Гельвеция. Почему свисы не гады?

   
                (Фрагменты из романа "Красная омега")


      
    В 1944 году в Соляном городке, что на Фонтанке, открылась «Выставка героической обороны Ленинграда».

      Это была очень обширная выставка. Её экспонаты размещались в трех больших зданиях, а на улице перед входом на выставку, вдоль стен домов стояла трофейная и советская бронетехника, мощные орудия и пирамиды громадных снарядов, предназначавшихся для обстрела Ленинграда. В 1945 году выставка была преобразована в музей республиканского значения.

     Народу в музее всегда было полно. Каждый ленинградец, приезжавший из эвакуации, непременно шел в музей, чтобы узнать как жили в осажденном городе его родственники и знакомые. Только в 1945 году на выставке побывали 191 811 человек.

      Но больше всего в музее было мальчишек Их притягивала возможность полазать по «Тиграм» и «Фердинандам», повращать стволы пушек. Барсуков днями пропадал в этом музее.

     Судьба музея оказалась трагической.  В 1950 году руководство ВКП(б)  шарахнуло по ленинградцам кровавым  «Ленинградским делом».

        По каким-то совершенно надуманным, смехотворным поводам были арестованы тысячи ленинградцев. Оставшиеся на свободе горожане находились в полной растерянности. Никто ничего не понимал. Все недоумевали: за что сажают? Шепотком передавали друг другу один слух нелепее другого.

      Завершилось «Ленинградское дело»  расстрелом партийных, административных, хозяйственных руководителей города и их заместителей. Тысячи ленинградцев, в основном чиновники различных рангов, хозяйственники, интеллигенты, были отправлены отбывать сроки  в очень неуютные края.

     Арестовали  и директора  Музея обороны Ленинграда, а вместе с ним его заместителя по научной работе и ряд сотрудников. Музей закрыли. Якобы на реставрацию. А на самом деле -- на ликвидацию.

      Часть экспонатов распределили по другим музеям, а основную массу исторических реликвий либо уничтожили, либо выкинули на свалку, либо переплавили.

       Потом-то, конечно, одумались. Люди с периферии, «брошенные на укрепление» почти обезлюдившего руководящего звена города, хотя и не знали традиций, духа, интеллектуальных особенностей Ленинграда, тем не менее поняли, что нельзя предавать забвению титаническое подвижничество ленинградцев.  В 1989 году, спустя 38 лет с момента разгрома Музея обороны Ленинграда, было принято решение о его восстановлении.

      Уничтоженного, конечно, не вернешь. Но кое-что сохранилось. Из уцелевших экспонатов составили экспозицию и 8 сентября 1989 года состоялось торжественное открытие музея.

       Барсуков долго не решался посетить восстановленный музей. Он боялся разочарования. Боялся разрушения величесчтвенного впечатления от былого выставочного богатства. От настоящего истребителя, подвешенного под куполом огромного зала, от  страшно пульсирующей красно-оранжевой диорамы горящего Ленинграда, от изрешеченного осколками вагона трамвая №7 и от расположенной рядом витрины с клочками окровавленной одежды, документами, очками, ключами, сумочками всего того, что осталось от пассажиров  трамвая  . Наконец, он все-таки решился и отправился в Соляной городок, на Гангутскую улицу в музей своего детства.

      Экспозиция музея размещалась в двух залах. Прежние обширные помещения, принадлежавшие Музею обороны Ленинграда, были заняты различными организациями, которые не собирались эти помещения освобождать.

     По существу это был не музей, а демонстрационная площадка, на которой размещалась очередная выставка на блокадную тему, поскольку выставить все имеющиеся в запасниках экспонаты и создать обстановку музея было невозможно из-за отсутствия выставочных площадей.

      Разумеется никакого настоящего истребителя не висело под потолком зала. Не было и диорамы горящего Ленинграда. Отсутствовал и остов трамвая №7.

       С горьким смешанным чувством опустошенности, обиды, жалости вышел Барсуков из музея,  и тут же память с ехидной любезностью подкинула ему швейцарскую тему.

      Барсукову нравилось бывать в Люцерне. Небольшой, аккуратный город с набором разных  средневековостей  и современных достопримечательностей.

       Одной из таких достопримечательностей  была большая ротонда с куполом, расположенная в центре города. Внутри ротонды размещалась панорама, освещавшая какой-то важный военный эпизод из истории швейцарской армии. Барсуков знал, что Швейцария давно не участвовала в каких-либо крупных военных операциях. Поэтому его очень заинтересовало, какая же такая знаменитая битва швейцарцев запечатлена на полотне панорамы.

       А на круговом полотне были прекрасно изображены горы. В долине располагалась небольшая железнодорожная станция. На путях стояло несколько товарных вагонов. Дымил паровоз. А по дорогам к станции строем двигались солдаты. Другие солдаты, сидя  на лошадях, наблюдали за этим движением. Панорама была выполнена великолепно. Что предметный передний план,  что живописное полотно. Слышались гудки паровозов, орудийные выстрелы в горах, ржание коней,  поступь колонн.

      Долго Барсуков не мог понять, что же здесь происходит.  Наконец ему с трудом объяснили, что панорама, созданная в 1881 году баталистом Эдуардом Кастресем, изображает процесс разоружения французской армии генерала Шарля Бурбаки, которую немцы в 1871 году прижали к швейцарской границе. Французское командование попросило разрешения у швейцарцев перейти границу и интернироваться. Вот и весь сюжет! Тем не менее, туристы активно покупали недешевые входные билеты, интересовались открытками с фрагментами панорамы, буклетами, сувенирами.

       Будучи в Швейцарии, Барсуков убедился в том, что свисы знют свою историю, гордятся ею и тщательно сохраняют исторические артефакты.

        Когда в Ленинграде Барсуков вышел из здания ущербного Музея обороны Ленинграда и вспомнил шикарную панораму в Люцерне, он почти вслух возопил:

     -- Господи!  Ну почему швейцарцы – люди, а мы такие гады!?



Ни хлебный базар, ни фонтан нефтяной,
Ни модный отель и ни лавка пивная.
Всего лишь гранит и бетон наливной
Да старые  пушки и слава былая.

 Ветшают форты на соленом ветру,
Топорщатся травы и ветви сухие...
Ржавеют не пушки в забытом ряду
Ржавеет великая слава России.


Рецензии
Здравствуйте, Александр. Мне нечего написать в отклике, всё так, всё правда, просто хочу чтобы моя зеленая кнопочка чуть-чуть тоже затмила ржавчину, о которой так здорово сказано в конце отрывка из книги... Добра Вам. Тамара.

Тамара Брославская-Погорелова   06.08.2015 08:36     Заявить о нарушении
Тамара, благодарю за сочувствие.

С уважением. Александр

Александр Брыксенков   07.08.2015 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.