Реформаторы русского языка
В классе раздались смешки.
– Тишина! – моментально пресекла она веселье.
Класс сразу же затих. Строгую русичку боялись все.
– Что это за «ца-ца» такое, а? Я вас спрашиваю!
Кто-то хихикнул.
А учительница продолжила, – … чтобы определить, как правильно написать глагол, через «-тся» или «-ться», надо задать проверочный вопрос.
Она посмотрела на двоечников поверх очков.
– Мальчик что делает? Катается. Ты слышишь, Макаров, на конце вопроса нет мягкого знака… значит, и в глаголе его не может быть. Мальчик что будет делать? Кататься. Слышишь мягкий знак на конце вопроса? Значит, и глагол надо писать с мягким знаком. Ты понял?
Шестиклассник понуро кивнул.
– А ты, Кальнов? – учительница перевела строгий взгляд на его друга.
– Понял, – хмуро пробубнил тот под смешки одноклассников.
– Ты мне еще побурчи, – пригрозила ему она, – недоволен он, видите ли… это я должна злиться на вас… от повторений уже мозоль на языке. Тоже мне… два красавцА… ланца дрица гоп ца-ца!
***
С того времени, как мы прошли тему «Написание в глаголах –тся и –ться», этот диалог, точнее монолог учительницы русского языка, повторялся на каждом уроке.
Наши одноклассники, круглые двоечники Макаров и Кальнов, мальчишки не плохие, но очень тупые, никак не могли запомнить правило. Более того, они не просто путали -тся и -ться, они их откровенно игнорировали и частенько писали на концах глаголов -ца.
Русичка была не только строгой, но и очень язвительной, под ее издевательскими фразами типа «ланца дрица» двоечники каждый раз краснели, ну а класс ухахатывался.
***
– Та-а-ак, – учительница русского обвела всех строгим взглядом, – диктант написали в целом неплохо, но… – сделала она паузу.
Класс настороженно замер.
– … но больше других меня порадовали Макаров и Кальнов, – торжественно и очень серьезно объявила она и сразу же сделала обоим замечание, – встаньте, когда с вами разговаривают.
Те поднялись со своих мест, Макаров еле сдерживал довольную улыбку, Кальнов, как всегда, был суров и мрачен.
– Кто у кого списывал? – как бы, между прочим, поинтересовалась она.
На удивление, в ее голосе не было привычной строгости.
– Никто ни у кого не списывал, – осмелев, буркнул Кальнов.
– То есть вы, наконец, выучили правило? – уточнила она.
– Угу, – оба кивнули.
– Молодцы, – радостно произнесла русичка, – но я хочу сказать, что вы не только выучили правило написания -тся и -ться, но и придумали новые слова в русском языке.
Класс оживился, все подняли головы.
– Скоро новый год, – сообщила учительница, – у вас будет праздничный огонек?
– Да, – послышались радостные голоса из класса.
– Вы пойдете на него, чтобы что делать? – спросила она, и поскольку класс промолчал, сама же и ответила, – правильно… чтобы повеселИться. А вот Макаров с Кальновым пойдут на праздник, чтобы помедведИться и полисИться.
В классе раздался смех.
– Вот вы мне скажите, – посмотрела учительница на приятелей, – что означают эти глаголы? Медведиться – это, я так понимаю, надеть маску медведя и пойти на огонек, а лиситься? Тоже надеть карнавальный костюм или этот глагол означает хитрить и лукавить?
Двоечники молчали.
– Почему молчите, а? Вы же сами написали это в своих диктантах, – учительница потрясла в воздухе двумя тетрадями, – у вас все названия животных: медведица, лисица, волчица написаны не просто через -тся, а еще и с мягким знаком.
Класс заржал.
Смешливый Макаров еле сдерживался, но его рот все больше растягивался в дурацкой улыбке, серьезный Кальнов, наоборот, мрачнел.
– Вот, например, Оля подойдет к своей подруге, – русичка кивнула в сторону двух девочек, сидящих за первой партой, – и предложит ей «Лена, пойдем на огонек, повеселимся». А ты, Макаров, что скажешь своему дружку? «Пойдем, помедведИмся»? А Кальнов тебе ответит, «Нет, медведИться не будем, лучше полисИмся», так?
Кто-то от смеха хрюкнул, класс заржал еще громче.
– Или, например, Оля обратится к подруге так, – учительница сузила глаза и ехидно сложила губки, – «Лена, праздник такой веселый, а ты не веселишься»! А Лена Оле скажет в ответ "Что ты! Мне хорошо, я веселюсь"! А ты, Макаров, как обратишься к Кальнову? «Кальнов, почему ты не медведИшься»? А ты, Кальнов, что ответишь Макарову? «Мне весело, я хорошо медвежусь»! Или медведюсь? Или не медведюсь, а лисюсь? Объясните мне, как правильно? Вы же реформаторы русского языка!
В классе стоял хохот. Громче всех ржал Макаров. Даже серьезный Кальнов улыбался.
Учительница вздохнула и махнула рукой, – садитесь уж, медведюси!
Свидетельство о публикации №215072301747
P.S. Об "медведюсях" что-то даже страшно писать!
Алла Моисеенкова 24.11.2015 22:40 Заявить о нарушении
Макаров и Кальнов - тоже реальные персонажи! Двоечники и "медведюси". Зато прикольные!)))
Спасибо, Алла!
Наталья Петрова 7 24.11.2015 22:51 Заявить о нарушении