Мой Тбилиси

До улицы Белинского я жила в Нахаловке. Район Тбилиси ,славящийся знаменитой криминальной средой и самовольными застройками, отдаленно напоминающими жилые помещения. Сараи - бараки. Поближе к улице Советской  возвышались пятиэтажные здания ,построенные на средства  Трикотажной фабрики и ,так называемые, сталинские строения с арками ,создающими  ложную видимость преуспевающего района.
Народонаселение было весьма разношерстным  :понаехавшие после войны ,(в основном)  смешанные грузинские семьи, где один из супругов был коренным тбилисцем (что было редкостью),переехавшие с деревень грузины. В одном дворе могли жить грузины, армяне, осетины, русские, евреи, айсоры.
  В центре района ( мы говорили убани),в местах "культурной " примечательности — парка "культуры и отдыха" ,кинотеатра Сакартвело, на углах улиц, в скверах, во дворах собиралась группа подростков или молодых мужчин, стоящих, подпирая ногой стенку, или сидящих на корточках и  частенько лузгающих семечки  —  «биржа». Для настоящих  тбилисцев биржи  — первое, что приходит в голову в связи с темой убани.
О чём говорили  они между собой часами  одному Богу известно. Фирменное  "трюкачество" тбилисцев,  – заправлять шнурки в носки. Одеты они были неплохо для того времени. Ни одна симпатичная девочка не могла  пройти мимо биржевиков без букета  комплиментов.
 По приезде в Грузию, мы купили маленький домик на ул. Октябрьской(раньше была Советской),который предназначался под снос. Его сносят по сегодняшний день...
Соседство наше было знатным. Через дорогу жил известный вор в законе. У него постоянно собирались грозного вида разной национальности соратники, которые свозили награбленное. Важа —  сосед через дорогу( известный в убани вор в законе),обожал моего отца, прошедшего сталинские застенки и знающего все законы тюрьмы... Важа был широкой души и мне доставались от него дорогие подарки. Мама  противилась, но отец  категорическим запрещал игнорировать Важу и  уважить его щедрость...
Деревянный забор разделял нас с семьёй молокан. Не знаю насколько правдивы были слухи, что там был сплошной инцест. Дочь родила от отца, сестра от брата...Жили они дружно. Пили водку, собирались на весьма странные песнопения, раздражающие слух и душу...
Перпендикулярная улица, Цицамурская, отличалась наиболее зажиточными семьями, у которых были нормальные, по тем временам, дома и в садах росло огромное количество фруктовых деревьев .Рай для детворы, которой было чем поживиться...Чёрная тута, абрикосы, персики, вкуснючие яблочки скороспелки. Стаскивали с деревьев молодые орехи и ходили в коричневых губах  — явных признаках нашего "героизма"...
Жили недалеко от нас Бероевы. Жена , Этери, была кахетинкой, а муж, Миша,
 осетин. Мишины родители служили сторожами в нашей школе и мы жутко их боялись. Семья была зажиточной .Этери дружила с мамой и часто приносила  нам осетинские лепёшки, испечённые , Маро, её свекровью...Моя Любтя ревновала меня к Этери и не давала мне ни крошечки ."Хто их знае, шо они припёрли? Ешь, белочка моя, пирожок мой, он — гарненький."
Удивительно, но в Нахаловке всегда были очень красивые девочки. У нас, популярным был анекдот.
—   Шел по переходному мосту и встретил троих чувих. Две — из ГПИ, третья — наша, нахаловская.
Напротив нас, кроме Важи, жило несколько грузинских семей из деревень. В семье Гоги было 7 девочек. Когда его жена ,Цисана, родила восьмую — его нашли мёртвым в сарае. Помню, как все соседи собирали деньги для несчастной Цисаны...Мама делилась с ней сливочным маслом и другим сырьём кондитерского комбината Мзиури, которого было всегда в доме в достатке.
  Ближе к переходному мосту жила семья сегодняшнего "российского патриота" певуна, Сосо Павлиашвили. Семья ничем не отличалась от других семей. Сосо дружил с биржевиками. Одним из них был его друг Авто Адуашвили. Позже, грузинские власти обвинили Сосо в его убийстве и требовали его выдачи.
Вот, что сам Сосо написал в своей биографии: "Я рос не только в многонациональном городе, но и в многонациональном дворе. В нашем дворе на Нахаловке, где выросли не только мы, но и наши родители, из восьми семей было пять не грузинских. Эти семьи годами жили бок о бок."

В общем,весёлый был райончик...


Рецензии