Реформаторы русского языка

– Макаров, Кальнов! Ну, сколько можно вам объяснять?! – повысила голос учительница русского языка и литературы, – глаголы через «ца» произно-ся-ЦА, но не пи-шу-ЦА! – раздраженно по слогам произнесла она, выделив окончания слов.

В классе раздались смешки.

– Тишина! – моментально пресекла она веселье.

Класс сразу же затих. Строгую русичку боялись все.

– Что это за «ца-ца» такое, а? Я вас спрашиваю!

Кто-то хихикнул.

А учительница продолжила, – … чтобы определить, как правильно написать глагол, через «-тся» или «-ться», надо задать проверочный вопрос.

Она посмотрела на двоечников поверх очков.

– Мальчик что делает? Катается. Ты слышишь, Макаров, на конце вопроса нет мягкого знака… значит, и в глаголе его не может быть. Мальчик что будет делать? Кататься. Слышишь мягкий знак на конце вопроса? Значит, и глагол надо писать с мягким знаком. Ты понял?

Шестиклассник понуро кивнул.

– А ты, Кальнов? – учительница перевела строгий взгляд на его друга.

– Понял, – хмуро пробубнил тот под смешки одноклассников.

– Ты мне еще побурчи, – пригрозила ему она, – недоволен он, видите ли… это я должна злиться на вас… от повторений уже мозоль на языке. Тоже мне… два красавцА… ланца дрица гоп ца-ца!

 ***

С того времени, как мы прошли тему «Написание в глаголах –тся и –ться», этот диалог, точнее монолог учительницы русского языка, повторялся на каждом уроке.

Наши одноклассники, круглые двоечники Макаров и Кальнов, мальчишки не плохие, но очень тупые, никак не могли запомнить правило. Более того, они не просто путали -тся и -ться, они их откровенно игнорировали и частенько писали на концах глаголов -ца.

Русичка была не только строгой, но и очень язвительной, под ее издевательскими фразами типа «ланца дрица» двоечники каждый раз краснели, ну а класс ухахатывался.

 ***

– Та-а-ак, – учительница русского обвела всех строгим взглядом, – диктант написали в целом неплохо, но… – сделала она паузу.

Класс настороженно замер.

– … но больше других меня порадовали Макаров и Кальнов, – торжественно и очень серьезно объявила она и сразу же сделала обоим замечание, – встаньте, когда с вами разговаривают.

Те поднялись со своих мест, Макаров еле сдерживал довольную улыбку, Кальнов, как всегда, был суров и мрачен.

– Кто у кого списывал? – как бы, между прочим, поинтересовалась она.

На удивление, в ее голосе не было привычной строгости.

– Никто ни у кого не списывал, – осмелев, буркнул Кальнов.

– То есть вы, наконец, выучили правило? – уточнила она.

– Угу, – оба кивнули.

– Молодцы, – радостно произнесла русичка, – но я хочу сказать, что вы не только выучили правило написания -тся и -ться, но и придумали новые слова в русском языке.

Класс оживился, все подняли головы.

– Скоро новый год, – сообщила учительница, – у вас будет праздничный огонек?

– Да, – послышались радостные голоса из класса.

– Вы пойдете на него, чтобы что делать? – спросила она, и поскольку класс промолчал, сама же и ответила, – правильно… чтобы повеселИться. А вот Макаров с Кальновым пойдут на праздник, чтобы помедведИться и полисИться.

В классе раздался смех.

– Вот вы мне скажите, – посмотрела учительница на приятелей, – что означают эти глаголы? Медведиться – это, я так понимаю, надеть маску медведя и пойти на огонек, а лиситься? Тоже надеть карнавальный костюм или этот глагол означает хитрить и лукавить?

Двоечники молчали.

– Почему молчите, а? Вы же сами написали это в своих диктантах, – учительница потрясла в воздухе двумя тетрадями, – у вас все названия животных: медведица, лисица, волчица написаны не просто через -тся, а еще и с мягким знаком.

Класс заржал.

Смешливый Макаров еле сдерживался, но его рот все больше растягивался в дурацкой улыбке, серьезный Кальнов, наоборот, мрачнел.

– Вот, например, Оля подойдет к своей подруге, – русичка кивнула в сторону двух девочек, сидящих за первой партой, – и предложит ей «Лена, пойдем на огонек, повеселимся». А ты, Макаров, что скажешь своему дружку? «Пойдем, помедведИмся»? А Кальнов тебе ответит, «Нет, медведИться не будем, лучше полисИмся», так?

Кто-то от смеха хрюкнул, класс заржал еще громче.

– Или, например, Оля обратится к подруге так, – учительница  сузила глаза и ехидно сложила губки, – «Лена, праздник такой веселый, а ты не веселишься»! А Лена Оле скажет в ответ "Что ты! Мне хорошо, я веселюсь"! А ты, Макаров, как обратишься к Кальнову? «Кальнов, почему ты не медведИшься»? А ты, Кальнов, что ответишь Макарову? «Мне весело, я хорошо медвежусь»! Или медведюсь? Или не медведюсь, а лисюсь? Объясните мне, как правильно? Вы же реформаторы русского языка!

В классе стоял хохот. Громче всех ржал Макаров. Даже серьезный Кальнов улыбался.

Учительница вздохнула и махнула рукой, – садитесь уж, медведюси!


Рецензии
Ах, школьные годы! Смешные ошибки и нелепые выражения! Но тем не менее! новые слова, а иногда и целые фразы настолько очаровывают своей непосредственностью, что остаются в широком употреблении надолго! Смешной и замечательный рассказ, а главное! становится ясно, что "правило написания -тся и -ться" - серьезная и значительная проблема!)))))))) С уважением Алла.
P.S. Об "медведюсях" что-то даже страшно писать!

Алла Моисеенкова   24.11.2015 22:40     Заявить о нарушении
Пересказано один в один!! До сих пор помню нашу учительницу русского и литературы. Старое поколение учителей. Умела объяснять. Правила я запомнила навсегда!
Макаров и Кальнов - тоже реальные персонажи! Двоечники и "медведюси". Зато прикольные!)))
Спасибо, Алла!

Наталья Петрова 7   24.11.2015 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.