Святое и священное проблема определения понятий

Протоиерей Алексий Шевчук
СВЯТОЕ И СВЯЩЕННОЕ – ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ

На рубеже 19 – 20 веков в философии религии актуализировалась проблема определения понятий, ранее находившихся исключительно в сфере теологического дискурса. Причиной этого изменения послужили перемены в обществе. В первую очередь это изменение структуры различных сообществ, связанные с массовым увеличением подвижности их членов. Массовые перемещения людей из разных стран и с разных континентов, смешения различных языков, культур, традиций, религий, вероисповеданий и мировоззрений поставили перед философами, социологами, религиоведами и теологами новые вопросы и проблемы для решения которых понадобилось обновление понятийного аппарата. То, что в предыдущие эпохи понималось, можно сказать "интуитивно", т.е. в  культурном контексте общества и не требовало формирования дополнительных, а уж тем более, новых дефиниций. Но постепенно нарастает процесс иррелигиозности общества, когда на смену символической культуре античности в течение всего средневековья пришла семантическая Нового Времени, а ей на смену уже спешит визуально-клиповая культура масс-медиа Новейшего Времени.

Однако, определение содержания понятий является нелинейным, "многослойным" процессом подверженным влиянию конкретных культурно-исторических условий. В целом это касается и категорий конкретных наук, и универсальных философских категорий, и категорий различных разделов философии. Для религиозной философии, философской теологии, философии религии, философской антропологии и мн.др. наряду с общими философскими категориями одними из базовых являются понятия "святое" и близкие ему "священное", "святость", "освященное", "святыня" и др., а также противопоставляемые ему в оппозиции "мирское", "разосвящение" и проч.

В отношение понятия "святое" познавательная сложность усугубляется всеобщим процессом религиозной деградации человеческого сообщества, который сегодня все чаще "застенчиво" именуют десакрализацией (разосвящением). Впрочем, как бы не назывался этот процесс в нем очевидно главное: релятивизм, который является методологической основой многостороннего процесса десакрализации. Релятивизм выступает не только как отказ от признания приоритета абсолютной истины и ее дробление на множество относительных истин, порой вообще не связанных между собой, но и, что важно, как отказ от стремления к ней, как отказ ей в праве на существование. И там где нет абсолютной истины, нет воли к истине, там не остается места святому. Отказ святому в праве быть абсолютной истиной, как реальности, как абсолютной ценности, осуществляется, в первую очередь, через релятивизацию понятий. В результате они размываются и подменяются, т.е. наделяются иными, не соответствующими им смыслами, можно сказать, что они "обессмысливаются". Поэтому на первый план выступает задача определить и конкретизировать содержание таких базовых понятий, как "святое", "священное" и др., а их содержательная неисчерпаемость не должна и не может препятствовать введению понятий в строго очерченную смысловую систему. И хотя, скорее всего, попытки сузить их до предельной концентрации смысла не могут быть достижимы, но возможно, тем самым, оградить понятия, как предмет исследования, от бесчисленных чрезмерно вольных интерпретаций.

В Священном Писании Ветхого Завета и Нового Завета понятие "святое" предстает как предикат, относящийся непосредственно к Богу. Как прилагательное оно выражает постоянный, неизменный признак Бога, подчеркивающий Его отделенность от сего мира, не принадлежащего этому миру и в то же время неоставившему мир, действующему в нем Своими нетварными энергиями, исходящими от Бога по Его воле.

Однако, Священное Писание не дает однозначных определений, т.к. библейским понятиям присуща "многослойность", многозначность смысловых значений: буквальный, аллегорический, нравственный, исторический и проч. Иногда понятия "святое", "священное", "освященное", "святыня" и подобн. пересекаются в наполняющих их смыслах, но тем не менее не смешиваются в одно понятие. Единство "святого" и "священного" в христианской коннотации обусловлено тем, что обозначается то, в чем проявляется действие Бога, Его воля, исходящая от Бога сила, отличающая и отделяющая от других людей или вещей, посвященных на служение Богу.

Поскольку вера всегда имеет практическую цель, а религия даже прагматична, то базовые понятия являются не результатом отвлеченных умозаключений "чистого разума", а происходят из практики веры и религиозной жизни, как результат действия воли. Однако, это совершенно не означает, что ни недоступны для мышления и определения. Волевое действие святого не есть нечто неразумное. Бог как Разум, как Личность, открывается через святое человеку разумному. Разумеется, понятия не покрывают собой всю Божественную Сущность, остающуюся непознанной и непознаваемой, неохватной и неисчерпаемой, т.к. религиозная вера не ограничивается исключительно понятиями и определениями, какими бы важными и значительными они ни были бы.


Рецензии