Некоторые штрихи к портрету ПТУ

   Итак, окончательно и бесповоротно я решила уйти из мед.училища.Считала , что я не на своём месте.Не могу сказать , что не любила украинскую литературу, но"похоронить" навсегда немецкий язык я не могла и не хотела.Опять же по знакомству меня пригласили в горное профессионально- техническое училище, которое находилось за три девять земель от моего дома.Удивительно ,но здание этого училища я доподлинно видела во сне перед тем днём, когда собралась ехать на приём к директору .Мистика? Не знаю. Но подойдя к училищу , я воскликнула : "О ,Боже! Я когда -то тут была!"


Директора на месте не оказалось, был завуч, старенький дедок с юмором Павел Яковлевич Усенко. Из беседы с ним ,я поняла , что он преподаватель украинского языка и литературы, и после того , как он ознакомился с моей трудовой книжкой, сказал:"Дуже добре,тепер у мене буде заміна"( Очень хорошо , теперь у меня будет замена). Я с ужасом посмотрела на него и ответила:"Только не это, я сбежала от преподавания украинской литературы рядом с домом не для того , чтобы за три девять земель придти к тому , от чего сбежала.".

Павел Яковлевич ухмыльнулся многозначительно, посоветовал мне пойти в учительскую и пообщаться с учителями, что я и сделала. В учительской сидела Александра Фёдоровна Калинина , которая меня заверила , что коллектив в училище очень хороший и что мне тут будет комфортно. А я так мимоходом добавила:"Да этот юморной дедок , кажется , нормальный." Каково же было моё удивление , когда я чуть позже узнала, что Александра Фёдоровна-жена дедка- "юмориста". Это был мой первый прокол.

Наступило первое сентября. Звонит звонок ,и я во "всеоружии" : с конспектом,карточками , таблицами, кассетами и магнитофоном захожу в класс. Вижу полный класс ребят и ни одной девочки. Царит неимоверный шум,гам , хохот...Один сидит верхом на парте ,другой на окне, третий как-то свернул голову набок и хохочет , хватаясь за живот. Я стою в ожидании , когда они хоть на минуту успокоятся. Такое впечатление , что я попала в сумасшедший дом. В промежутке между шумом вставляю предложение ."Мальчики, я ваш новый учитель немецкого языка.Зовут меня Марина Васильевна. На немецком это звучит так :Ich hei;e... Мы будем с вами изучать язык страны, которая дала миру Карла Маркса, Фридриха Энгельса, великих писателей Гёте, Гейне и Шиллера..."И вдруг с последней парты кричит один ученик:"И Гитлера!"

 

Что тут началось, не передать на бумаге. Мне стоило больших усилий, чтобы прекратить эту вакханалию. Я вышла из класса, как говорят, измочаленная. Зашла к завучу и говорю:"Павел Яковлевич, я не справилась с классом, я ухожу". Он стал меня уговаривать:" Да ти не спіши, почекай трохи , все у тебе буде гаразд. Ось побачиш". После первого урока я не могла себе представить, что я проработаю там 7 лет! Вскоре я поняла, что с этим контингентом много говорить не надо. Ребят надо занять так ,чтобы им некогда было "пикнуть".

 

И я готовила для них всевозможные индивидуальные задания. Как-то захожу в класс, а там из 15 человек сидят 5 учеников, бегу к завучу и чуть не со слезами спрашиваю , проводить ли мне урок, если в классе всего 5 человек. Он посмотрел на меня хитровато и сказал:" Да ти радій , що їх нема , чим їх менше, тим краще". Я всё-таки не могла смириться с таким положением дел, звонила родителям, устраивала пересдачу пропущенного материала ,ставила "двойки", жаловалась мастеру, вобщем придумывала "карательные меры". Через некоторое время получила маленькие результаты. А к концу первого года обучения ребята сдавали рапорт на немецком языке, учили стихи наизусть, делали небольшие переводы , и мы с ними даже пели немецкие песни.


К началу следующего учебного года я оформила кабинет немецкого языка. Сделали ремонт своими силами вместе с учащимися. Кабинет получился " на славу". Закупили всё необходимое , в том числе и технические средства обучения. Администрация поддержала меня в моих благих начинаниях. Завуч начал заглядывать ко мне на уроки, анализировать он не умел , но зато на наших педсоветах в укор кому-либо из преподавателей, у которых с дисциплиной было не в порядке , произносил одну и ту же фразу:" А ти піди до Марини і подивись , що вона робить на уроці". ..И пошёл поток посетителей.

 

Всё бы ничего , если бы Павел Яковлевич не посылал меня на замену уроков украинской литературы. Я отказывалась , как могла, но очень часто приходилось соглашаться. Его слова : "Чи ты дурна, чи тобі гроші зайві (лишние)" меня не мотивировали, хотя и в самом деле благодаря заменам у меня получалась достаточно хорошая зарплата. Но после таких замен я выходила из класса как выжатый лимон. А ну-ка 30 бездельников, которых надо занять 45 минут.! А у них -одна тетрадь за голенищами и ни учебников , ни ручки. 15 учебников ( один на двоих) из библиотеки тащила на урок , писала письменные задания, готовила каждому карточки с вопросами. Вони шукали відповіді на питання та цитати до образів. Моя задача состояла в том , чтобы закрыть им рты. Однажды даю карточку ученику,а он мне :"Да на шо она мне нужна Ваша хреновина", и я в том же ключе ему отвечаю:"Это не хреновина , это карточка твоего задания". Нецензурщина царила за стенами класса просто невообразимо. А у многих учителей и на уроках.

 

У молодой учительницы английского языка,умницы,красавицы, частенько были "перепалки " на уроке ,а поскольку наши классы находились на одном этаже, мне приходилось иногда помогать ей  утихомиривать "орду".Однажды учительница французского языка ,потеряв терпение на бесчинства ученика, чуть не оторвала ухо этому маленькому "беспредельщику".И в тот же день подала заявление на увольнение по собственному желанию. Я тогда поняла, что нельзя давать трудным подросткам повода для агрессии.Их нужно было занять ,загрузить работой. У начинающего учителя  не хватало терпения , и она срывалась ,награждая их всевозможными эпитетами. Да и удержаться было на её месте тоже трудно. Вот пример,о котором она рассказала мне, когда пришлось усмирять взбесившегося ученика. Учитель задаёт вопрос: What day is today ? Ученик отвечает: "А хрен его знает". Только ещё в худшей вариации. Она срывается и кричит, выбрасывая на него массу "неласковых" слов.  А я задаю вопрос системе тогдашнего профтехобразования: "Зачем этим ребятам иностранные языки?" Они русским то с трудом владели. Государство тратило огромные деньги на их образование, а результат-ноль. Они летели , сломя голову , в столовую, не дожидаясь звонка, и им было не важно ,что учитель не закончил фразу. Главное - "похавать", как они выражались. А их кормили два раза в день...

 


Коллектив учителей был удивительно хороший. Каждый в преподавании своего предмета был профессионал, но многим не хватало знаний психологии, особенно для работы с такими трудными детьми. И потому учителя и мастера долго не задерживались в училище. Два-три года-предел. Мне рассказывали об одном мастере. Сегодня , к примеру, его приняли на работу, а завтра он уже написал заявление на увольнение. И когда директор его спросил :"Почему Вы , не поработав хотя бы месяц, увольняетесь?",тот ответил:" Вот если Вы мне дадите автомат , и я пройдусь по этим хлопцам очередью, с теми , кто уцелеет, буду работать" . Конечно , его ответ очень утрирован, но это говорит о трудности работы в таких училищах.
  Военное дело преподавал у ребят Иван Яковлевич Шенцев. Очень интересный воспитатель, Царствие ему Небесное. Вроде -офицер в отставке.Как он владел материалом , не знаю.Знаю точно , что речь его была достойна анекдотам. Вот некоторые "перлы"его речи:  "Я тебе,гад , дам шишнадцать лет расстрелу! Ты шо несёшь галиматню ,поддонок , протри клафоны ( плафоны),и куда ето ты направился с чемонданом и т.д.
 Умные ребята составили из этого безграмотного набора предложение: "Идёть поддонок с чемонданом и несёть галиматню, что аж клафоны качаются..." Каждому учителю ,входящему в класс, задавали один и тот же вопрос:"Кому принадлежат эти слова?" Все преподаватели правильно отвечали на этот вопрос : - Ивану Ильичу.
И тогда  урок превращался в сплошной хохот.Так ребята срывали уроки. Остановить  их было не под силу никому, даже директору...

А я ещё была классным руководителем в одной из групп. Провожу политинформацию в своём классе, влетает разъярённый мастер ( понимаю, что уже что-то случилось ) и кричит:"Марина Васильевна, выйдите из класса, я их воспитывать сейчас буду..." Не успею выйти, как слышу трёхэтажный мат. Вот так их воспитывали. Мой муж удивлялся , как это я за 7 лет работы в этом пекле  не научилась  матюкаться...
Надо сказать ,что группа в которой я была классным руководителем, была одна из лучших среди худших. Как-то мы сработались. К концу второго года обучения один ученик на вопрос директора:"Ну как вы тут, не замучили Марину Васильевну ?"-ответил:"Наша классная-"классная". И это была высшая оценка моей работы...

Однако жизнь текла своим чередом. Коллеги и администрация училища ко мне относились очень хорошо. Мы проводили праздничные вечера, посещали театры, ездили на экскурсии по стране, отдыхали в санаториях, то-есть внеурочное время проходило очень интересно. И на это государство тоже выделяло достаточно много денег.


Но каждый год я собиралась уходить.За время работы прошла курсы повышения квалификации, зарекомендовала там себя с лучшей стороны , провела открытый урок для учителей немецкого языка профтехучилищ области. На урок приехали 30 человек. Мои ребята , конечно, уже хорошо подготовленные мною , выдали "мастер-класс" и поразили буквально всех присутствующих. В конце урока спели песню: Marina,Marina ,Du bist ja die sch;nste der Welt и "Спят курганы тёмные" на немецком языке. Перевод я взяла из газеты "Neues Leben( новая жизнь).Там часто печатался перевод русских песен.Короче "сразили" посетителей.

 

Идёт анализ урока.Как обычно , все "поют хвалебные оды". Особенно восторгалась учительница 22 го училища Петровского района , большой знаток немецкого языка Фрида Иосифовна (позже она эмигрировала в Германию). И вдруг поднимается Павел Яковлевич и говорит:" Та ні, хіба це урок? Ні ,то щось не те."  Я чуть не упала."От як би ви прийшли до неї на звичайний( обычный) урок, ото б ви побачили ,як вона працює з хлопцями ..." Гром аплодисментов. Анализ урока  окончен.

 Встаёт руководитель областного методкабинета профтехобразования Анна Яковлевна и говорит: " Я предлагаю Марину Васильевну на руководство методобъединением учителей немецкого языка области. Вы поддерживаете кандидатуру?"-обращается она к учителям. Снова аплодисменты ,и  "без меня меня женили.", не спросив моего согласия.

Итак шёл седьмой год моей работы в училище. Одновременно я вела методобединение учителей немецкого языка области ( а это была неоплачиваемая общественная работа) и окончательно "созрела" для того , чтобы перейти на постоянную работу в Донецкий областной институт усовершенствования учителей, куда меня настоятельно приглашали.
Продолжение следует...

 


Рецензии
Спасибо Марина за визит! Никогда не был в Донецке, хотя от нас к вам ходили электрички. Даже поезда как-то боком обходили...
в ПТУ чуть было не попал. В смысле попал, но сбежал... Формовщик-литейщик,-во как назывался бы? Как у Гагарина... Какой из меня формовщик и тем более литейщик?

Всего доброго! С уважением!

Кстати о Донецке! У нас работает анестезиологом от Вас... Вроде бы всё нормально?.. Небольшая семья ехала к нам. Хотел им большой телевизор подарить, но они попали в Тульскую область...

Владимир Сысолятин   18.12.2016 14:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.