О магии слова и русском языке

Александре, моей любимой сестре,
которая своим примером учит
мудрому смирению и мужеству
жить с радостью, посвящает
автор.



       Хочу вам сказать, что я с неизменной любовью и восхищением отношусь к моему родному языку - русскому. Всегда обращаю внимание не только на то, что говорят или пишут, но и как это делается. А когда встречаю какую-либо мысль, смутно живущую в моем сознании, выраженную точно, кратко, образно, с ювелирным употреблением значения наших многозначных слов, я испытываю потрясение - радость и удивление. Как будто в словесном соре нашла драгоценный камень. В этом отношении для меня неповторимый образец - Пушкин. Вот, например: "Я деньги не люблю, но уважаю в них единственное средство благопристойной независимости". Господи, ну как пронзительно тонко употреблены "уважаю" и "благопристойная независимость"!  Или еще: "Я часто презираю Россию, но не терплю, когда об этом говорят иностранцы". (Здесь нужен, конечно, контекст, но как глубоко выражены любовь и боль - к родине!).
       О магии слова знают издавна. В сущности, это - холодное оружие. Недаром говорят: оно может убить и может воскресить. А у меня со словом совершенно особые отношения. Слово для меня не виртуально, а материально. Произнесенное или напечатанное, оно как бы фиксирует, материализует, «припечатывает» нечто, что становится непреложным фактом - и с этим уже нельзя не считаться.
      Слово - это и ответственность. Часто, даже для себя анализируя происходящее, трудно определить это словом. И нужно бесстрашие, чтобы найти его и произнести: ведь с этим надо жить дальше. Или принять это, или изменить. Учитывая магическую силу воздействия слова, в общении, мне представляется, следует обращаться со словом деликатно, думая о возможных последствиях.
     Слово - это многогранник. Кроме терминов, почти все русские слова многозначны. Соединяясь с другими, слово, как грань алмаза, высвечивает свой особый свет-смысл. Именно поэтому русский язык так труден для иностранцев, а многие стихи, поэтические тексты, пословицы и поговорки и вообще текст, где есть скрытый, тайный, ассоциативный, смысл, им непонятен. При попытке перевести, разъяснить, заменить синонимами текст, его прелесть разрушается. Это все равно, что говорить о красоте разрушенного здания, показывая его руины и обломки.
    Красота и возможности русского языка безграничны. И нет таких чувств, переживаний, состояния души, даже самых тонких и, казалось бы, неуловимых, чтобы не нашлось русских слов выразить это проникновенно точно и образно. Да… поистине, «велик и могуч» русский язык!
     А теперь перейду к пословицам, совершенно особенному пласту богатого русского языка. Замечательный русский философ   Ильин, прекрасно знавший и любивший Россию, писал, что русские живут не по законам, а по пословицам.  Как это верно! Все отразилось в них: и житейская мудрость, и черты характера, и поведение людей в разных ситуациях. А сколько в них юмора, добродушной насмешки, вроде бы наивных нравоучений, и в каждой - высоко нравственный постулат, иногда спрятанный за текстом. Мысль выражена ладно, ярко, кратко, образно, с частым употреблением рифмы. В общем, не прибавить, не убавить! У каждого русского, по-моему, есть свои любимые пословицы. Мои - такие: "Глаза боятся - руки делают" и "Умирать собирайся - хлеб сей". Мне кажется, я ими запрограммировала свою жизнь. По совету моей сестры Санечки, надо взять на вооружение какую-нибудь еще, третью, дающую жизненную силу. Придется поискать...
     Опыт жизни и мудрость, которые приходят часто через преодоление и страдания, приводят нас к самому удивительному и увлекательному – познанию СЕБЯ – своей души, ума, способностей и недостатков, чувств, желаний, поступков. И теперь иногда  я испытываю потребность не только понять и осмыслить что-то в своей жизни внутренним оком и вести диалог сама с собой, но и выразить это словами. Учитывая дефицит общения в бешеном ритме современной жизни, обращаюсь к письму. И  здесь мне «поддержка и опора» русский язык.
     Моя любимая настольная книга – «Поющее сердце» (книга тихих созерцаний) - бесценное сокровище опыта жизни – ума и души – Ильина Ивана Александровича, замечательного русского философа и писателя.  Мечтаю, чтобы ее прочитали мои внуки. Я никогда не писала стихов. Но, видно, в подсознании  много лет жили стихи (верлибр) Владимира Бурича, Германа Лукьянова, Валерия Липневича. И, конечно, краткие, но объемно глубокие и пронзительные по выражению чувств стихи японских поэтов, отличающиеся совершенно особой звуковой и ритмической организацией.   И вот результат -  два (!) стиха. Пишу, чтобы еще раз почувствовать, какая бездна таится в каждом из нас, о чем не подозревают даже самые близкие.

***
Такое одиночество бывает иногда,
что хочется погладить на стене
тень от руки своей.

25 февраля 2003 года


****
Расцвела, чтобы упасть.

Любила, чтобы страдать.

Хранила, чтобы терять.

Уйду, чтобы остаться.

 7 января 2015 года

Ну, а теперь пойдем жить дальше!  Трудно. Преодоление во всем. Но это счастье -  свобода и независимость: я многое могу делать сама. И  каждый день я учусь жить с радостью, с благодарностью к прошлому и с надеждой на будущее. Будет то, что должно быть, а может, и иначе…
               
Инна         
февраль 2015 года
 


Рецензии
Здравствуйте, Инна!
Очень интересные размышления. "Какая бездна таится в каждом из нас" - совершенная правда. Среди моих знакомых немало таких, кто вдруг начал рисовать и его работы участвуют в выставках; кто-то пишет прозу и стихи; кто-то начал что-то интересное мастерить.
Переписала для себя Ваше стихотворение "Такое одиночество..." Погладить на стене тень от руки - это большая поэтическая удача.
Сейчас у меня нет под рукой того тома из собрания сочинений А. С. Пушкина, в котором строчка поэта о России. Это из его письма, кажется, П. Вяземскому. Насколько я помню то письмо, в нём нет слов " часто презираю Россию". При случае проверю. У Вас эта фраза в кавычках.
Всё правильно: живём дальше!
Всего доброго!

Василиса Фед   27.11.2021 19:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.