Бейт-Шеарим - Некрополь
Новая святыня в виде могилы Иегуды ха-Наси привлекала массу желающих «увидеть Бейт-Шеарим и умереть». Таким образом, с начала III века город становится центром, где в прямом смысле зарываются евреи, в том числе и из других стран. Грамотное использование расщелин ландшафта вкупе с инженерной мыслью позволили быстро и недорого перестроить «землю – колыбель человечества» в его могилу посредством удобных коридоров на манер римских катакомб. Тут тела укладывались в саркофаги, расположенные во множестве ячеек разросшегося со временем некрополя, и «лебединая песня» на бис не планировалась.
Это противоречило традиционной процедуре, по которой надлежало замуровать тело на год. А после, перемыв ему косточки и сложив в оссуарий*, предать повторному захоронению на Масличной горе – напротив ворот, через которые должен пройти Мессия с воскресительными речами. То есть, славному еврею даже после смерти покой не гарантировался. И тем не менее, приверженцы иудаизма не жалели бренных бешеных денег на местечко «потеплее», где земля будет пухом, а соседи – праведники.
Местные жители, не спешившие присоединиться к группе, о которой говорят только хорошее, придумали старый добрый способ по изъятию зла в виде денег у приезжих и бессовестно взвинчивали цены абсолютно на все. Население поменяло уровень жизни с прожиточного на зажиточный, а захоронения от года к году становились краше и дороже, гарантируя, что воскресшего из такого дива обязательно назовут чудом, а не зомби.
В отличие от современного образа гроба, который с точки зрения торговли стал довольно странным товаром (продавец для себя его не желает, покупатель для себя не покупает, а пользователь его вообще не видит), в то время холодные саркофаги разлетались, как горячие пирожки. Особенно сильное влияние оказывала Греция – богатейшая из стран евро-союза (в смысле, союза евреев, конечно же). Впервые в иудейской истории саркофаги украшались рисунками и надписями, а порой даже с целой родословной, в зависимости от важности бывшей особы.
Еврейские мастера не проваливались со стыда сквозь Землю Обетованную, налегая на очередной заказ, противоречащий всем принципам ортодоксального иудаизма. А приверженцы той же религии с заграничной идеологией не стеснялись увековечить на своем могильном камне чужеродных богов греко-римской культуры и сцен из аналогичной мифологии. Свою же значимость они доказывали, окружив себя драгоценными безделушками, забывая, что самые главные вещи на свете – это не вещи.
Иегуда ха-Наси перевернулся бы в своем саркофаге, если бы не клаустрофобное завещание не класть его в этот ящик. Весьма иронично, что усыпальница великого вождя не только уступала более поздним захоронениям менее известных личностей, но и фактически была безымянною могилой, ведь для своего времени он был настолько знаменит и популярен, что в надписи просто не было необходимости.
Процветание града пошло на убыль во второй четверти третьего века, принесшей с собой свержение династии Северов и политический хаос. Правление империей в две головы стало не просто постоянным, но и наконец внесло ясность: кто в доме Август, а кто его Цезарь.** Некоторые даже поговаривали о двуглавой аквиле, но их дружно посылали на Хетт***, напоминая, что на дворе уже не первый век железный век.
В надвигающейся анархии романтика большой дороги манила в свои дали множество работников, по пути промышляющих ножом и топором. В следствие этого росло количество жертв иностранных граждан на их стезе к смерти в Бейт-Шеарим. А еще больше предпочитали пожить подольше у себя на родине, в противовес альтернативе зажмуриться, так и не дойдя до цели.
Все меньше жителей могли позволить себе моральное разложение за счет физического их клиентуры. Город пустел, недоразложившиеся живчики перебирались в более приятный климат развивающегося Ципори. На прокладку новых ответвлений клали некачественный материал и откровенно положили кое-что похуже, отчего на этих пещерах можно было поставить крест, в следствие грядущего обрушения и захоронения по еще не сформировавшемуся христианскому обычаю.
За сотню лет отрадный некрополь стало не узнать: унылые улицы, ведущие к мрачным захоронениям, невеселые могильные заведения с тоскливым не распроданным товаром, совсем безрадостные саркофаги в прискорбной придорожной пыли и всюду-всюду только живые люди -- некогда счастливые, не стремящиеся объяснить свою хорошую жизнь и вдруг погрязшие в поисках причин, почему все плохо, что и делало их несчастными. Ближайшую сотню лет некоторое праздничное разнообразие приносили войны и периодически вспыхивающие восстания, но город уже окутала печалька, и он прекратил свое развитие.
В середине IV века, основываясь на слухах, что сасаниды порвали на мясо легионеров в Месопотамии, а евреев в их борьбе готовы поддержать друзья-арабы из Ирана, очередной самозваный мессия выносит римский гарнизон в Ципори и призывает иудеев покарать язычников вместе с непопулярными сектами иудаизма#. Добрая идея насчет самаритян быстро набрала сторонников идеяизма и распространилась аж до Иерусалима, вот только крику оказалось больше, чем кричавших.
Глядя на треснутую губу оратора, народ понимал, что золотые горы ему не светят, и не спешил вовлечься в очередной провал, хотя и шумно поддерживал само движение с участием других. Больше всех орали в заскучавшем Бейт-Шеарим до тех пор, пока римская армия ни смела еврейскую общину Акко – главный козырь в этой авантюре. В этом же году, в назидание остальным, Галлом## был разрушен и Бейт-Шеарим – город-побратим восставшего Ципори, который, к слову сказать, разрушен не был. Все-таки Рим ценил комфортабельные города больше, чем захоронения не пойми кого.
В этом же столетии останкам некогда перспективного града хорошенько досталось и от грабителей-мародеров. Все именитые могилы некогда важных толстосумов были бесцеремонно вскрыты, а то и просто разломаны с целью быстрого перераспределения богатства. Нетронутым остался разве что грот Иегуды ха-Наси, потому что ни брать, ни ломать там было нечего. Словом, даже после смерти у него было все, не как у людей.
Интерес к Бейт-Шеарим вернулся лишь в конце XIX века в виде археологической экспедиции, развернутой британским фондом изучения Святой земли. Но реально серьезный подход к осваиванию некрополя появились лишь после обнаружения пещеры местным стражем окрестностей в 30-х годах. Наблюдательный сторож Зайд к тому времени достаточно насторожился и даже подумывал присоединиться к раскопкам, но был убит. Бронзовый монумент его коня с седоком возведен близ национального парка Бейт-Шеарим, а необычен он тем, что во всем Израиле это единственный конный памятник еврею.
* Оссуарий – погребальный ларец из глины или известняка
** «Август» – старший правитель древнего Рима, «Цезарь» – его соправитель и, как правило, наследник. До III века эти титулы являлись частью имен и были тождественны по своей значимости.
*** Хетт – Хеттское царство во времена бронзового века с культом двуглавого орла.
# Самаритяне - субэтнос евреев, потомки колена Иосифа. Их религия - разновидность иудаизма, фактически - секта.
## Констанций Галл разрушил город во время подавления еврейского восстания 352 года.
Свидетельство о публикации №215072301344
Валентина Васильева 4 04.01.2020 12:56 Заявить о нарушении