Я и Время, или Привет, Старость, morituri te salut

Никогда ни от чего не уклонялась и не пряталась, так что дальше идем вместе, Старость! Вместе будем попадать в переделки, хохотать над шутками, попивать крепкий чай с дозволенными диабетикам лакомствами (и не только разрешенными!). Мы с тобой еще поохотимся! Я – компания не тоскливая, природный пофигизм плюс возрастная бесшабашность, соскучиться со мной не удавалось никому.
Отшумел день моего рождения.
58 – это много?
Смотрю в зеркало – разве я хуже, чем в 40? Лучше, пигмент загара начал вырабатываться, и сейчас, когда прошла середина лета, моя кожа уже не цвета снятого молока, а цвета сливок. Мне нравится. Если доживу до 90, может, сумею загореть до цвета ряженки.

Забавно, морщин, пигментных пятен, варикоза, целлюлита и сутулости пока не имею, зубы на месте, но все равно видно, что мне под шестьдесят. Дети уверяют, что не видно, у старшей дочки уже морщинок больше, а у меня только по две в уголках глаз.
Да лучше бы овал лица изменился, как у моих ровесниц, но меньше болело сердце, совсем оно распустилось. Но цацкаться с ним не буду, не до того, пусть само выкручивается.

В ночь на субботу, перед праздником (когда меня поздравляли, я смеялась, не лучше ли выражать соболезнования), мне сон странный приснился.
Я находилась в комнате, в которой видела только трюмо и женщину перед ним. Она расчесывала кудрявые каштановые волосы ниже плеч, набросив на плечи большой шелковый платок. Такой цвет и такую длину я носила еще двенадцать лет тому назад, а потом совершенно поседела, и мне стало проще носить стрижки и красить волосы в более светлый цвет. Она собрала волосы в небрежный узел и заколола большой серебряной заколкой с темно-красными кораллами. Сняла платок. Это была я и не я. Пока она подкрашивала глаза и губы, я ее рассматривала. В черном платье, длинном, узком, с боковым высоким разрезом, без рукава с и глубоким овальным вырезом. Мое такое же, но у нее ткань какая-то странная, без теней и бликов, глухой черный цвет. Туфли тоже похожи, очень открытые, только носок, пятка и тонкий ремешок вокруг щиколотки. Черные лакированные. Она нацепила колье, браслет, серьги и перстень – все из чеканного серебра с таким же темным кораллом. Темно-красными были и лак на ногтях и помада.
Мне ее вид показался вызывающим, не по возрасту. Да я вообще красное, желтое и оранжевое не ношу. Не люблю. Только под одно летнее платье надеваю бусы и серьги из янтаря.
Она уловила мое неодобрение, обернулась, подмигнула, помадой на зеркале написала «58», бросила тюбик в крошечную лакированную сумочку (тоже похожа на мою, только моя без стразов), засмеялась и ушла. А я проснулась.

В ночь на воскресенье она мне снова приснилась перед тем же зеркалом. Она вырядилась в узкую черную юбку из эластичной ткани в мелкий рубчик, черную блузку, широкий красивый пояс, черные лодочки, серьги с белым жемчугом. Все бы ничего, вот только блузка у нее абсолютно прозрачная. Очень красивый бюстгальтер. До тридцати лет такой наряд, может, и имеет место быть. Ха, она не замужем, что ли? Мой-то муж, если мой наряд хоть чуть-чуть просвечивался, начинал метать молнии, бить копытом и брызгаться ядом.
 
Кто она и что хотела мне этим сказать?
В понедельник забрала отца из больницы, и задумалась о Времени. В детстве меня страшно интересовало, что это. Как я мучила всех родных, друзей, знакомых: постоянно просила пересказать какое-нибудь событие, пережитое вместе. Записывала и сопоставляла. Разница была заметная, даже у тех, кто отличался памятью и наблюдательностью. Детали – не сходились. И я ломала голову, что бы это значило. И решила, что прошлое уже у каждого свое, что время не одно, а их много, и во время самого незначительного события, то есть бесконечно, мы переходим из одной временной реальности в другую. Глупо, но мне ж лет десять было.

Уже ранние греческие философы до н.э. спорили о реальности феномена времени. Гераклит утверждал, что постоянство – это иллюзия и что все находится в непрерывном движении. Парменид, напротив, утверждал, что бытие неподвижно и неизменно, а значит время иллюзия.

Исаак Ньютон ввел представление об «абсолютном времени». Оно течет строго одинаково во всей Вселенной, независимо от любых воздействий.

Альберт Эйнштейн обнародовал свою специальную теорию относительности, в которой время является относительным, а не абсолютным. Он предсказал, что время, измеренное по движущимся часам, будет казаться идущим медленнее, чем измеренное по неподвижным часам.

Курт Гёдель, решая уравнения Энштейна, пришел к выводу, что строение  Вселенной может иметь такое устройство, в котором течение времени является закольцованным  (метрика Гёделя), что теоретически допускает путешествия во времени. Большинство современных физиков считают это решение верным лишь математически и не имеющим физического смысла.

Американский теоретик Брайс Девитт, опираясь на идеи, предложенные его коллегой Джоном Уиллером (Уиллер – один из создателей геометродинамики, изучающей структуру пространства-времени малых масштабов. Уиллеру принадлежит теория нейтронных звезд, именно он предложил термин «черная дыра»), соединил квантовую теорию с релятивистской теорией гравитации в уравнении, описывающем состояние Вселенной как целого. Это уравнение показывает, что время является иллюзией. Парменид прав?
Уравнение Уиллера - Девитта - основное уравнение квантовой геометродинамики, представляющей собой направление квантовой теории гравитации, в основе которого лежит применение гамильтонова формализма для систем со связями к квантованию гравитационного поля. В рамках этого формализма происходит потеря релятивистской ковариантности теории в результате разбиения единого 4-мерного пространства-времени на 3-мерное пространство и время, причём объектом динамики является именно 3-мерное пространство, а не пространство-время.

Британский физик и философ Джулиан Барбур выпустил книгу «Конец времени», в которой попытался перебросить мост через пропасть между реальностью безвременной Вселенной, выраженной в уравнении Уиллера – Девитта, и нашим восприятием времени как текущего от прошлого к будущему.
Джулиан Барбур  утверждал: если ничего не произошло, если ничего не изменилось, то время остановится. Время есть не что иное как изменение чего-то. Мы воспринимаем именно изменения, происходящие вокруг нас, а не время. Проще говоря, времени не существует.
 В этой, весьма провокационной книге, Барбур демонстрирует основные факты для вневременной Вселенной, показывает, почему мы все еще воспринимаем мир, как временной. Эта книга, которая направлена в самое сердце современной физики. Она не только ставит под сомнение наибольший вклад Эйнштейна в разработку пространственно-временного континуума, но и указывает на решение одного из величайших парадоксов современной науки ; существующую пропасть между классической и квантовой физикой. Барбур утверждает, что объединение общей теории относительности Эйнштейна с квантовой механикой  может означать конец времени.

Профессор Ли Смолин в 2013 публикует книгу «Возрожденное время», в которой утверждает, что время является реальностью и течет от прошлого к будущему, причем это позволяет законам природы эволюционировать до наблюдаемого нами сегодня состояния.
 «Вне времени законы природы непостижимы. Если мы хотим понять закон… он должен развиваться, изменяться со временем, он должен зависеть от времени», утверждает он.
Смолин вопреки устоявшемуся мнению утверждает, что время – это физическая реальность, не зависящая от нашего восприятия. Смолин убежден, что время не только реально, но представляет собой ключ к пониманию законов природы.

Так что такое «время»? Ни Ньютон, ни Эйнштейн этого вопроса не прояснили. Они говорили не о времени, а лишь о часах, которые его измеряют. Ньютон считал, что во Вселенной, в каждой ее точке, работают везде одни и те же абсолютные часы и все они тикают в унисон. Эйнштейн поправил его, разбросав по миру часы с разными временами да еще заставив их спешить в зависимости от скорости, с которой точка – извините, масса – по этому миру передвигается относительно наблюдателя.

На сегодня физики в основном сошлись на том, что время есть понятие субъективное, что оно – своеобразный продукт нашего восприятия и более ничего.

Вернемся к Смолину. «Вне времени законы природы непостижимы, – говорит он. – Если мы хотим понять закон… он должен развиваться, изменяться со временем, он должен зависеть от времени. Закон, таким образом, исходит из времени, он субъект времени, а не наоборот». Критики такого взгляда на время указывают Смолину, что здесь есть так называемая проблема метазакона. Если время управляет законами, то должен быть высший закон, метазакон, который указывает времени, как ему этими законами управлять. Но не означает ли это, что сам метазакон из времени не исходит?

Брэдфорд Скоу доказывает  своей теорией «блоковой Вселенной», что время так же статично, как и все прочие измерения: длина, ширина, высота. Это мы передвигаемся в нем, вернее сказать – передвигается наше сознание. Поэтому прошлое, настоящее и будущее существуют «одновременно».
Просто вариантов развития событий записано во Вселенной бесконечное множество, и мы постоянно выбираем свой путь, что и создает иллюзию движения из прошлого в будущее. В действительности, мы существуем в любой точке времени и пространства.
Скоу считает, что события не уходят в небытие, они продолжают существовать в других областях пространства-времени. Тогда получается, что наша судьба предрешена с рождения до смерти.
 «Мы существуем в разном времени — точно так же, как мы существуем одновременно во многих точках пространства», — заявляет доктор Скоу.

Ещё одна новая теория Джулиана Барбура, согласно которой в результате Большого Взрыва возникла не одна, а сразу две Вселенные, которые двигаются в противоположных направлениях во времени. Время, по его мнению, симметрично и всегда движется вперёд, хотя нам может показаться, что обитатели второй вселенной движутся назад во времени.
Может, та, в прозрачной блузке и с кораллами - из второй вселенной?

Исследователи из Университета Саламанки (Испания) Хосе Сеновилл, Марк Марс и Рауль Вера полагают, что не Вселенная расширяется с ускорением под воздействием темной материи, а замедляется космическое время. Однажды оно исчезнет вовсе! — говорят они.
Правда, это случится, когда Земля уже прекратит свое существование, и человечества давно не будет на свете. «Все будет выглядеть, как будто бы было заморожено, подобно картине, которая всегда существовала», — предрекают ученые. «Мы полагаем, что время возникло после Большого взрыва, и так же, как оно родилось, оно может и исчезнуть», — заявляют они.

Что же такое время? С одной стороны, это вроде бы всего лишь условная шкала, фиксирующая течение событий. С другой, это некое свойство пространства. А ведь пространство может искривляться! Следовательно, и время тоже. Не зря ведь при определенных условиях (например, в аномальных зонах) хронометры показывают разные значения — следовательно, время там течет быстрее или медленнее.
 
Значит, время, или то, что мы так называем, есть не что иное, как то, как мы его воспринимаем.
В общем, если нет жизни (об этом уже говорили), то логично допустить отсутствие времени. Мы одновременно еще не родились, живем и умерли.
Утешает ли меня это?

Ну ладно. Пока моя жизнь продолжается (если жизнь существует), пока у меня еще есть время (если оно существует), надо этим воспользоваться.
Молодые и юные побеги с нашего с мужем генеалогического древа во мне особо не нуждаются уже, и можно найти себе новое место в жизни, заняться чем-нибудь интересным.
А если жизнь не существует, тем хуже для нее.
Возможно, наша вселенная – просто шутка?


Рецензии
Очень созвучные мне рассуждения о Времени и о себе! Старости нет! Есть некие превращения телесные,а энергия Души вечна)...Будем жить! Ведь это наш Путь...А со временем у меня тоже были похожие ситуации во сне.Я видела себя- не себя в неком параллельном мире...

Анастасия Дешукова   22.12.2015 11:26     Заявить о нарушении
Как приятно мне читать Ваши отзывы, Анастасия! Обычно меня здесь ругают, я привыкла!
Ох, школы в РФ убивают. Кому это надо? Нельзя вырастить нормальным человеком того, кому не радовались, не улыбались, у кого не было друга и заступника среди учителей. Каждому хулигану и двоечнику такой необходим. На конференции я посылала слабых, и на конкурсы - тоже. Они ж другими потом становились.
Если Вам станет интересно: "Что хотел сказать Маленький Принц" - я с отчаянным хулиганом рылась в материалах, он на конференции с этим выступил, нас выслушали с изумлением, но шестое место из тридцати двух - дали. А свою версию о гибели Пушкина нам с другими маленькими разбойниками озвучить не дали дальше школы, сказали: "Нас убьют!". А мы просто подошли к данным, как положено в информатике, по правилам выстраивания гипотезы.
Агату Кристи очень люблю. Вообще, детективы. Когда работала в школе, таскала детям детективы, и из серии "Черный котенок", и Кристи, Стаута, и прочих - классических, не боевиков. А когда меня пытались критиковать, я парировала, что мне необходимо включить у ребят логическое мышление!
А на счет языков, хоть я к лингвистике никакого отношения не имею, но просто как турист: по-русски в славянских странах не понимают те, кто не учил язык. А вот со знанием белорусского можно спокойно общаться. Это потом я полезла в книги, выяснять, почему так.
Еще раз благодарю Вас за понимание и доброжелательность!
Здоровья, удачи и мира!
С уважением
Ирина


Ирина Комова   22.12.2015 13:09   Заявить о нарушении
А я однажды экзамен по литературе у двоечника приняла: он Агату читал и прекрасно рассуждал о прочитанном.Ему "втюхивали" насильно Пушкина,а он инстинктивно сопротивлялся насилию и прогуливал литературу.Мне как завучу такие ситуации приходилось разруливать- неглупых детей спасать)А сейчас бездомных собак опекаю,их здесь зверски убивают...С наступающими Вас праздниками!У нас в доме всегда отмечали два Рождеста,на первое пекли хворост.. .

Анастасия Дешукова   22.12.2015 19:05   Заявить о нарушении
... а на второе рождество - куличи!
Жуть: Пушкина - насильно!
У нас культ Пушкина, хоть политически он - враг, увы!
Я "Барышню-крестьянку", "Евгения Онегина" использовала на информатике на факультативах, чтобы научить тексты анализировать! Сказки многослойные-многослойные. для меня его "Золотой петушок" - это четкое обоснование, почему контрразведка должна работать в тесном союзе с внешней разведкой!
Мы ж даже программку писали, для анализов текста, "Конек-Горбунок" - Пушкин писал. Я уверена. Но это со студенткой делали.
Правда, со мной литераторы наши ругаться пытались, им не нравилось, что "Барышня-крестьянка" оказалась юмореской, причем - злой. Но возразить не сумели.
Таких информативных авторов, как Пушкин, до сих пор нет он же в каждой букве точен. Чудо!
И я поздравляю Вас с Рождеством, для начала - католическим. У нас половина населения - католики, есть и протестанты. Ходим друг к другу на праздники.
С теплом и пожеланиями счастья
Ирина

Ирина Комова   22.12.2015 21:28   Заявить о нарушении