство и мужество погиб при исполнении служебных обязанностей 1 января 1948 года, похоронен в гор. Тульче, Румыния»…
Однако, даже это не играло особой роли для семьи «врага народа». И однажды, не выдержав всех унижений, обрушившихся на их семью со стороны местных властей, самая младшая дочь Гарифа хазрета 12-летняя Асьма напишет в Москву Председателю ВЦСПС Швернику - «не хотите платить маме пенсию – и не надо, тогда верните нам брата!..»
И только благодаря этому крику души ребенка, стали они выплачивать, как одолжение, положенную пенсию по потере единственного кормильца…
А в бывшей мечети после стройучастка размещается фабрично-заводское училище, потом склад, школа прикладного искусства, общежитие, а затем и вовсе превращается в свалку. В итоге, бывшая мечеть уже во второй половине ХХ века приходит в состояние бесхозности, разрушаются внутренние перегородки и стены, т.е. вместе со своими имамами и прихожанами тоже погружается в забвение...

Прошли годы, почти четверть века. Наступили годы хрущевской «оттепели», и после обращений дочери Раузы Каримовой (Тулбаевой) в соответствующие госорганы и инстанции, в 1964 году последний имам Красной мечети Мухаммет-Гариф Тулбаев был реабилитирован посмертно за отсутствием состава преступления. Без всяких объяснений, разъяснений или извинений – как будто, так и  положено…
Супруга его Уммагульсум к этому времени потеряет зрение от шитья, а дети достойно трудятся в самых различных отраслях советского народного хозяйства - Рашат и Рашит Тулбаевы в промышленных предприятиях Узбекистана, Рафика Тимиргалиева медработник, Рауза Каримова в системе геологии, Амина Бурмалиева педагог, Асьма Нарусланова в энергетическом предприятии…
Вскоре наступит Перестройка и в одночасье рухнет некогда великий и могучий Советский Союз со всей своей репрессивной системой.
И на основании данных упраздненного КГБ, Мухаммет-Гариф Тулбаев будет внесен в Книгу Памяти жертв большевистского и коммунистического террора в СССР, а на его доме в августе 2000 года будет установлена мемориальная доска.
Однако, этому предшествовала переписка с властями в 1993-94 годы, возобновилась она в 1999-м, когда в нее включился Атырауский Фонд жертв политических репрессий, изучив материалы архива КНБ ЗКО, инициировал в местный акимат вопрос об увековечивании имени репрессированного имама. Длилась все это ровно год, когда 7 июля 2000 года за №790 будет принято Решение акима города Уральска Вениамина Мукатаева об установке мемориальной доски Мухаммет-Гарифу Тулбаеву – «В целях увековечивания имени репрессированного и посмертно реабилитированного бывшего имама Уральской Красной мечети...»
Это поистине историческое Решение для Тулбаевых не только вернуло из забвения имя одного человека, оно фактически отдало дань Памяти миллионам жертв политических репрессий сталинского режима...   
И именно с этой акции в тот в пятничный день с участием заместителя акима города Еленой Тарасенко, председателя Атырауского Фонда жертв политических репрессий «Рух-Память» Джанибека Бердиева, председателя Евразийского Центра Тукая профессора Разака Абузярова и внуков трех имамов трех уральских медресе  – известного ученого, академика Сайяра Айдарова из Казани, профессора Нурии Хабибуллиной и автора этих строк, и было положено начало не только возвращению имени Тулбаевых из забвения.
С этого митинга на улице Орджоникидзе 48 в августе 2000 года и началась реализация всех знаковых для всего татарского мира проектов в Уральске – уже в следующем 2001 году будет открыт сквер и установлен бюст Габдулле Тукаю, в 2006 году восстановлена Красная мечеть, реконструирован дом Мутыйгуллы Тухватуллина (бывший дом Гайнуллы Гаделшина) и в нем открыт музей Поэта, реконструированы Стела, посвященная маевке 1905 года в Ханской роще и дом Усмановых, где одно время жил Поэт…
Все это было потом, когда после решения акима города по Тулбаеву местные активисты во главе с профессором Абузяровым почувствовали уверенность – в этом вопросе ситуация в независимом Казахстане несколько иная, не как в советские времена, и по сохранению культурного наследия татар сейчас мы можем здесь сделать многое.    
Именно в тот день и был озвучен Абузяровым вопрос о необходимости реконструкции Красной мечети.
И ровно через шесть лет, после восстановительных работ, проведенных меценатом и руководителем татарского центра Ришатом Хайруллиным Красная мечеть через десятилетия вновь вернулась к своим истинным хозяевам – мусульманам города, а Духовное управление мусульман Казахстана в сентябре того же года присвоило мечети имя его последнего имама, репрессированного сталинским режимом. В тот же год в честь возвращения Красной мечети верующим мусульманам Монетный двор Казахстана выпустил памятную медаль.
Мемориальная плита с именем Тулбаева Мухамет-Гарифа на Красной мечети будет установлена 24 марта 2007 года, т.е. именно в день рождения его дочери Раузы, чье имя он всегда письменно указывал первым на допросах в НКВД, оберегая тем самым старшего перед ней сына Фаата...
И, словно подводя итог всем пересудам, Верховный Муфтий Казахстана Абсаттар кажы Дербисали в 2009 году Габдул-Ракыйба и Мухаммет-Гарифа Тулбаевых отнесет к числу известных духовных служителей Казахстана («Мечети и Медресе Казахстана»). А заседание областного Совета по связям с религиозными объединениями в мае 2012 года подтвердит правомерность присвоения имени Мухаммет-Гарифа Тулбаева Красной мечети. Совет принял во внимание заслуги перед народом и мнение прихожан…
Как видим, не все было просто, и видимо будет все и дальше не просто…
   
Приняв незримую эстафету у своих предшественников, с августа 2006 года главным имамом Красной мечети достойно служит и Кажымукан Гилманов… 
Благодатные семена, посеянные здесь когда-то имамами Тулбаевыми и Тухватуллиным, через столетие дают свои добрые всходы...


Рецензии